Выполняем «социальные заказы»
Об основных тенденциях развития учебного процесса в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина, отметившем в марте 40 лет со дня основания, рассказывает начальник этой образовательной организации полковник полиции Алексей Александров, кандидат юридических наук, доцент.
Подготовка кадров в ведомственной системе образования МВД России является одной из самых масштабных и эффективных в стране. На протяжении десятилетий прослеживается устойчивая тенденция к повышению качества образования, к практической ориентированности учебно-воспитательного процесса. Среди более двух десятков ведомственных образовательных организаций нашей страны достойное место занимает Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, успешно интегрированный в ведомственное и общероссийское образовательное пространство. За прошедшие годы здесь наработан значительный опыт реализации образовательных программ всех уровней подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Институт всегда шёл в ногу со временем. Так, исходя из потребностей правоохранительной практики, на рубеже девяностых–двухтысячных годов, была создана кафедра организации борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 2021 года готовятся специалисты по противодействию преступлениям, совершённым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, занимающиеся выполнением задач в сфере контроля за оборотом наркотиков. А сегодня реализуются образовательные программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, несущих службу на новых территориях Российской Федерации.
В целом обучение ведётся на 6 факультетах: подготовки дознавателей, правоохранительной деятельности, обеспечения безопасности на транспорте, заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной подготовки и обеспечивается 16 кафедрами.
С 2013 года институт является учебно-научным центром по приоритетному профилю подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на транспорте». Для практической реализации этого направления были созданы кафедра обеспечения безопасности на объектах транспорта и факультет обеспечения безопасности на транспорте, а также многофункциональные учебно-полигонные комплексы, на базе которых моделируются условия, максимально приближенные к реальным. Примером кластерного подхода к организации образовательного процесса служит научно-практический полигонный комплекс, включающий такие учебные полигоны, как «Макет гражданского воздушного судна ЯК-40», «Купейный пассажирский железнодорожный вагон», «Железнодорожная цистерна», «Крытый товарный вагон». Или учебная аудитория имени Николая Цыганника по подготовке сотрудников-судоводителей, оборудованная комплексным навигационным тренажёром, предназначенным для отработки практических навыков управления маломерным судном.
Всё это помогает формировать навыки пресечения противоправных действий на объектах транспортной инфраструктуры.
Занятия по дисциплинам кафедр уголовного процесса и криминалистики проводятся на базе межкафедрального криминалистического полигонного комплекса, включающего специализированные аудитории криминалистической методики, тактики, техники, судебной медицины, первой помощи, осмотра места происшествия, криминалистическую лабораторию и ситуационные полигоны, оснащённые новейшим мультимедийным оборудованием, технико-криминалистическими средствами и учебно-наглядными пособиями.
Институт проводит активную работу по масштабированию положительного опыта применения интерактивных программ и технологий 3D-визуализации с использованием новейших технических средств (специального сканера, квадрокоптеров) в образовательном процессе. Как показало время, за подобными технологиями – будущее в таких направлениях деятельности правоохранительных органов, как осмотр места происшествия, поисковые мероприятия различного уровня сложности.
Данное направление является одним из самых перспективных в стратегическом планировании образовательных траекторий развития института.
В соответствии с реализуемыми в России национальными проектами и государственными программами, связанными с внедрением и эффективным использованием современных цифровых технологий, одним из приоритетных направлений совершенствования образовательного процесса является развитие технологии электронного (цифрового) вуза.
В течение последних лет содержание образовательных программ корректируется с учётом необходимости укрепления основ кибербезопасности; к учебно-воспитательному процессу привлекаются специалисты-практики, способные поделиться ценными знаниями в этой области; внедряются лучшие модели цифровизации образовательного процесса; развиваются и совершенствуются методические приёмы проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий; увеличивается количество сетевых мероприятий разного уровня представительства, повышается качество их проведения. Перспективы развития этого направления видятся, во-первых, в индивидуализации образовательного процесса, в создании методик проведения занятий, нацеленных на конкретного курсанта или слушателя и, во-вторых, в создании новых полигонных комплексов, оснащённых современным цифровым оборудованием с использованием возможностей технологий искусственного интеллекта.
На данный момент их уже семь. Это позволяет с максимальной эффективностью внедрять в образовательный процесс положительный опыт правоохранительной деятельности.
Также в последние годы институт принимал непосредственное участие в проводимой МВД России комплексной модернизации системы первоначальной подготовки кадров. В 2013 году был создан практико-ориентированный факультет профессионального обучения (с 2015 года – факультет профессиональной подготовки). Сегодня здесь готовят слушателей по 9 программам. Только за последние три года выпущено более 4 тысяч сотрудников органов внутренних дел.
Важным элементом в системе профессиональной подготовки является переподготовка и повышение квалификации. Факультет, специализирующийся на этом направлении работы, был создан в 2003 году. Всего здесь прошли обучение более 34 тысяч слушателей, в том числе сотрудники правоохранительных органов иностранных государств.
Подготовка и переподготовка иностранных слушателей ведётся в Белгородском юридическом институте МВД России с 2011 года. За это время здесь прошли обучение представители Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и других государств. При этом научный подход к организации образовательного процесса основан на интернационализации образовательных программ, что позволило добиться положительных результатов и сформировать у слушателей необходимые для выполнения их служебных обязанностей профессиональные компетенции.
Институт развивает тесные профессиональные связи с образовательными организациями стран ближнего зарубежья: Академией МВД и Могилёвским институтом Республики Беларусь, Актюбинским юридическим институтом МВД Республики Казахстан имени Малкеджара Букенбаева, Академией МВД Республики Таджикистан, Академией МВД Кыргызской Республики имени генерал-майора милиции Э. А. Алиева. А кроме того – с Академией железнодорожной полиции МОБ Китайской Народной Республики. Основные формы взаимодействия с зарубежными партнёрами – участие в научно-представительских мероприятиях, проведение совместных научных исследований, обмен информационными и аналитическими материалами, компьютерными программами, учебными видеофильмами.
Сформированная в институте многоуровневая образовательная среда нацелена на раскрытие творческого, интеллектуального и личностного потенциала всех обучающихся. В 2013 году был создан Центр гуманитарного образования и патриотического воспитания. Методологической основой его деятельности является система межпредметных связей кафедр гуманитарных и социально-экономических, а также государственно-правовых дисциплин. Концепция деятельности центра строится на тесной связи гуманитарного и государственно-правового образования с патриотическим, духовно-нравственным и культурно-эстетическим воспитанием. Системообразующим элементом центра является кабинет, посвящённый деятельности основоположника российского сыска Ивана Дмитриевича Путилина. С использованием мультимедийных технологий и средств наглядной агитации в аудитории представлены основные этапы славного жизненного и профессионального пути знаменитого сыщика.
Немало делается профессорско-преподавательским составом института и для развития ведомственной науки. Только за последние три года выполнено более 200 научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям правоохранительной деятельности и организации образовательного процесса; из года в год увеличивается количество работ, выполняемых по заявкам центральных подразделений МВД России и территориальных органов внутренних дел.
Институт активно взаимодействует более чем с 80 образовательными организациями и территориальными органами, что позволяет проводить совместные научные исследования, плодотворно обсуждать актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел, обмениваться научной информацией.
Профессорско-преподавательский состав образовательного учреждения неуклонно работает над повышением своих профессиональных компетенций и совершенствует педагогическое мастерство. За последние три года в институте защищено 16 диссертаций, из них 4 – на соискание учёной степени доктора наук.
Приоритетной задачей развития научно-исследовательской деятельности является создание условий для самореализации молодых учёных. Основной организационной формой научной деятельности начинающих исследователей выступает созданное в 2004 году Научное общество курсантов и слушателей (НОКС). Его основные задачи – организация и проведение научно-представительских мероприятий, участие в конкурсах научных работ, популяризация исследовательской деятельности в среде обучающихся. Курсанты и слушатели института уже не раз становились призёрами международных, всероссийских и региональных конкурсов научных работ. НОКС курирует работу 16 научных кружков кафедр института, в которых занимаются более 200 участников.
Так, в 2013 году в преддверии 70-летия Курской битвы в институте был создан военно-исторический отряд «Огненный рубеж». Участники военно-исторических походов по местам воинской славы Белгородчины ставят перед собой цель сохранения исторической памяти об одном из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.
Не забываем мы и о героях наших дней, участниках специальной военной операции. В 2024 году в память о тех из них, кто отдал жизни за Родину, были открыты именные мемориальные доски.
Особое место в организации исторической работы и в формировании мировоззрения у курсантов и слушателей занимает внештатный музей института, осуществляющий комплектование, учёт, хранение и популяризацию экспонатов, связанных с историей учебного заведения.
Значительное внимание в организации и проведении воспитательной работы уделяется культурно-просветительскому направлению. На базе культурного центра института работают творческие коллективы: вокальная студия «Лира», вокально-инструментальный ансамбль «Импульс», танцевальный коллектив «Ритм», духовой оркестр, литературно-поэтический клуб «Наследие», шахматная студия «Гамбит» и другие. Кроме того, функционирует Университет культуры.
Опираясь на накопленный опыт, личный состав Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина уверенно смотрит в будущее. Стратегическим направлением его развития является качественная подготовка специалистов для органов внутренних дел, создание инновационного образовательно-научного пространства, а также условий для сохранения и приумножения кадрового потенциала органов внутренних дел, личностного роста сотрудников, их профессиональной и социальной самореализации.
Вернуться в раздел
Читайте также
