2897

Системный подход к дорожной безопасности

Системный подход к дорожной безопасности

О том, каких результатов удалось добиться в рамках реализации федеральных проектов, направленных на повышение безопасности дорожного движения, рассказывает первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковник полиции Александр Горовой.

Обеспечение безопасности дорожного движения для Российской Федерации остаётся актуальной задачей, требующей активных действий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий. Её выполнение возможно за счёт усиления межведомственного взаимодействия, комплексного воздействия на проблемы в области обеспечения безопасности дорожного движения, реализации в каждом из направлений деятельности мер системного характера. Особую значимость приобретает скоординированная работа всех заинтересованных ведомств и служб, ключевой из которых является Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Действенными площадками для принятия значимых решений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения являются Государственный Совет Российской Федерации, Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения, Проектный комитет, где в режиме межотраслевого обсуждения вырабатывается согласованная позиция федеральных и региональных органов государственной власти, общественных организаций, экспертного сообщества по ключевым позициям государственной политики в сфере дорожной безопасности.

Основным инструментом достижения стратегической цели – стремления к нулевому показателю смертности на дорогах – является национальный проект «Безопасные качественные дороги», стартовавший в 2019 году и ставший логическим продолжением совместной работы федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Целевой показатель проекта – снижение в 2020 году количества погибших в ДТП до 10,9 на 100 тысяч населения успешно достигнут. В более ценном «измерении» – это 900 спасённых человеческих жизней.

Такая динамика стала возможной в условиях наращивания скоординированных усилий всех заинтересованных федеральных органов государственной власти – участников проекта, органов госвласти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 сместил заложенный в национальных проектах горизонт планирования с 2024 на 2030 год. К этому сроку уровень социального риска, сохранённый в качестве приоритетного показателя, должен составить не более 4 погибших в ДТП на 100 тысяч населения.

Для усиления функции мониторинга и контроля за достижением установленных показателей будет применяться новый, дополнительный, измеряющий транспортный риск (количество погибших в ДТП человек на 10 тысяч транспортных средств).

Реализация положений национального проекта «Безопасные качественные дороги» и его составной части федерального проекта «Безопасность дорожного движения» предусматривает «наступательные» действия по целому ряду направлений. Это модернизация законодательной базы, регулирующей сферу обеспечения безопасности дорожного движения, активная цифровизация автодорог и транспортной инфраструктуры в целом, материально-техническое оснащение профильных служб и прежде всего – Госавтоинспекции. А также проработка основных положений, касающихся деятельности по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП и внедрения эффективных методов воздействия на сознание, в том числе образовательного характера, на участников дорожного движения всех возрастов. По каждому из перечисленных направлений проводится совместная усиленная работа представителей МВД России и сотрудников соответствующих ведомств, в том числе на региональном уровне.

Так, в рамках федерального проекта «Безопасность дорожного движения» в 2020 году разработан и принят ряд законодательных инициатив, в том числе по допуску граждан к управлению транспортными средствами, внесены изменения в правила учёта дорожно-транспортных происшествий. Продолжается деятельность по переработке нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

В связи с ростом в прошлом году на 13,7 процента количества ДТП из-за технических неисправностей транспорта и гибелью в них порядка 1,2 тысячи человек Госавтоинспекцией разработан пакет нововведений для проведения так называемой реформы техосмотра, предусматривающей усиленный контроль за выдачей электронных диагностических карт с обязательной фотофиксацией всех этапов технического осмотра транспортных средств, а также новый порядок проведения техосмотра автобусов при непосредственном участии сотрудников Госавтоинспекции.

Помимо законодательного вектора активная работа проводится по осуществлению материально-технического переоснащения подразделений Госавтоинспекции.

В прошлом году сотрудники дорожно-патрульной службы в субъектах Российской Федерации получили свыше 4 тысяч новых патрульных автомобилей с высокими динамическими характеристиками, позволяющими в различных климатических и географических условиях выполнять задачи по профилактике нарушений, способствующих совершению ДТП с наиболее тяжкими последствиями.

Также региональным подразделениям в 2020 году передана партия новейших технических средств по контролю за состоянием дорог. В распоряжении автоинспекторов теперь есть дополнительно более 650 приборов для измерения ровности дорожного полотна, свыше 200 – для определения коэффициента сцепления шин с покрытием, более 700 устройств для измерения освещённости дорог. Значительные средства выделены на осуществление ежегодной поверки и ремонта поставляемых в подразделения автомобилей и техники.

Ещё одно важное направление – цифровизация транспортной инфраструктуры в целях повышения безопасности дорожного движения. Так, выполняются планы по внедрению интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, применение энергосберегающих технологий освещения автомобильных дорог. Продолжается создание системы комплексной автоматизации контрольно-надзорной деятельности – ЕАИСТО, где формируются электронные диагностические карты и загружаются фотографии приехавших на проверку автомобилей, «Оперативная выборка данных», «Надзор ГИБДД». Осуществлено развитие и материально-техническое обеспечение автоматизированных систем сбора, учёта, анализа сведений о показателях в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе подсистем единой информационно-аналитической системы безопасности дорожного движения МВД России (ЕИАС БДД МВД России).

Для оптимизации и эффективного применения систем фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения на заседании проектного комитета по национальному проекту утверждена специальная методика определения мест их размещения, разработанная МВД России совместно с Минтрансом России и субъектами Российской Федерации.

Беспилотные автотранспортные технологии и участие в дорожном движении электромобилей также являются важными темами при обсуждении вопросов, связанных с безопасностью наших граждан на дорогах, независимо от их категории как участников дорожного движения.

