865

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «У воинов есть потребность слышать слово Божие»

АВТОР: беседу вёл Александр Ростовцев
ФОТО: пресс-службы Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами Московского патриархата

В гостях у журнала «Полиция России» председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами Московского Патриархата митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.

– Владыко Кирилл, откуда берёт начало русское военное духовенство и как строится его взаимодействие с правоохранительными структурами?

– Для армии и правоохранительных органов крайне важна мощная духовно-нравственная основа воспитания каждого военнослужащего, каждого сотрудника органов внутренних дел. Исторически сложилось, что ею стало православие – государствообразующая вера нашей великой страны.

С момента крещения Руси в 988 году дружины великих князей сопровождали каждый свой поход молитвой, в обиход русских воинов вошли передвижные часовни и храмы для регулярного совершения богослужений в местах стоянок войск. Первое письменное упоминание о священстве в русском войске относится к казанскому походу царя Иоанна IV Грозного 1552 года. В советский период был уничтожен как таковой институт военного духовенства. В наши дни самосознание общества вновь приходит к исконно русскому духовному идеалу – православной вере. На общем понимании соблюдения нравственных норм строится взаимодействие Церкви и государства, в том числе и с правоохранительными органами. Преодоление таких опасных явлений, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, правонарушения несовершеннолетних, требует объединения усилий. В современных условиях, когда наша страна сталкивается с серьёзными вызовами, роль солдат правопорядка становится особенно важной.

– С первых дней СВО священники Русской православной церкви отправились на передовую…

– И их командируется туда всё больше, потому что чаще и настойчивее просят об этом сами военнослужащие.

В целом принятое больше пятнадцати лет назад руководством страны решение о возрождении института военного духовенства положило начало принципиально новому подходу в работе с личным составом армии и флота. Сегодня весьма актуально обустройство в зоне СВО блиндажных храмов, молитвенных комнат, и для них мы заказываем специальные иконы, покупаем утварь и всё необходимое. Пользуются спросом машины «буханки», на базе которых обустроены мобильные пункты передвижения для военных священников, совершающих Божественную литургию в полевых условиях.

Получает всё большее распространение идея присваивать батальонам имена святых.

– Может ли священник принимать участие в боевых действиях?

– Здесь ответ Церкви однозначно отрицательный. Священнослужителям воевать запрещено церковными канонами. Согласно международным конвенциям они подпадают под категорию «нонкомбатант». Это люди, которые присутствуют на театре военных действий, исполняют свою работу, но не воюют с оружием в руках.

– Какие основные задачи священнослужителей в подразделениях, участвующих в боевых действиях?

– Первостепенная задача военного священника, как и любого другого, – совершение таинств и богослужений. Некоторым кажется, что институт военного духовенства – это попытка каким-то образом заменить политруков. На самом деле это политрук в советское время стал заменой полкового священника. Потому что был своего рода «священнослужителем» марксистской «религии». Но я считаю, что в структуре армии должны быть как политработники, так и военные священники. Те и другие очень востребованы!

Мы добились введения соответствующей должности помощника командующего военным округом. На сегодня в структуре Министерства обороны Российской Федерации введено 308 штатных единиц для военных священнослужителей, которые замещают должности помощников командиров. Но этого очень мало. Чтобы увеличить их количество, необходимо определить правовой статус военного священника. Пока же большинство несёт своё пастырское служение в зоне СВО на внештатной основе, добровольно.

– Каковы социальные гарантии военным священникам?

– В этом направлении патриархией была проделана и ведётся очень большая работа, в первую очередь Правовым управлением Московской патриархии в соработничестве с нашим синодальным отделом, а также Министерством обороны, Государственной думой и Правительством Российской Федерации.

В марте прошлого года Президентом Российской Федерации был подписан указ о закреплении за гражданским персоналом вооружённых сил права на выплаты со стороны государства в случае получения ранения или гибели. Под действие этого указа также подпадает и категория помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, что позволяет оказывать социальную помощь семьям раненых и погибших священнослужителей.

– Проходят ли военные священники специальную подготовку?

– В самом начале СВО, когда встал вопрос о командировании священнослужителей на передовую, Святейший Патриарх Кирилл указал на необходимость обязательного предварительного обучения. Сегодня есть несколько центров, где примерно в течение недели священники, которые впервые отправляются в зону СВО, получают необходимый минимум знаний в области тактической медицины, психологии, безопасности жизни, особенностей совершения церковных таинств в военных условиях. По разработанной главным военным священником протоиереем Димитрием Василенковым программе в течение 2024 года состоялись четыре военно-полевых сбора. Есть и краткосрочные курсы при некоторых духовных семинариях.

– Вы сами неоднократно бывали в зоне СВО…

– Да. Основной задачей главного военного священника является организация деятельности духовенства в зоне боевых действий. Это обеспечение безопасности, бытовых условий, насколько это возможно, составление маршрутов передвижения и ещё многое другое. И, конечно, вся ответственность лежит на мне, как на председателе синодального военного отдела.

Фото: пресс-службы Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами Московского патриархата ФОТО: пресс-службы Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами Московского патриархата

– С чем обычно солдаты и офицеры обращаются к военным священникам?

– Многие принимают крещение, первый раз в жизни исповедуются и причащаются. Так, согласно официальной статистике Минобороны, с начала специальной военной операции таинство крещения приняли более 42 тысяч военнослужащих, находящихся в зоне боевых действий, а только в прошлом году там причастились более 270 тысяч.

Один священник мне рассказывал, что порой на передовой за 10 дней он исповедует и причащает до 500 человек. Это говорит о многом. Представьте себе, в боевых условиях, на первой линии, от блиндажа к блиндажу переходит священник. И в этих условиях, в краткий промежуток времени столько людей изъявляют желание приступить к таинствам! Нам, находящимся в другой обстановке, трудно представить состояние бойца. Но если при том невероятном физическом, психологическом напряжении, которые он испытывает, воин желает исповедаться и причаститься, то это говорит о сильнейшей внутренней потребности – увидеть священника, услышать слово Божие и принять святые таинства.

– Как выстраиваются контакты со священнослужителями других конфессий?

– Я лично не слышал ни от одного священника о том, что у него возникали проблемы с представителями иных традиционных религий. Если и есть небольшие проблемы, то это с неоязычниками, поскольку они представляют современные маргинальные культы, не укоренённые в истории. Жаль этих людей, которые духовно заблудились. Наш синодальный отдел осуществляет деятельность в зоне СВО в рамках межрелигиозного сотрудничества. С отрадой отмечу тот факт, что в армии за всё время проведения СВО не было конфликтов на религиозной почве. Есть известная истина, что друг познается в беде. Так вот сегодня в зоне боевых действий православные и мусульмане являют пример истинного братства.

– Известно немало случаев, когда военные, пройдя конфликты в горячих точках, настолько сильно начинали чувствовать присутствие Бога в своей жизни, что приходили к монашеству, принимали духовный сан…

– Великая Отечественная война привела к вере многих фронтовиков. Из военной шинели тогда вышли известные священники и монашествующие. Чего только стоит пример архимандрита Кирилла (Павлова), который командовал взводом во время Сталинградской битвы, а потом много лет был духовником братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, своим духовным наставником его избирали три патриарха – Алексий I, Пимен и Алексий II. Или пример нашего современника, монаха Киприана (Буркова) – авиационного военного штурмана, участника афганской войны, Героя Советского Союза. Он лишился обеих ног, но смог продолжить службу, а в 2016 году Валерий Анатольевич принял монашество. Сегодня отец Киприан востребован как никогда, регулярно бывает в госпиталях.

– В ходе СВО священнослужители уже не раз героически проявляли себя…

– Наш синодальный отдел собирает как свидетельства о проявленном мужестве и самопожертвовании наших воинов, так и о чудесах Божиих на полях специальной военной операции. Эти подвиги навсегда должны быть вписаны в историю нашей страны.

