1243

В рейд – по воде и по льду

АВТОР: Марина Максимова
ФОТО: Игорь Беляев

Забот в зоне ответственности сотрудников Байкало-Ангарского линейного отделения полиции на водном транспорте в прямом и переносном смысле – море. Ведь именно так иногда называют Байкал – самое глубокое и крупнейшее по объёму пресной воды озеро, включённое в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Побережье Байкала – это множество уникальных естественных ландшафтов с многочисленными природными и археологическими памятниками. Животный мир – разнообразнейший. Вода – чистейшая. К тому же Прибайкалье славится ещё и целебными термальными и минеральными источниками. Не удивительно, что Байкал и его окрестности пользуются огромной популярностью у туристов.

Охрана правопорядка на транспорте в огромной акватории озера – дело весьма непростое.

«Наше линейное отделение полиции, являющееся подразделением Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте, обслуживает судоходные пути общей протяжённостью 580 километров, – рассказывает начальник отделения майор полиции Сергей Дерюгин.

– А ещё – более пятидесяти объектов: речные порты, вокзалы, причалы, пристани, паромные переправы, ремонтно-эксплуатационную базу, ремонтно-отстойные пункты…»

Полицейские обеспечены плавательными средствами, способными перемещаться и по воде, и по льду, – без этого здесь просто никак не обойтись. Как и без спутниковой связи, позволяющей координировать действия в самых глухих районах. А за местами, куда добраться трудно, помогают наблюдать недавно поступившие квадрокоптеры.

Основная работа по обеспечению общественного порядка и безопасности лежит на сотрудниках патрульно-постовой службы линейного отделения. Вся зона ответственности перекрывается двумя маршрутами патрулирования. Особого внимания требуют речной вокзал «Ракета», расположенный на берегу реки Ангары, откуда начинаются самые популярные водные туристические маршруты, а также находящийся в ведении отделения аэропорт в Иркутске. В прошлом году в результате проверок правонарушений, выявленных сотрудниками Байкало-Ангарского отделения во время «входного контроля» на этих многолюдных объектах, было возбуждено 12 уголовных дел. И в этом году неослабный контроль тоже приносит свои плоды. Например, недавно в аэропорту в багаже одной пассажирки был обнаружен штык-нож к винтовке системы «Маузер», найденный, по словам любительницы артефактов, во время отдыха на острове Ольхон.

Много внимания полицией уделяется и охране уникальной экосис­темы Байкала от преступных посягательств. Так, в прошлом году для этого проведено порядка 100 рейдов.

В итоге возбуждено 23 уголовных дела, изъято около 800 незаконно выловленных рыб ценных пород.

«Основной пик экологических преступлений приходится на навигационный период, – рассказывает один из наиболее опытных сотрудников отделения старший прапорщик полиции Алексей Богач, 12 лет служащий капитаном катера. – Бывают и особые случаи. Так, однажды житель посёлка Огой поймал двух взрослых нерп. Огородил их сеткой и показывал туристам за деньги. Условия содержания животных были удручающими. Когда это обнаружили, нерп незамедлительно выпустили на волю, а «предпринимателя» привлекли к ответственности».

Также во время навигации полиция проводит один рейд за другим в поисках прогулочных судов-нарушителей. В погоне за прибылью их владельцы нередко забывают о безопасности пассажиров, отправляют в рейсы катера под управлением людей, которые не имеют на это права. Не соблюдаются и другие требования безопасности. Например, пассажиров не обеспечивают спасательными жилетами. Путешествие на таком судне-нелегале сравнимо с игрой в русскую рулетку. Суровый Байкал не прощает пренебрежительного отношения к силам природы. При крушении судна человек может продержаться в ледяной воде сибирского озера не более десяти минут. Транспортные полицейские активно взаимодействуют с государственной инспекцией маломерных судов МЧС России. В прошлом году во время совместных проверок водных транспортных средств было выявлено более 50 административных правонарушений.

Не меньшую опасность представляют и путешествия на автомобилях по замёрзшей воде. Зимой ледовая обстановка на озере отслеживается ежедневно. В это время велик поток туристов, желающих полюбоваться красотой байкальского льда.

Недобросовестные перевозчики не принимают во внимание тот факт, что резкие перепады температур препятствуют становлению льда, влияют на его толщину и качество, а нередкие в этих местах подземные толчки приводят к образованию трещин, отрывам ледовых полей при усилении ветра. Всё это чревато провалом людей и техники под лёд. И подобные происшествия – не редкость. По данным МЧС, с начала 2021 года в проливе Малое море Байкала уже зафиксировано шесть провалов автомобилей.

Но некоторых перевозчиков сообщения о подобных случаях не останавливают. Так что останавливать их приходится полицейским. Например, в конце февраля во время рейда на Байкале сотрудники линейного отделения на катере под управлением командира специализированной группы ОППСП на водном транспорте прапорщика полиции Александра Офицерова задержали местного жителя, который, не имея каких-либо разрешающих документов, на личном автомобиле за плату перевозил по несанкционированной ледовой переправе пассажиров на Огой – самый крупный из островов Малого моря на Байкале.

В последние годы жёстче стала ответственность за подобные правонарушения, увеличились суммы штрафов. Мало того: за незаконную перевозку пассажиров можно получить реальный срок лишения свободы. Так, по статье 238 Уголовного кодекса Российской Федерации «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», в зависимости от тяжести наступивших последствий, виновникам грозит до 10 лет в местах не столь отдалённых. Ужесточение законодательства в том числе призвано остудить горячие головы, которые не в состоянии остудить байкальский лёд.

Вернуться в раздел
Милицейская волна