И учились, и воевали…

О подготовке управленческих кадров для органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны рассказывает старший преподаватель-методист Центра командно-штабных учений Академии управления МВД России полковник полиции Константин Егоров.
В предвоенный период кадры для НКВД СССР готовились в 37 школах милиции и на курсах усовершенствования начальствующего состава, а основным учебным заведением являлась располагавшаяся в Москве Центральная школа рабоче-крестьянской милиции (далее – ЦШ).
В преддверии Великой Отечественной войны здесь, наряду с обычными, особое внимание уделялось дисциплинам, связанным с ратной службой. Так, в 1940-1941 учебном году объём часов, выделяемых на строевую и физическую подготовку, стрелковое дело, технические средства борьбы, тактику и топографию, составил около 25 процентов всего учебного времени.
В связи с этим 26 июня 1941 года был издан приказ НКВД СССР «О перестройке работы учебных заведений НКВД РСФСР на период военного времени».
Согласно этому документу сроки обучения во всех школах милиции, в том числе и в центральной, были сокращены с 2 лет до 9 месяцев. Кроме того, изменялась работа «учебных заведений НКВД РСФСР в соответствии с задачами ускоренной подготовки кадров в военное время».
Слушатели и преподаватели, помимо учёбы, преимущественно в ночное время, участвовали в противовоздушной обороне и охране общественного порядка. При этом никаких поблажек в освоении учебной программы никому не делалось: с утра все в обязательном порядке присутствовали на занятиях.
Так, 12 июля 1941 года состоялся очередной выпуск слушателей ЦШ. 21 июля 1941 года окончили 8-месячные курсы откомандированные в распоряжении УНКВД Московской области 38 слушателей. 22 июля 1941 года состоялись выпуски слушателей курсов двухгодичного обучения: на отделениях среднего начальствующего состава – 155 человек и научно-технического состава – 13 человек с последующим откомандированием в распоряжение различных региональных УНКВД, а также НКВД СССР. Кроме того, в октябре 1941 года многие из выпускников были направлены в воинские части, сформированные НКВД СССР, в том числе такие, как истребительный мотострелковый полк Управления НКВД города Москвы и Московской области, Отдельная мотострелковая бригада особого назначения.С 14 июля 1941 года был установлен распорядок дня по военному времени: 8 уроков в день продолжительностью по 50 минут и 4 часа самоподготовки. Три урока в неделю отводились на физическую подготовку. В школах милиции обязательным стало обучение всего личного состава основам противовоздушной и противохимической обороны. Слушатели и преподаватели должны были поддерживать режим светомаскировки в здании школы, постоянно носить противогазы как в школе, так и при выходе в город. Большая часть руководителей и сотрудников переводилась на казарменное положение.
Стенгазета «За отличную учёбу»
Несмотря на тяжёлую обстановку на фронте, в ЦШ состоялся очередной набор: с 1 сентября 1941 года приступили к обучению 26 слушателей научно-технического отделения и 187 слушателей оперативного отделения.
В связи с приближением линии фронта к столице страны Государственный комитет обороны 15 октября 1941 года принял постановление «Об эвакуации столицы СССР – г. Москвы», поэтому с конца октября 1941 года новым местом дислокации ЦШ стал город Горький. Здесь личный состав, помимо учёбы, нëс службу по охране железнодорожных коммуникаций, обеспечивал контрольно-пропускной режим на шоссейных дорогах и других объектах. Обратно в столицу школа была переведена после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой в феврале 1942 года.
В это время трудности в организации учебно-воспитательного процесса заключались прежде всего в том, что не было стабильных учебных планов, - в них постоянно вносились новые корректировки. Обучение в зависимости от категории слушателей проходило по индивидуальным планам в сроки от 1,5 до 9 месяцев, а занятия начинались по мере комплектования отдельных потоков. При этом в соответствии с военной обстановкой выпуски в некоторых случаях проводились досрочно.
Трудности в организации учебно-воспитательного процесса были связаны и с многопрофильностью подготовки: ЦШ готовила командный и оперативный состав территориальной и транспортной милиции, политработников органов и частей милиции, экспертов-криминалистов, переводчиков и других специалистов.
