Здесь всегда горит партизанский костёр
Бессмертному подвигу защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, храбро сражавшихся с врагом на временно оккупированной территории, посвящён мемориальный комплекс «Партизанская поляна».
Он расположен в 12 километрах к востоку от Брянска, на берегу реки Снежеть. Именно здесь в сентябре 1941 года, накануне немецкой оккупации, был проведён общий сбор всех местных партизанских отрядов, только начинавших свой боевой путь.
Борьба народных мстителей в тылу фашистских войск – особая страница в летописи Великой Отечественной войны, в которую вписаны многочисленные примеры героизма и самоотверженности, мужества, целеустремлённости и стойкости советских граждан, вставших на защиту Отечества.
Для подготовки отрядов и агентурной сети на территориях, временно захваченных фашистскими войсками, ещё в первых числах июля 1941 года в Наркомате внутренних дел была сформирована Особая группа, подчинённая непосредственно наркому. Впоследствии она неоднократно реорганизовывалась, и в январе 1942 года её приемником стало 4 Управление НКВД СССР, которое и после создания в мае 1942 года Центрального штаба партизанского движения продолжало активную работу по организации разведывательно-диверсионной деятельности в тылу врага.
В числе сформированных в первые месяцы войны сотрудниками наркомата отрядов были и брянские. Всего на территории области их действовало 139, позднее объединённых в 27 бригад.
За время продолжавшейся почти два года оккупации они ни дня не давали покоя гитлеровцам. Освободили и долго удерживали около 500 населённых пунктов, в том числе районный центр Дятьково. Уничтожили в общей сложности свыше 100 тысяч солдат и офицеров врага, пустили под откос 1040 эшелонов с техникой и живой силой, подбили и сожгли 226 танков и бронемашин, 120 самолётов…
А самой крупной боевой операцией брянских партизан стал подрыв в 1943 году Голубого моста. Проложенный через широкую пойму Десны, он получил своё название потому, что при свете дня небо и река отражаются в его стальных конструкциях и оттого они издалека кажутся голубыми. Расположен мост на 34–35-м километре железной дороги Брянск–Гомель, недалеко от райцентра Выгоничи. Основная часть этого стратегического объекта состояла из трёх одинаковых пролётов; дальше железнодорожные пути проходили по дамбе.
Несмотря на её недостаточную подготовленность и отсутствие у советского командования и войск в целом должного опыта проведения столь широкомасштабных боевых действий, на начальном этапе удалось добиться определённых успехов: немецкая оборона, в основном благодаря беспримерному мужеству наших солдат, была прорвана, на отдельных направлениях передовые части продвинулись на 30–60, а позднее и до 100 километров. Немецкое командование срочно пыталось залатать образовавшиеся бреши и перебрасывало к местам прорыва резервы. Для этого железнодорожная магистраль Гомель–Брянск задействовалась круглосуточно с предельной нагрузкой. В день через Голубой мост проходило более 30 эшелонов.
Естественно, и охраняли этот стратегически важный объект, располагавшийся к тому же вблизи лесного массива, немцы особенно тщательно. У моста были вырыты окопы, сообщавшиеся между собой и имевшие заграждения из колючей проволоки, сооружены доты и железобетонные дзоты, в которых круглосуточно дежурили пулемётчики, подходы заминированы, все деревья и кусты вокруг вырублены. По краю леса протянута проволока с нанизанными на неё пустыми консервными банками. Стоило им только-только заколыхаться и загреметь, как охрана открывала огонь в направлении звука. Мост можно было взорвать только используя значительные силы и хорошо подготовленных специалистов.
В конце февраля 1943 года, в разгар боёв за город Севск, командующий Центральным фронтом Константин Рокоссовский обратился к начальнику Центрального штаба партизанского движения Пантелеймону Пономаренко: «Предлагаю поставить задачу брянским партизанам: взорвать в районе Выгоничей железнодорожный мост, пропускающий к фронту десятки вражеских эшелонов в сутки».
И 2 марта 1943 года в штаб партизанской бригады имени Щорса пришла радиограмма за подписью начальника штаба партизанского движения на Брянском фронте старшего майора госбезопасности Александра Матвеева: «Приказываю бригаде им. Щорса – 500 человек совместно с отрядом Ворошилова-1 – 350 человек под командованием М. П. Ромашина взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничей».
Для выполнения этой задачи партизаны ежедневно учились по-пластунски пробираться по глубокому снегу, блокировать дзоты.
4 марта для них была подготовлена тренировочная площадка, на которой сооружены из брёвен макеты двух ферм моста. Основное время подготовки – ночное. Подрывники должны были в темноте за 20 минут заложить под обе секции по 400 килограммов тола и на 200 метров отвести провода.
Утром 5 марта были взяты два «языка» из охраны моста. Из показаний пленных, а также по данным боевой и агентурной разведки было установлено, что гарнизон, который охраняет Голубой мост, состоит из 270–300 солдат и офицеров.
На следующий день в штабе бригады имени Щорса собрались командиры отрядов и групп. Герой Советского Союза Михаил Ромашин подробно изложил план операции.
После уточнения отдельных вопросов начальник штаба Власов объявил приказ № 005 от 6 марта 1943 года: «Силами партизанских бригад им. Щорса, "Смерть немецким оккупантам" им. Кравцова, отряда им. Ворошилова № 1 взорвать железнодорожный мост через Десну в районе Выгоничей. В момент нападения групп захвата на гарнизон, охраняющий мост, атаковать силы противника в Выгоничах, Полужье, Крестах и Лопуши. Повсюду разрушить телефонно-телеграфную связь, железнодорожное полотно со стороны Брянска и Почепа, не допустить переброски вражеских резервов к мосту и взорвать его».
До 6 марта продолжалась подготовка подрывников, обследование подступов к мосту; в его окрестности доставлялось большое количество взрывчатки. В течение 7 марта партизаны по лесным дорогам достигли мест сосредоточения. И в ночь на 8-е ударные группы напали на охрану, а отряды, отвлекающие врага – на расположенные поблизости гарнизоны. В результате народным мстителям удалось выйти непосредственно к мосту и подорвать один из его пролётов. Регулярное движение поездов было прервано на 28 суток, что существенно затруднило снабжение немецкой армии на брянском направлении. Партизаны настолько ошеломили врага своей атакой, что, как потом выяснилось на допросах пленных, фашисты решили: против них действуют регулярные советские войска, прорвавшие фронт.
Операция по взрыву железнодорожного моста через Десну в районе Выгоничей стала одной из крупнейших партизанских диверсий за все годы Великой Отечественной войны, получила высокую оценку советского командования. Начальник штаба партизанского движения Пантелеймон Пономаренко писал: «Взрыв крупных Навлинского и Выгоничского мостов с уничтожением их гарнизонов... войдёт блестящей страницей в историю Великой Отечественной войны».
…Идея о создании мемориального комплекса и памятника партизанам впервые зародилась на встрече бойцов бригад имени Д. Е. Кравцова и Н. А. Щорса 13 сентября 1968 года. Проект был безвозмездно разработан брянским художником-архитектором Василием Городковым. Пожертвования на строительство приходили со всего Советского Союза. И уже через год состоялось торжественное открытие мемориала «Партизанская поляна». В 1977 году в состав комплекса вошёл Музей истории партизанского движения на Брянщине с диорамой «Взрыв Голубого моста» и барельефной портретной галереей народных мстителей – Героев Советского Союза, сражавшихся на брянской земле. На сегодняшний день это самый крупный в России музей партизанской славы.
Центральное место комплекса – обелиск высотой 20 метров. Рядом – мраморные стелы в память бригад имени Кравцова и имени Щорса.
На красном граните Стены памяти увековечены фамилии 7700 погибших. Бронзовые знамёна склонились в честь павших героев. Символический партизанский костёр – сердце мемориального комплекса. В 1981 году участники Всесоюзной встречи партизан и подпольщиков заложили здесь Аллею памяти.
Интерьер партизанских землянок знакомит посетителей с суровым бытом народных мстителей. В конце августа 2007 года комплекс пополнился выставкой боевой техники под открытым небом: от образцов периода Великой Отечественной войны до техники, находящейся на вооружении Российской армии в наши дни. Сейчас в музее собраны подлинные экспонаты: фотографии и документы, уникальные газеты, напечатанные на бересте, печатный станок, шрифт, оружие, личные вещи участников Великой Отечественной войны. Электрифицированная карта-стенд демонстрирует размах партизанского движения на Брянщине.
В Большом зале рассказывается о трёх этапах его развития: зарождении, появлении первых отрядов; дальнейшей организации движения, появлении органов по его руководству, объединении отрядов в бригады; и о завершающем этапе – изгнании оккупантов.
Малый зал посвящён помощи мирного населения партизанам.
В Лекционном зале посетители могут узнать, что делалось после войны для сохранения памяти о деятельности народных мстителей в Брянской области. Здесь проводятся кинопоказы, интерактивные игры, конференции и массовые мероприятия.
Свою лепту в сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны внесли наши современники – брянские железнодорожники, установившие в ноябре 2010 года памятник в честь подвига партизан недалеко от Голубого моста.
Комплекс «Партизанская поляна» уникален как пространство мемориального значения, обладает мощной энергией и исключительной художественной выразительностью. Посетители погружаются в аутентичную историческую среду, связанную с реальными событиями. Здесь принимают присягу воины вооружённых сил и сотрудники правоохранительных органов, проводятся встречи бывших партизан и подпольщиков, ныне живущих в России и в других странах СНГ.
Вернуться в раздел
Читайте также