Говоря о вопросах медицины, непосредственно связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, следует отметить позитивные шаги: для оперативного оказания помощи пострадавшим в ДТП закупаются новые автомобили скорой помощи. Проходят закупки хроматографов для выявления у водителей в условиях медицинских стационаров и поликлиник состояния опьянения в результате употребления наркотических средств, психотропных или иных веществ.

Ведётся работа по совершенствованию информационного обмена сведениями о выданных медицинских заключениях между Минздравом России и МВД России. Отсутствие доступа к таким сведениям затрудняет выявление граждан, имеющих медицинские ограничения по допуску к управлению транспортными средствами.

Наконец, в целях повышения культуры поведения на дорогах и формирования правосознания участников дорожного движения Госавтоинспекцией проводятся социальные кампании и акции, направленные на привлечение внимания населения к основным факторам риска при участии в дорожном движении и их профилактику.

Особый акцент сделан на совершенствовании практики обучения детей безопасному поведению на дорогах, развитию отрядов юных инспекторов движения.

Так, в целях профилактики ДТП с участием одной из наиболее уязвимых категорий – детей-пассажиров – в большинстве субъектов Российской Федерации реализуются оперативно-профилактические мероприятия «Ребёнок – главный пассажир». На базе перинатальных центров и родильных домов проведены тренинги с участием женщин-рожениц по отработке навыков безопасной перевозки детей на автомобилях. В 2019–2020 годах было обучено 200 медработников, проведено свыше 4,5 тысячи тренингов, которые посетили 9 тысяч участниц. В минувшем году тренинги стартовали в 35 регионах, к концу 2021 года они должны пройти в 100 перинатальных центрах всех 85 субъектов страны.

Наряду с этим принимаются меры по вовлечению общества в процесс контроля за соблюдением правил дорожного движения.

Для этой цели используются современные способы коммуникации, прежде всего – сеть Интернет. Граждане имеют возможность непосредственного участия в обсуждении, а также выработке нормативно-правовых и управленческих решений по вопросам безопасности дорожного движения.

Во всех субъектах Российской Федерации организовано размещение тематических видеороликов социальной рекламы, на местных радиостанциях выходят в эфир передачи на актуальные темы в области обеспечения безопасности дорожного движения. На эти цели в 2020 году из бюджета федерального проекта выделялось более 355 миллионов рублей, в текущем – почти вдвое больше.

Не менее важную роль в реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» играют мероприятия и по другим федеральным проектам национального проекта «Безопасные качественные дороги», например, таким, как «Региональная и местная дорожная сеть», а также «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» (их курирует Минтранс России). Они направлены на обустройство транспортной инфраструктуры дорожными знаками, ограждениями, разметкой, тротуарами и пешеходными дорожками, искусственным освещением, дорожными неровностями и комплексами автоматической фиксации нарушений ПДД.

Реализованные системные меры в 2020 году позволили значительно снизить аварийность на российских дорогах: общее количество ДТП сократилось на 11,07 процента (до 137,6 тысячи происшествий), число погибших в них людей уменьшилось на 4,49 процента (до 15,7 тысячи человек), раненых – на 12,7 процента (до 175,1 тысячи).

По итогам 5 месяцев 2021 года на российских дорогах зафиксировано снижение количества ДТП с пострадавшими на 7,2 процента (45,8 тысячи происшествий), числа погибших в них людей – на 13,2 процента (4,5 тысячи человек) и раненых – на 8 процентов (58,1 тысячи).

Уменьшилось количество ДТП с участием пешеходов на 6,9 процента (12,7 тысячи происшествий), снизилось число погибших в них на 25,5 процента (1072 человека) и раненых – на 4,9 процента (12,1 тысячи). Реже стали фиксироваться ДТП с участием водителей в состоянии опьянения (снижение на 39,3 процента, всего 3,2 тысячи). В таких ДТП отмечается сокращение выездов на встречную полосу на 0,39 процента (4,3 тысячи), числа погибших – на 1,84 процента (1,3 тысячи) и раненых – на 6,4 процента (7,5 тысячи). Снизилось количество происшествий при сопутствующих недостатках эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на 1 процент (17,8 тысячи), погибших – на 11,9 процента (1,1 тысячи человек) и раненых – на 1,6 процента (22,1 тысячи) в них.

И это не пустые цифры. За каждой из них стоит человеческая жизнь, здоровье участника дорожного движения, сохранение материального благосостояния наших граждан, которые благодаря созданным безопасным условиям участия в дорожном движении не пострадали в ДТП и не повредили принадлежащие им транспортные средства.

Добиться активного движения проблемных статистических показателей вниз удалось именно благодаря реализации мер системного характера, направленных на снижение уровня аварийности и смертности в результате ДТП, слаженной работы основных профильных ведомств, в том числе Госавтоинспекции – как значимого структурного подразделения системы МВД России, празднующего 3 июля 2021 года 85-летие со дня образования.

Штатная численность подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по состоянию на 1 января 2021 года составляла 86,5 тысячи должностей.

Ежедневная работа Госавтоинспекции необходима, востребована, уважаема, но, к сожалению, сопряжена с риском для жизни и здоровья её сотрудников. В 2020 году при исполнении служебных обязанностей погибли 9 и получили ранения 445 сотрудников Госавтоинспекции.

В минувшем году за проявленное мужество и отвагу к награждению государственными наградами Российской Федерации представлены 11 автоинспекторов. Из них к медалям «За отличие в охране общественного порядка» – шесть человек, «За спасение погибавших» – четыре, «За отвагу» – один сотрудник полиции.

Формирование государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, возложенное на МВД России, принятие оперативных и в то же время эффективных мер, направленных на решение основных задач, сформированных в стратегических документах страны, определяют новые цели и задачи Госавтоинспекции как в её юбилейный год, так и в долгосрочной перспективе работы.

Поздравляю всех сотрудников Госавтоинспекции с 85-летием службы!

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна