Земные причины «воздушного» хулиганства
Случаи хулиганства в самолётах происходят не так часто. Но они всегда привлекают внимание широкой общественности. Ведь подобные действия, которые на земле заканчиваются неприятностями в худшем случае для нескольких человек, в полёте могут привести к трагедии с участием многих людей. В прессе то и дело появляются сообщения об агрессивных пассажирах, а также вынужденных посадках воздушных судов из-за выходок дебоширов.
Главным управлением на транспорте МВД России совместно с авиаперевозчиками и службой авиационной безопасности было проведено оперативно-профилактическое мероприятие под условным наименованием «Безопасный рейс». Основной его целью была координация усилий органов внутренних дел на транспорте и администраций аэропортов по профилактике правонарушений, угрожающих безопасности движения на воздушном транспорте. В том числе таких, как авиадебоширство.
С момента вступления в силу упомянутого федерального закона возбуждено 172 таких уголовных дела, 35 из которых – в текущем году.
Во время «Безопасного рейса» в территориальных органах МВД России на окружном и межрегиональном уровнях были сформированы рабочие группы, разработаны планы, произведены расчёты сил и средств для выработки и последующей реализации совместных профилактических мероприятий. Работа всего личного состава органов МВД России на воздушном транспорте велась в тесном взаимодействии с руководителями администраций транспортных предприятий, служб авиационной безопасности и подразделений транспортной безопасности. Всего в оперативно-профилактических мероприятиях участвовало более 13 тысяч сотрудников органов внутренних дел на транспорте, 61 тысяча работников служб авиационной безопасности. Было проведено более 7 тысяч профилактических рейдов, отработано более 30 тысяч авиарейсов.
Результаты такой масштабной работы говорят сами за себя. К административной ответственности привлекли 1933 гражданина, из них за нарушение антиалкогольного законодательства – 477 и за совершение хулиганских действий – 45.
«Нередки случаи, когда полицейских вызывают на незначительные конфликты, которые можно было погасить и без вмешательства органов внутренних дел, – говорит заместитель начальника полиции Линейного управления МВД России в аэропорту Домодедово подполковник полиции Роман Киреев. – И не реагировать на такие вызовы мы не можем. Ведь в полицию сообщают, что на борту дебошир. Наряд прибывает, выясняет, что случилось. Оказывается, человек пересел на другое место и не выполняет просьбу стюардессы. Или летела пассажирка с маленькой собачкой, которой решила дать воды во время взлёта, стюардесса попросила сделать это позже. Слово за слово разгорается конфликт, в результате – опять вызов полиции. Люди не умеют разговаривать, договариваться. Нужно учиться процессу общения, учиться понижать градус напряжения, охлаждать пыл. Разумеется, не со всеми это удаётся. Полицейские, бывает, встречают таких индивидов, которые ничего не видят и не слышат, словно у них чёрная повязка на глазах. Тогда приходится применять меры принуждения, чтобы человек не нанёс вред ни себе ни окружающим. Но чаще с дебоширом мы разрешаем конфликт мирным путём, спокойно разъясняем санкции, предусмотренные за невыполнение законных требований сотрудника полиции и предусмотренную за это ответственность. Прежде всего стараемся достучаться до сознания».
В целом же, считает Роман Владимирович, надо стремиться к тому, чтобы не допускать авиадебоширов в самолёты. А для этого обеспечивать надёжную охрану общественного порядка в зонах вылета из аэропорта и смотреть, в каком состоянии люди поднимаются на борт.
Человек, находящийся в алкогольном опьянении, – это потенциальный дебошир. Если он выпил, но адекватно себя ведёт и ориентируется в пространстве, то в лучшем случае полицейские попросят его больше не злоупотреблять. А если пассажир уже в очень «хорошем» состоянии, то составят на него протокол, чтобы он поостыл. Помогают разглядеть таких «разгорячённых» сотрудникам полиции и службы авиационной безопасности, многочисленные видеокамеры, зорко наблюдающие за людским потоком. Все видеоизображения выведены на мониторы в помещение начальника смены аэропорта, где ведётся наблюдение в оперативном режиме. Поэтому появление нетрезвых граждан не должно остаться незамеченным. Но даже если неадекватного пассажира не заметят, его должны увидеть при заходе в самолёт.
Роман Киреев вспоминает: как-то с борта сняли пассажира, которого пришлось везти на каталке, – самостоятельно передвигаться тот уже не мог. Иногда достаточно составить протокол об административном нарушении – и дальше гражданин ведёт себя спокойно. Для этого в Домодедово и доставили однажды в дежурную часть очередного нарушителя. Он намеревался отдохнуть с супругой за границей. До самолёта ещё оставалось достаточно времени, и парочка пошла в магазин дьюти-фри. По-видимому, супруги закупили и опустошили алкоголя прилично, раз находившиеся поблизости люди обратили на них внимание и сообщили в полицию. Жена была ещё в адекватном состоянии, чего нельзя было сказать о муже, которого препроводили в дежурную часть для составления протокола. Супруга отправилась выручать свою «отломившуюся» половинку. Дважды дама заявлялась в дежурную часть и дважды ей вежливо объясняли, что после оформления протокола задержанного отпустят. Но этого ей показалось мало: она вернулась и в третий раз. И, уже не ожидая никаких объяснений, набросилась на помощника дежурного, оцарапала ему лицо. Тут уж пришлось две «половинки» соединить – привлечь и супругу к административной ответственности…
При этом ведут себя достаточно агрессивно. Недавно в Домодедово стюардессы столкнулись с таким пассажиром в самолёте. Хорошо, что ещё не успели взлететь. Прибыла полиция и человеку пришлось покинуть борт.
Теперь к подобным нарушителям применяются такие же меры, как и к тем, кто начинает хулиганить в состоянии алкогольного опьянения. Причём конфликтная ситуация может произойти как в аэропорту, так и на борту самолёта, даже в воздухе, и тогда экипаж вправе принять решение вернуться в аэропорт. На земле его уже будут ждать полицейские и служба быстрого реагирования воздушной гавани.
Весь алгоритм действий при подобных происшествиях отработан. Он был наглядно продемонстрирован представителям средств массовой информации во время недавних показательных учений по снятию авиадебошира с борта воздушного судна, которые прошли на территории аэропорта Домодедово.
В первую очередь командир воздушного судна сообщает о непредвиденной ситуации руководителю полётов. Дальше сигнал передаётся начальнику смены аэропорта, который решает все текущие задачи в аэропорту. Начальник смены информирует полицию и службу быстрого реагирования аэропорта. Если инцидент произошёл на борту ещё до взлёта самолёта, то они прибывают оперативно, в течение двух-трёх минут.
К сожалению, из-за подобных происшествий страдают все пассажиры, так как происходит задержка рейса на 40–50 минут. Связано это с необходимостью не только высадить нарушителя, но и найти и выгрузить его багаж. Естественно, если самолёт уже поднялся в воздух, то из-за незапланированной посадки это время существенно увеличивается. В ходе «Безопасного рейса» не было зарегистрировано ни одного такого факта – это результат масштабной профилактической работы. А все проведённые мероприятия способствовали укреплению и налаживанию взаимодействия полицейских и сотрудников аэропорта... Вернуться в разделЧитайте также
