2740

Новый закон – как импульс развития

ФОТО: Антонина Бастакова

О создании и значении принятого 10 лет назад Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко.

Время подтвердило правильность решения о переименовании милиции в полицию, придания в тот период этому государственному и общественному институту нового импульса развития, встраивания его деятельности в мировую практику, с точки зрения не только наименования, но и общих подходов к службе в полиции, её денежному содержанию, государственной и общественной поддержке и оценке.

Понятно, что полиция, как и любая «силовая» составляющая государственной власти, наиболее подвергнута попыткам её дезорганизовать, нарушить оптимальное равновесие в обществе.

Однако надо прямо признать, что до обозначенного социалистами-утопистами прекрасного далёка, когда все будут любить и уважать друг друга, обществу предстоит ещё пройти достаточно большой путь, который невозможен без противодействия злу силой. Если рассматривать преступление закона как зло, то полиция с её универсальной компетенцией по помощи каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств, именно та часть власти, которая предназначена для этого противодействия.

Ведь с незапамятных времён до настоящего времени самым главным методом управления является метод кнута и пряника. Изменения его относятся только к силе кнута и сладости пряника.

Чем спокойнее состояние общества, тем меньше надобность в сильной полиции, и она как бы незаметна и воспринимаема большинством как нечто само собой разумеющееся, чем напряжённее – тем более ожидаема от неё своевременная защита от противоправных проступков.

Принижение и необеспечение со стороны власти должного потенциала эффективности полиции является угрозой не только для самой власти, но и для устоев всего общества, во имя которого осуществляется государственное управление.

Неполитизированная и твёрдо охраняющая закон полиция является базовой ценностью для правопорядка в государстве, его экономического и социального процветания.

Произведённые в новом законе о полиции конструктивные преобразования форм и методов правоохраны, инкорпорация норм международного права не привели к слому лучших практик милиции потому, что при создании полиции она не позиционировалась в качестве самостоятельного государственного института, а была, как и ранее милиция, встроена в действующую систему органов внутренних дел Российской Федерации.

Проект федерального закона «О полиции» был внесён в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 27 октября 2010 года.

В первом чтении законопроект принят 10 декабря 2010 года.

В Комитет Государственной Думы по безопасности поступило около 600 поправок от различных субъектов законодательной инициативы.

Для разработки закона был создан организационный комитет, в состав которого, помимо руководителей структурных подразделений МВД России, вошли сенаторы и депутаты парламента, представители других правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти, члены Общественной палаты, представители науки, члены общественных правозащитных организаций. Возглавлял оргкомитет Сергей Булавин, тогда статс-секретарь – заместитель министра внутренних дел. Выдающуюся роль в разработке нового закона в качестве экспертов сыграли профессоры Валерий Черников, Юрий Соловей, Юрий Аврутин.

Крайне значимой была инициатива главы государства по обсуждению законопроекта в сети Интернет, проходившему на специально созданном сайте. Сайт посетили более полутора миллионов человек. Было получено 33 тысячи откликов, содержащих более 20 тысяч предложений по совершенствованию законопроекта.

Общественное обсуждение законопроекта стало первым в истории России опытом совместной массовой работы над законодательным актом социальной направленности и впоследствии явилось прецедентом для дальнейшей законотворческой деятельности государственных органов. С учётом его итогов был издан Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2011 года № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

В последующем этот опыт законопроектной работы пригодился при общественном обсуждении поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года.

Магистральное значение для деятельности полиции, её будущего развития имеют установленные главой 2 федерального закона принципы, которые не перечислены названиями, как в других законах, а раскрыты содержательно в каждой отдельной статье закона. Это следующие принципы: соблюдения прав и свобод человека и гражданина (статья 5), законности (статья 6), беспристрастности (статья 7), открытости и пуб­личности (статья 8), общественного доверия и поддержки граждан (статья 9), взаимодействия и сотрудничества (статья 10), использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем (статья 11).

Значительная часть поступивших поправок касалась вопросов прохождения службы в полиции и социального обеспечения сотрудников.

На их основе в развитие Федерального закона «О полиции» были приняты Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Эти три федеральных закона фактически сформировали современный институт специального законодательства органов внутренних дел Российской Федерации.

