3299

Интересно в ученье – легко на службе

ФОТО: предоставлены Уральским юридическим институтом МВД России

О том, почему Уральский юридический институт МВД России признан региональной инновационной площадкой, рассказывает его руководитель – генерал-майор полиции Роман Павленков.

Уральский юридический институт МВД России является современным, динамично развивающимся образовательным центром, который за 60-летнюю историю своего существования добился значительных успехов.

Сегодня здесь активно внедряются новейшие педагогические практики, позволяющие всё больше внимания уделять индивидуальному профессионально-творческому развитию обучающихся.

Вместе с тем создание и внедрение современных методов обучения основывается на многолетних традициях, передаваемых из поколения в поколение.

В настоящее время институт признан региональной инновационной площадкой, на базе которой созданы и активно применяются передовые образовательные технологии, которые условно можно разделить на три больших блока.

Первый включает в себя полигонные комплексы, представляющие специализированные учебные площадки и аудитории, предназначенные для отработки практических навыков и умений раскрытия и расследования отдельных видов преступлений и административных правонарушений.

В 2021 году в эксплуатацию введён уникальный межвидовой учебно-ситуационный центр. Это современный полигонный комплекс общей площадью около 2,5 тысяч квадратных метров, являющийся основной учебной площадкой для отработки практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений. Он оснащён современными технико-криминалистическими средствами по обнаружению, изъятию и фиксации следов преступления, обеспечивающими возможность производства традиционных видов экспертиз. Данная площадка объединяет аудиторный фонд, в состав которого входит центр криминалистических экспертиз и исследований и восемь учебных мест, воссоздающих максимально приближенную к реальной обстановку совершения преступлений, а также благоустроенную территорию, стилизованную под городскую среду. Погружаясь в реалистичную обстановку, обучающиеся начинают воспринимать образовательный процесс как обязательный элемент их личностного, индивидуального развития для будущей профессии, проявляют инициативу, стремятся к самостоятельному поиску путей выполнения поставленной задачи.

Продуманные технологические решения и оснащение центра позволяют преподавателю проводить занятия на высоком организационном и методическом уровне, индивидуализировать смоделированные следственные ситуации и обстановку практически любого места происшествия для каждого обучающегося или малого коллектива.

Ещё одним незаменимым приобретением в системе организации образовательного процесса является вновь созданный полигон «Дежурная часть/участковый пункт полиции» для отработки обучающимися практических навыков по предупреждению и пресечению административных правонарушений, обеспечению производства по таким делам. Он состоит из кабинета участкового уполномоченного полиции, специального помещения для административно задержанных лиц, дежурной части, учебной аудитории, а также включает в себя электронный мобильный комплекс с программным обеспечением «Я – полицейский».

Основным преимуществом работы обучающихся в условиях административно-правового кластера является возможность организовать непрерывное обучение от стадии получения теоретических знаний и формирования практических навыков и умений в стенах образовательной организации до применения сформированных компетенций в процессе осуществления служебной деятельности.

Помимо отработки навыков в раскрытии и расследовании преступлений, а также работы по административным правонарушениям, у обучающихся УрЮИ МВД России имеется уникальная возможность приобретать и совершенствовать навыки специальной подготовки. Например, на учебном полигоне «Механизированная колонна на марше», представляющем собой оборудованную территорию с автомобильной техникой, макетами военной техники и контрольно-пропускного пункта (блокпоста). Использование данного полигона направлено на формирование умений и навыков по отражению внезапного нападения противника (преступников) на колонну, проведению осмотра автотранспорта бронетехники на блокпосту (КПП), организации порядка действий и совершении марша в районе проведения контртеррористической операции.

Полигонные комплексы, созданные и используемые в образовательной деятельности института, – неотъемлемый компонент реализации практико-ориентированной модели обучения в целях подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел.

Второй блок технологий включает в себя специализированные автоматизированные программные комплексы (АПК), использование которых позволяет адаптировать образовательные технологии с учётом специфики восприятия современного поколения обучающихся.

В 2020 году авторским коллективом института разработана и внедрена частная методика использования в образовательном процессе при преподавании учебных дисциплин уголовно-правового цикла АПК моделирования деятельности подразделений полиции «По горячим следам». Он является своего рода воплощением современного интерактивного тренажёра, позволяющего обучающемуся применить полученные теоретические знания, тем самым получить новые, развить и отработать уже имеющиеся практические навыки, а преподавателю – проверить и оценить уровень сформированности у курсантов и слушателей профессио­нальных компетенций и уровень их готовности самостоятельно выполнять служебные задачи.

Применённая технологическая цепочка в сочетании с оригинальной компьютерной программой создаёт виртуальную атмосферу практических ситуаций, связанных с деятельностью следователя (дознавателя) и других участников уголовного судопроизводства. Авторские оригинальные находки, основанные на многолетнем опыте работы в различных подразделениях органов внутренних дел, стали основой для того, чтобы деятельность следователя (дознавателя) и других участников раскрытия и расследования преступлений по горячим следам, переведённая на язык программирования, стала понятной и интересной для современного поколения сотрудников органов внутренних дел.

Важной разработкой авторского коллектива института стало создание АПК «Я – полицейский», внедрение которого планируется не только в образовательную, но и в практическую деятельность органов внутренних дел. Его использование позволяет модернизировать рабочее место участкового уполномоченного полиции, автоматизировать ряд функций, не требующих личного участия.

Комплекс обладает высоким ресурсно-педагогическим потенциалом, максимально приближая обучающихся к выполнению задач, возникающих в практической деятельности сотрудников полиции, таких как осуществление административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы; приём заявлений о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, обращений с использованием типовых форм.

В целях подготовки кадров для осуществления оперативно-разыскной деятельности в образовательный процесс внедрён информационно-аналитический комплекс «Орион». Он позволяет развить и проверить аналитические возможности об­учающихся по различным образовательным программам, а также сформировать у них навыки адаптации к стремительно меняющимся условиям оперативно-служебной деятельности и способность к принятию обоснованных решений в условиях ограниченного времени и большого массива исходной информации.

Ещё одним компонентом организации целостного образовательного процесса является АПК «Интерактивная тактическая инсталляция организации и проведения специальных мероприятий». Это пункт расстановки сил и средств органов внутренних дел для тактической подготовки обучающихся к выполнению служебных задач, связанных с применением огнестрельного оружия. Для этого разработана и внедрена частная методика использования тренажёра «АВТО-СКАТТ». Системная работа обучающихся на тренажёре позволяет, во-первых, обеспечить их психологическую подготовку к действиям с огнестрельным оружием в экстремальных условиях, характеризующихся, например, необходимостью ведения огня из движущегося автотранспортного средства, а во-вторых, сформировать устойчивые навыки его применения.

Третий блок современных педагогических технологий, направленных на реализацию практико-ориентированной модели обучения, составляют специализированные мобильные комплексы – новый вид учебных аудиторий. Их появление позволило вывести качество подготовки обучающихся на принципиально новый уровень.

Они позволяют организовать процесс автономно от основной образовательной площадки, что, в свою очередь, обеспечивает динамику образовательного процесса.

Первым из таких комплексов, созданным коллективом авторов института, стала учебная передвижная криминалистическая лаборатория (УПКЛ–2019). Её появление обусловило разработку частной методики использования криминалистической лаборатории как учебно-полигонного центра. Являясь мобильной учебной аудиторией, она обеспечивает возможность работы обучающихся в условиях, максимально приближенных к реальным на месте происшествия: в городе, в лесопарковой зоне, в светлое и тёмное время суток, при значительных колебаниях атмосферной температуры. Такие возможности обеспечиваются техническим оснащением УПКЛ–2019, позволяющим работать со следами, обнаруженными на месте происшествия, незамедлительно – благодаря наличию автономного источника питания и необходимого набора компьютерной техники и криминалистического оборудования.

Достижением Уральского юридического института МВД России также является создание мобильного ситуационного центра координации и проведения оперативно-разыскных мероприятий в учебных условиях. Основной целью его создания является повышение эффективности качества подготовки обучающихся к проведению оперативно-разыскных мероприятий в различных условиях, например, при специально создаваемом частотном ограничении сетей радиосвязи. Центр оснащён современным инфокоммуникационным оборудованием и обес­печивает оперативное перемещение и развёртывание необходимых сил и средств, а также комфортные условия для работы и отдыха сотрудников, выполняющих оперативное задание.

Обучающиеся помещаются в максимально приближенную к реальным условиям оперативную обстановку и выполняют определённое преподавателем задание, используя технические возможности и современную компьютерную технику.

Также в числе специализированных мобильных комплексов, используемых в образовательном процессе УрЮИ МВД России, – купольный мультимедиацентр. Благодаря получаемому эффекту присутствия работа в условиях центра предоставляет обучающимся возможность стать непосредственными участниками событий, что способствует формированию профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел.

Основное преимущество специализированного мобильного комплекса – в возможности его применения на различных учебных площадках, в том числе и для реализации совместных методик проведения межкафед­ральных занятий. Так, применение купольного мультимедиацентра в условиях тирового комплекса позволяет проводить занятия по огневой подготовке, обязательным элементом которых является приведение обучающихся в состояние психологической готовности к ведению огня из различных видов оружия в усложнённых условиях оперативной обстановки.

Современные образовательные практики, реализуемые в Уральском юридическом институте МВД России, получили свою апробацию в образовательном процессе, показали качественное улучшение результатов текущей успеваемости обучающихся, существенно повысили уровень мотивации к прохождению дальнейшей службы в органах внутренних дел.

Кроме того, решением научно-практической секции ДГСК МВД России от 10 марта 2021 года применение частной методики использования аппаратно-программного комплекса моделирования деятельности подразделений полиции «По горячим следам» признано положительным опытом и распространяется на деятельность других образовательных организаций.

Необходимо отметить, что педагогические технологии, создаваемые и используемые нами в образовательном процессе, основываются на индивидуальном подходе, способном сформировать целостную личность будущего сотрудника органов внутренних дел, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей. Данный принцип обусловливает уникальность каждой из представленных методик, что подтверждается соответствующими сертификатами и свидетельствами, удостоверяющими исключительное право на их использование за Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна