8492

Государство гарантирует компенсацию

Редакция «Полиции России» начинает серию статей о правовом регулировании обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Рассказывают начальник Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации полковник внутренней службы Валентин Ткачёв и начальник отдела социального законодательства Служебно-правового управления Договорно-правового департамента МВД России полковник внутренней службы Инна Сазонова.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) к основным направлениям деятельности полиции относятся в том числе защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения. Решая указанные задачи в процессе повседневной оперативно-служебной деятельности, сотрудники полиции подвергают опасности свою жизнь и здоровье, которые зачастую становятся объектами посягательств со стороны правонарушителей.

Конституционный суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что военная и аналогичная ей служба, включая службу в органах внутренних дел, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемая в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряжённых со значительным риском для жизни и здоровья, что – в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации – влечёт обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Одной из форм исполнения государством указанной конституционной обязанности является обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (Постановление от 18 июня 2018 г. № 24-П).

Согласно части 1 статьи 43 Закона о полиции жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Действие указанного предписания распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (часть 2 статьи 56 Закона о полиции).

Законодательными основами института обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК) и Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – Закон о страховании).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 935 ГК законом на указанных в нём лиц может быть возложена обязанность страховать жизнь, здоровье или имущество других определённых в законе лиц на случай причинения вреда жизни и здоровью или имуществу.

Пунктом 1 статьи 936 ГК предусмотрено, что обязательное страхование осуществляется путём заключения договора страхования лицом, на которое возложена обязанность такого страхования (страхователем) со страховщиком.

Обязательное страхование осуществляется за счёт страхователя (пункт 2 статьи 936 ГК).

Согласно пункту 1 статьи 969 ГК в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определённых категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счёт средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

Пунктом 2 статьи 969 ГК определено, что обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании, указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками), либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

Пунктом 4 статьи 969 ГК установлено, что правила, предусмотренные главой 48 ГК, применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании и не вытекает из существа соответствующих отношений по страхованию.

Особенности обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел закреплены в Законе о страховании. В соответствии со статьёй 1 Закона о страховании объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с данным Законом, являются жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в течение одного года после окончания службы.

В Законе о страховании для обозначения указанных лиц введено сокращение «застрахованные лица».

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о страховании страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее – страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Письмом МВД России от 27 декабря 2021 г. № 1/14970 до органов, организаций и подразделения системы МВД России доведена информация о том, что по итогам открытого конкурса, проведённого в электронной форме, заключён государственный контракт обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел с акционерным обществом «Страховое общество газовой промышленности» (далее – СОГАЗ) от 22 декабря 2021 г. № 130. Действие государственного контракта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

В связи этим оформленные документы по страховым случаям, наступившим с 1 января 2022 года, следует направлять в СОГАЗ по адресу: 107078 г. Москва, проспект Академика Сахарова, дом 10. Единый федеральный бесплатный круглосуточный телефонный номер СОГАЗ: 8 (800) 333-08-88. В силу предписаний пункта 2 статьи 2 Закона о страховании страхователем по обязательному государственному страхованию является (далее – страхователь) МВД России.

Пунктом 3 статьи 2 Закона о страховании определён круг лиц, являющихся выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее – выгодоприобретатели). К ним, помимо застрахованных лиц, отнесены: супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, дедушка и (или) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трёх лет в связи с отсутствием у него родителей, отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет, несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях, и подопечные застрахованного лица.

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 1195764-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (далее – законопроект), которым предлагается перечень выгодоприобретателей дополнить указанием на лицо, признанное фактически воспитывавшим и содержавшим застрахованное лицо в течение не менее пяти лет до достижения им совершеннолетия (фактический воспитатель).

Законопроектом предполагается, что признание такого лица фактическим воспитателем будет осуществляться судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Правительство Российской Федерации письмом от 8 июня 2021 г. № 5491п-П4 законопроект поддержало при условии его доработки. При этом во избежание необоснованного распространения предусмотренного законопроектом требования о необходимости получения судебного решения для установления факта воспитания застрахованного лица на дедушек и (или) бабушек, отчима и (или) мачеху застрахованного лица, отвечающих условиям, определенным в соответствующих предписаниях Закона о страховании, Правительством Российской Федерации было предложено уточнить, что вводимые предписания на них не распространяются.

В соответствии со статьёй 4 Закона о страховании страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее – страховые случаи) для сотрудников органов внутренних дел и граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, являются: гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы, смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы, установление застрахованному лицу инвалидности в период службы, установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы, получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).

Размеры страховых сумм, выплачиваемых страховщиком при наступлении страховых случаев, определены пунктом 2 статьи 5 Закона о страховании, дифференцируются в зависимости от вида страхового случая, степени тяжести причинённого вреда здоровью и в настоящее время с учётом произошедших ежегодных индексаций составляют: в случае гибели застрахованного лица в период прохождения службы или до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы, – 2 968 464,04 рубля в равных долях всем выгодоприобретателям; в случае установления застрахованному лицу в период прохождения службы или до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученного в период прохождения службы, инвалидности I группы – 2 226 348,04 рубля, II группы – 1 484 232,03 рубля, III группы – 742 116,02 рубля; в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы тяжёлого увечья (ранения, травмы, контузии) – 296 846,40 рубля, лёгкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 74 211,60 рубля.

Согласно абзацу девятому пункта 2 статьи 4 Закона о страховании размеры страховых сумм ежегодно увеличиваются (индексируются) с учётом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

(Продолжение следует).

Вернуться в раздел
Милицейская волна