Для стимулирования слушателей приказом начальника ЦШ было учреждено переходящее Красное Знамя Центральной школы милиции НКВД СССР, которое вручалось учебной группе, показавшей наиболее высокие результаты и получившей в целом отличную оценку. Первый раз оно было вручено 31 декабря 1942 года.
В связи с реорганизацией органов внутренних дел и государственной безопасности СССР 2 июля 1943 года Центральная школа рабоче-крестьянской милиции была преобразована в Высшую школу НКВД СССР (далее – ВШ) для подготовки руководящего состава ведомства. Перед учебным заведением были поставлены дополнительные задачи: подготовка переводчиков для работы с военнопленными и в других сферах, где требовалось знание иностранных языков, а также подготовка преподавателей специальных дисциплин для средних школ НКВД СССР.
Значительное внимание уделялось физической подготовке. Слушатели активно участвовали в спортивных соревнованиях и неоднократно занимали призовые места. Так, 7 мая 1944 года женская команда школы на соревнованиях по стрельбе из боевой винтовки на дистанции 100 метров, организованных 1-м райсоветом общества «Динамо» города Москвы, заняла 2-е место, а 1 и 2 июля 1944 года команда физкультурников № 80, включавшая мужскую сборную ВШ, на легкоатлетических соревнованиях на первенство среди оперативных отделов НКВД СССР заняла 1-е место в семи видах соревнований.
Практическое занятие по стрельбе
В последние годы Великой Отечественной войны курсанты в ВШ обучались на трёх курсах: на первом и втором оперативных и на спецкурсах иностранных языков. На последних изучались немецкий, английский, польский, румынский, финский, турецкий, а также персидский языки. Такая ориентация была неслучайной. Наступая, советские войска всё более и более углублялись на вражескую территорию. Они брали в плен многих военнослужащих Германии, Венгрии, Румынии, Финляндии и Турции. Переводчиками на их допросах зачастую выступали сотрудники, прошедшие соответствующую подготовку в ВШ.
Наступили победные дни. 9 мая 1945 года начальником школы был подписан приказ, разрешавший в связи с празднованием Победы увольнение 75 процентов личного состава из числа курсантов в городской отпуск. Также было предписано 9 мая с 15:00 открыть все окна в учебном корпусе во избежание повреждения стёкол во время артиллерийского салюта.
Свой вклад в достижение Великой Победы внесли многие сотрудники милиции, которые, не щадя своей жизни, боролись с преступностью и обеспечивали общественный порядок в непростых условиях военного времени. В 1941-1945 годах слушатели и курсанты вместе с преподавателями и руководством школы по приказам НКВД СССР неоднократно направлялись для выполнения различных оперативных заданий. Численный состав групп определялся степенью сложности операций.
Медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» были награждены 361 курсант и 33 преподавателя.
После разгрома войск фашистской Германии и её стран-сателлитов, в связи с пленением большого количества иностранных солдат и офицеров, одной из главных задач ВШ стала профессиональная подготовка специалистов-переводчиков для работы с пленными, поэтому руководством школы было уделено особое внимание активному изучению курсантами иностранных языков, необходимых для практической работы. Заметим, что среди изучаемых языков были представлены и такие, которые относятся к категории трудно усваиваемых, так называемой восточной группы. На практику слушатели направлялись в лагеря для военнопленных.
Кроме того, для дальнейшего развития организационно-учебной, методической и научной работы в мае 1945 года при ВШ был создан Учебный совет, в который вошли руководители НКВД СССР и ВШ. Тогда же, чтобы повысить качество обучения оперативного состава, были установлены новые профили и сроки подготовки и переподготовки слушателей.
Организационные изменения в системе управления милицией в годы Великой Отечественной войны привели к изменению технологии образовательного процесса, форм и методов обучения, позволивших в экстремальных условиях продолжать подготовку милиционеров, обеспечивая потребности страны в квалифицированных кадрах. Подвергшаяся в период Великой Отечественной войны серьёзному испытанию система советской высшей школы с честью выдержала его.
Памятная доска в Академии управления МВД России
Читайте также