Со времени начала боевых действий героически погибли семь священнослужителей Русской православной церкви. Первым положил душу за свою паству протоиерей Олег Артемов, терский казак, когда «градами» были обстреляны белгородские сёла. При исполнении пастырского долга получил смертельные ранения казанский священник Анатолий Григорьев, убит казачий духовник из Курганской митрополии протоиерей Евфимий Козловцев.

Под удар американских «хаймерсов» попали настоятель храма великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца при штабе РВСН протоиерей Михаил Васильев (удостоен звания Героя России посмертно) и духовник 76-й Псковской дивизии ВДВ иерей Александр Цыганов. При спасении раненых под Артёмовском погиб иеромонах Дамаскин (Волин). Штатный военный священник иерей Антоний Савченко, истекая кровью, вытащил из-под обстрела четверых раненых воинов, а ещё одного, офицера, закрыл собой от осколков (присвоено звание Героя России посмертно). Все воины живы, а отец Антоний теперь в Царствии Небесном молится за всех нас.

Для верующего человека смерти нет, и эти священники, грудью закрывшие духовных чад своих, теперь пребывают в небесном воинстве. Сколько за последние тридцать лет было нападок на Церковь! А сегодня мы видим почитание и поддержку священников. Такой поворот в информационных потоках – это источник открытий для тех, кто ничего не знал о Церкви или верил ложным слухам.

– Что делается сегодня для духовно-нравственной поддержки сотрудников полиции?

– Их труд – это не просто работа, а подлинное служение на благо общества и государства. Крепкий дух, нравственная стойкость и вера – необходимые качества для эффективного и честного исполнения служебного долга. Священники способны помочь сотрудникам органов внутренних дел найти ответы на сложные жизненные вопросы, обрести душевный покой и уверенность в себе.

Выступая в конце прошлого года в Московском университете МВД России имени В. Я. Кикотя, я предложил ряд конкретных направлений взаимодействия, включая личные беседы со священниками, проведение семинаров по изучению Священного Писания и трудов святых отцов, а также совместное участие в богослужениях и посещение святых мест.

Сотрудничество Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами и Главного управления по работе с личным составом МВД России имеет давнюю историю и прочные традиции. Мы высоко ценим это взаимодействие и видим в нём залог успешного решения многих важных задач, стоящих перед правоохранительной системой. Да благословит вас Господь в ваших трудах на благо Отечества!

Визитная карточка

Митрополит Кирилл (в миру Леонид Николаевич Покровский).

Родился 5 августа 1963 года в городе Миассе Челябинской области. Отец, дед и прадед были священниками.

Проходил срочную службу в вооружённых силах (1981–1983).

Окончил Московскую духовную семинарию (1988). Обучался в Софийской духовной академии (Болгария).

Пострижен в монашество в Свято-Троицкой Сергиевой лавре с именем Кирилл.

Настоятель Благовещенского мужского монастыря города Нижнего Новгорода и ректор Нижегородского духовного училища (1993), Нижегородской духовной семинарии (1995), Выксунского духовного училища (2006). Викарий Московской епархии (2009). Наместник Донского ставропигиального монастыря города Москвы (2009). Глава новообразованной Ставропольской митрополии (2012).

Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (2010), включён в состав Совета по делам казачества при Президенте России (2012).

Член Высшего церковного совета Русской православной церкви (2011).

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными органами, с сохранением должности председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством (2023).

Кандидат богословия (2001).

Профессор, член-корреспондент Международной славянской академии (2005).

Имеет светские и церковные награды, в том числе – ордена благоверного князя Даниила Московского II степени (2013), святителя Иннокентия Московского II степени (2023), Александра Невского (2023), медали ордена благоверного князя Димитрия Донского (2023), Следственного комитета Российской Федерации «За заслуги» (2017), «За службу казачеству» (2025) и другие.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна