Новый закон – как импульс развития
О создании и значении принятого 10 лет назад Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко.
Время подтвердило правильность решения о переименовании милиции в полицию, придания в тот период этому государственному и общественному институту нового импульса развития, встраивания его деятельности в мировую практику, с точки зрения не только наименования, но и общих подходов к службе в полиции, её денежному содержанию, государственной и общественной поддержке и оценке.
Понятно, что полиция, как и любая «силовая» составляющая государственной власти, наиболее подвергнута попыткам её дезорганизовать, нарушить оптимальное равновесие в обществе.
Однако надо прямо признать, что до обозначенного социалистами-утопистами прекрасного далёка, когда все будут любить и уважать друг друга, обществу предстоит ещё пройти достаточно большой путь, который невозможен без противодействия злу силой. Если рассматривать преступление закона как зло, то полиция с её универсальной компетенцией по помощи каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств, именно та часть власти, которая предназначена для этого противодействия.
Ведь с незапамятных времён до настоящего времени самым главным методом управления является метод кнута и пряника. Изменения его относятся только к силе кнута и сладости пряника.
Чем спокойнее состояние общества, тем меньше надобность в сильной полиции, и она как бы незаметна и воспринимаема большинством как нечто само собой разумеющееся, чем напряжённее – тем более ожидаема от неё своевременная защита от противоправных проступков.
Принижение и необеспечение со стороны власти должного потенциала эффективности полиции является угрозой не только для самой власти, но и для устоев всего общества, во имя которого осуществляется государственное управление.
Произведённые в новом законе о полиции конструктивные преобразования форм и методов правоохраны, инкорпорация норм международного права не привели к слому лучших практик милиции потому, что при создании полиции она не позиционировалась в качестве самостоятельного государственного института, а была, как и ранее милиция, встроена в действующую систему органов внутренних дел Российской Федерации.
Проект федерального закона «О полиции» был внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 27 октября 2010 года.
В первом чтении законопроект принят 10 декабря 2010 года.
В Комитет Государственной Думы по безопасности поступило около 600 поправок от различных субъектов законодательной инициативы.
Для разработки закона был создан организационный комитет, в состав которого, помимо руководителей структурных подразделений МВД России, вошли сенаторы и депутаты парламента, представители других правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты, представители науки, члены общественных правозащитных организаций. Возглавлял оргкомитет Сергей Булавин, тогда статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел. Выдающуюся роль в разработке нового закона в качестве экспертов сыграли профессоры Валерий Черников, Юрий Соловей, Юрий Аврутин.
Общественное обсуждение законопроекта стало первым в истории России опытом совместной массовой работы над законодательным актом социальной направленности и впоследствии явилось прецедентом для дальнейшей законотворческой деятельности государственных органов. С учётом его итогов был издан Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 года № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».
В последующем этот опыт законопроектной работы пригодился при общественном обсуждении поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года.
Магистральное значение для деятельности полиции, её будущего развития имеют установленные главой 2 федерального закона принципы, которые не перечислены названиями, как в других законах, а раскрыты содержательно в каждой отдельной статье закона. Это следующие принципы: соблюдения прав и свобод человека и гражданина (статья 5), законности (статья 6), беспристрастности (статья 7), открытости и публичности (статья 8), общественного доверия и поддержки граждан (статья 9), взаимодействия и сотрудничества (статья 10), использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (статья 11).
Значительная часть поступивших поправок касалась вопросов прохождения службы в полиции и социального обеспечения сотрудников.
На их основе в развитие Федерального закона «О полиции» были приняты Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
Эти три федеральных закона фактически сформировали современный институт специального законодательства органов внутренних дел Российской Федерации.
Конечно, это далеко не все законы, регулирующие деятельность полиции и в целом сферу внутренних дел в России. Ведь полиция охраняет от преступных посягательств большинство общественных отношений в государстве. Прямые полномочия полиции на применение мер ответственности к нарушителям закона предусмотрены прежде всего в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само построение этих документов предусматривает меры наказания по различным областям жизнедеятельности (жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, семья, собственность, экономика, экология, общественная безопасность, безопасность дорожного движения, транспорт, порядок управления, компьютерная информация и другие). В свою очередь, сформулированные в общем виде диспозиции составов преступлений и административных правонарушений предполагают ответственность за нарушение правил, предписаний, установлений, регламентов, порядков, установленных в многочисленных нормативных правовых актах Российской Федерации различного уровня.
Весь этот массив нормативных правовых актов на основании практики применения постоянно изменяется, что объективно детерминирует изменения как в специальное законодательство, регулирующее деятельность полиции, так и в вышеуказанные и другие нормы об ответственности.
Всё это требует постоянного повышения требований к качеству правовой работы и правовой подготовке сотрудников полиции, законности их действий.
Только эти нормы формально нормативно защищают полицию от дезорганизации работы через возложение на неё обязанностей многочисленными профильными законами. Тем не менее такие прецеденты и сейчас не изжиты, что снижает эффективность применения закона и неотвратимость наказания.
Поэтому представляется объективным то, что в Федеральный закон «О полиции» за 10 лет изменения внесены уже 47 федеральными законами и сейчас к принятию в Государственной Думе Федерального Собрания готовы ещё несколько проектов законов.
В принятых изменениях особое внимание было уделено повышению уровня личной безопасности и правовой защищённости сотрудников, исключению несвойственных функций, совершенствованию социальных гарантий (социального обеспечения) сотрудников. Вносились поправки, расширяющие те права полиции, которые уже имелись у представителей других правоохранительных ведомств.
Меры по реорганизации структуры государственных органов также объективно обусловили такие изменения. Они потребовались, например, в связи с упразднением бывших ФСКН России и ФМС России и передачей их полномочий в МВД России с возложением их на полицию, передачей в состав Росгвардии подразделений вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы, авиации, отрядов особого назначения, быстрого реагирования.
Часть новелл Федерального закона «О полиции» была направлена на совершенствование социальной поддержки.
Например, повышено единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудника при выполнении служебных обязанностей до 3 миллионов рублей, а единовременное пособие в связи с получением сотрудником при выполнении служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья – до 2 миллионов рублей (Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ).
Установлен порядок выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм возмещения вреда, причинённого имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам (Федеральный закон от 18.07.2019 № 182-ФЗ).
Усовершенствован ряд законодательных предписаний, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, в частности:
-
полиция наделена правом объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (Федеральный закон от 16.10.2019 № 337-ФЗ);
-
полиция наделена правом пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий (Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ);
-
на полицию возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации. Кроме того, осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и осуществлять выдачу разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ);
-
на полицию возложена обязанность осуществлять розыск лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его (Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ).
Эти и другие изменения в Федеральный закон «О полиции» не принижают значимости его первоначальной редакции, которая определила предназначение полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, её задачу незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств, основные направления деятельности полиции, её принципы и организацию.
Сумев продолжить все лучшие традиции благочиния (так называлась охрана правопорядка в период становления русского государства и Российской империи), советской и российской милиции, полиция обеспечила правопорядок в Российской Федерации в прошедшие 10 лет и явилась одним из стержневых оплотов государственности России.
Несмотря на всё сказанное, деятельность полиции и сейчас не лишена недостатков. У полиции они наиболее заметны, так как она непосредственно применяет меры принуждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляя государственную власть в каждом населённом пункте страны и обеспечивая положения статьи 2 Конституции Российской Федерации об обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Это обусловливает необходимость постоянного совершенствования качества деятельности полиции, в том числе работу Договорно-правового департамента МВД России по оснащению полиции современным и понятным всем людям нормативным инструментарием.
Вернуться в разделЧитайте также