Конечно, это далеко не все законы, регулирующие деятельность полиции и в целом сферу внутренних дел в России. Ведь полиция охраняет от преступных посягательств большинство общественных отношений в государстве. Прямые полномочия полиции на применение мер ответственности к нарушителям закона предусмотрены прежде всего в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, а также в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Само построение этих документов предусматривает меры наказания по различным областям жизнедеятельности (жизнь, здоровье, свобода, честь, достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина, семья, собственность, экономика, экология, общественная безопасность, безопасность дорожного движения, транспорт, порядок управления, компьютерная информация и другие). В свою очередь, сформулированные в общем виде диспозиции составов преступлений и административных правонарушений  предполагают ответственность за нарушение правил, предписаний, установлений, регламентов, порядков, установленных в многочисленных нормативных правовых актах Российской Федерации различного уровня.

Весь этот массив нормативных правовых актов на основании практики применения постоянно изменяется, что объективно детерминирует изменения как в специальное законодательство, регулирующее деятельность полиции, так и в вышеуказанные и другие нормы об ответственности.

Всё это требует постоянного повышения требований к качеству правовой работы и правовой подготовке сотрудников полиции, законности их действий.

Знаковым достижением закона «О полиции» явилось установление в нём нормы о том, что обязанности и права полиции могут быть установлены только этим законом.

Только эти нормы формально нормативно защищают полицию от дезорганизации работы через возложение на неё обязанностей многочисленными профильными законами. Тем не менее такие прецеденты и сейчас не изжиты, что снижает эффективность применения закона и неотвратимость наказания.

Поэтому представляется объективным то, что в Федеральный закон «О полиции» за 10 лет изменения внесены уже 47 федеральными законами и сейчас к принятию в Государственной Думе Федерального Собрания готовы ещё несколько проектов законов.

В принятых изменениях особое внимание было уделено повышению уровня личной безопасности и правовой защищённости сотрудников, исключению несвойственных функций, совершенствованию социальных гарантий (социального обеспечения) сотрудников. Вносились поправки, расширяющие те права полиции, которые уже имелись у представителей других правоохранительных ведомств.

Меры по реорганизации структуры государственных органов также объективно обусловили такие изменения. Они потребовались, например, в связи с упразднением бывших ФСКН России и ФМС России и передачей их полномочий в МВД России с возложением их на полицию, передачей в состав Росгвардии подразделений вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы, авиации, отрядов особого назначения, быстрого реагирования.

Часть новелл Федерального закона «О полиции» была направлена на совершенствование социальной поддержки.

Например, повышено единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудника при выполнении служебных обязанностей до 3 миллионов рублей, а единовременное пособие в связи с получением сотрудником при выполнении служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья – до 2 миллионов рублей (Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ).

Установлен порядок выплаты пособий, денежных компенсаций и сумм возмещения вреда, причинённого имуществу, принадлежащему сотруднику полиции или его близким родственникам (Федеральный закон от 18.07.2019 № 182-ФЗ).

Усовершенствован ряд законодательных предписаний, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, в частности:

  • полиция наделена правом объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения (Федеральный закон от 16.10.2019 № 337-ФЗ);

  • полиция наделена правом пресекать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории, проведения неотложных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий (Федеральный закон от 02.12.2019 № 404-ФЗ);

  • на полицию возложена обязанность осуществлять контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации. Кроме того, осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и осуществлять выдачу разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 305-ФЗ);

  • на полицию возложена обязанность осуществлять розыск лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его (Федеральный закон от 28.05.2017 № 102-ФЗ).

Эти и другие изменения в Федеральный закон «О полиции» не принижают значимости его первоначальной редакции, которая определила предназначение полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, её задачу незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в защите от преступных и иных противоправных посягательств, основные направления деятельности полиции, её принципы и организацию.

Сумев продолжить все лучшие традиции благочиния (так называлась охрана правопорядка в период становления русского государства и Российской империи), советской и российской милиции, полиция обеспечила правопорядок в Российской Федерации в прошедшие 10 лет и явилась одним из стержневых оплотов государственности России.

Положительную динамику подтверждают статистические показатели: повысилось доверие граждан к работе полиции и значительно вырос общий индекс оценки работы полиции (данные ВЦИОМ от 6 ноября 2020 года – за последние 10 лет индекс оценок работы полиции вырос на 13 пунктов и достиг 54 пунктов).

Несмотря на всё сказанное, деятельность полиции и сейчас не лишена недостатков. У полиции они наиболее заметны, так как она непосредственно применяет меры принуждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляя государственную власть в каждом населённом пункте страны и обеспечивая положения статьи 2 Конституции Российской Федерации об обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Это обусловливает необходимость постоянного совершенствования качества деятельности полиции, в том числе работу Договорно-правового департамента МВД России по оснащению полиции современным и понятным всем людям нормативным инструментарием.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна