1752

Участковый – в шаговой доступности

Участковый – в шаговой доступности
ФОТО: Дмитрий Лыков и предоставленные ГУОООП МВД России
О перспективах развития участковых пунктов полиции как элементов единой социальной инфраструктуры рассказывает начальник Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России генерал-лейтенант полиции Михаил Давыдов.

Участковый – от слова «участие». Начиная с 1923 года, с момента создания службы, и до сегодняшнего дня этот представитель власти остаётся для наших граждан самым близким и доступным сотрудником органов внутренних дел, который живёт рядом с ними, знает многие проблемы, помогает в их решении.

Сегодня служба участковых уполномоченных полиции насчитывает более 50 тысяч сотрудников, которыми раскрывается почти четверть всех зарегистрированных преступлений. По линии ответственности МВД России ежегодно рассматривается порядка 13 миллионов обращений граждан, ведётся профилактическая работа с более чем миллионом лиц, состоящих на различных видах профилактических учётов.

Участковый в шаговой доступности-2.jpg

Одно из основных направлений деятельности участковых уполномоченных, как и было с момента основания службы, – профилактика правонарушений и преступлений. Для успешного решения этой задачи важна в том числе и годами проверенная практика шаговой доступности участкового. Поэтому по всей территории России участковые пункты полиции располагают как правило в жилом секторе.

На сегодняшний день эти помещения не просто являются кабинетами участковых, но и служат центром организации профилактической работы на административном участке.

Это позволяет им постоянно взаимодействовать с населением и представителями местного самоуправления в вопросах поддержания правопорядка и предупреждения преступлений.

Обязанность предоставлять участковым уполномоченным служебные помещения законодательством возложена на органы местного самоуправления (федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

К примеру, в Краснодаре при непосредственном участии краевой администрации в текущем году в новом жилом микрорайоне открыт участковый пункт полиции, рассчитанный на шесть сотрудников. А в Пермском крае администрацией запланировано к 2023 году отремонтировать все 308 участковых пунктов полиции, и на эти цели будут выделяться значительные средства (100 миллионов рублей ежегодно). Так, уже в текущем году проводится ремонт 47 пунктов.

На Ставрополье в 2020 году региональному главку из средств краевого бюджета выделено свыше 513 миллионов рублей, из которых 450 миллионов – в рамках госпрограмм «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка» и «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества», 63,5 миллиона рублей – в рамках муниципальных программ. В 27 муниципальных районах и городских округах местными администрациями осуществлён ремонт 176 участковых пунктов полиции. На эти цели из краевого бюджета выделены субсидии на общую сумму 27,4 миллиона рублей.

В городе Курске действует муниципальная программа, которой предусмотрено ежегодное выделение на ремонт участковых пунктов полиции по 2 миллиона рублей.

В ряде субъектов Российской Федерации реализуются программы строительства административно-жилых комплексов, объединяющих под одной крышей как служебные, так и жилые помещения для сотрудников и членов их семей.

В рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда» (Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года») МВД России во взаимодействии с Минстроем и депутатским корпусом продолжает проработку вопроса законодательного возложения на застройщиков обязанности возводить в новых микрорайонах современные участковые пункты полиции.

Не дожидаясь изменения федерального законодательства, такую работу уже начали в некоторых регионах. Так, при осуществлении массовой застройки нового микрорайона в городе Липецке за счёт регионального бюджета построен административно-жилой комплекс, в котором совмещены служебные и жилые помещения для участкового. Его проект разработан региональным УМВД России с учётом мнения главка о составе помещений участкового пункта полиции. Всего в границах малоэтажной застройки областного центра планируется построить три таких комплекса.

Подобные объекты в 2019–2020 годах построены в Республике Татарстан, Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Оснащение таких комплексов должно соответствовать современным достижениям науки. В условиях цифровизации основных сфер деятельности органов государственной власти особое значение приобретает внедрение прогрессивных информационных технологий.

В ряде регионов, таких как Краснодарский край, Белгородская, Липецкая и Нижегородская области, уже сейчас занимаются введением в эксплуатацию новых участковых пунктов, оборудованных по последнему слову техники.

В свою очередь, нашим главком совместно с заинтересованными подразделениями министерства прорабатывается возможность создания так называемых умных участковых пунктов полиции, позволяющих позиционировать их как инновационные помещения органов внутренних дел.

Помимо компьютерной техники в них предполагается размещать и современные средства связи, включая спутниковые системы для отдалённой местности, и систему идентификации правонарушителей с использованием оперативно-справочных учётов, системы контроля и управления доступом, видеонаблюдениея, в том числе с возможностью удалённого подключения к АПК «Безопасный город», и внедрение других инновационных систем.

Вместе с тем никакое техническое оснащение не заменит личного общения участкового с населением. Поэтому также необходимо повышать профессиональные навыки сотрудников, формировать их индивидуальные качества. Решение важнейшего вопроса интеллектуализации участковых уполномоченных полиции в перспективе должно оказать влияние на повышение их профессионального статуса.

Также прослеживается и ещё одна закономерность: если сотрудники обладают высоким индексом образованности, широким набором профессиональных качеств и, конечно же, общей культурой при соблюдении этики полицейского – их деятельность будет более эффективна и полезна как для граждан, так и для полиции.

Практический опыт показывает: создаёшь комфортные условия для приёма населения на местах – тем самым повышаешь имидж службы участковых, стимулируешь сотрудников на добросовестное, внимательное выполнение обязанностей. И интерес к работе повышается, и отток кадров в службе сокращается. Проверено.

Вместо настенных информационных стендов с бумажно-картонным наполнением мы планируем оснастить участковые пункты интерактивными электронными панелями для демонстрации в удобном формате профилактической, правовой и иной актуальной информации по вопросам деятельности полиции, необходимой для разрешения проблем населения. При использовании данного электронного устройства граждане смогут подать заявление в электронном виде, сделать видеообращение, получить информацию о своём участковом уполномоченном, записаться к нему на приём, в случае необходимости совершить онлайн-вызов участкового, оценить его работу.

Также планируем на автоматизированных рабочих местах организовать видео-конференц-связь, в том числе с органами местного самоуправления, посредством которой будут доступны удалённый приём граждан, дистанционное проведение отчётов перед населением, осуществление индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профучётах в органах внутренних дел.

Параллельно с развитием участковых пунктов полиции решается вопрос предоставления участковым и жилых помещений. С прошлого года законодательство (Федеральный закон от 20 июля 2020 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») позволило органам местного самоуправления расходовать средства на служебное жильё для участковых полиции.

Законодатели услышали «голос» МВД России о большом объёме работы и большой ответственности участковых. Эти люди круглосуточно обеспечивают правопорядок и охраняют покой граждан, а законодательные новеллы позволят обеспечить участковых жильём, находящимся близко к районам, в которых они работают. И это особенно важно для тех муниципальных образований, где идёт активное жилищное строительство.

Например, в Белгородской области действует программа по обеспечению служебным жильём участковых уполномоченных полиции, обслуживающих административные участки в сельской местности. Только в текущем году запланировано построить на территории сельских поселений области сто домов для участковых.

С учётом нового законодательного механизма обеспечения органами местного самоуправления жильём участковых за период с августа 2020 года по март 2021 года муниципалитетами дополнительно предоставлено 141 жилое помещение.

Таким образом, в настоящее время за счёт муниципального жилищного фонда обеспечены уже 1246 сотрудников службы и их семей.

Надеемся и на дальнейшую поддержку местных властей, исходя из того, что участковые зачастую являются единственными представителями органов власти в сельской местности и граждане могут обратиться только к ним, рассчитывая на помощь по различным жизненно важным вопросам.

Далеко не случайно, что на одном из расширенных заседаний коллегии министерства (2018 г.) Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было отмечено, что в последние годы растёт доля граждан, которые считают, что полиция оказывает существенную помощь в решении их проблем. Число людей, которые знают своего участкового, также повышается.

Действительно, наша общая задача – принять меры к тому, чтобы участковый уполномоченный был максимально близок к населению как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Вот почему создание и оснащение современных участковых пунктов полиции ставит своей непосредственной задачей формирование реального партнёрства между полицией и населением в целях поддержания правопорядка и общественной безопасности.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна