367

Олег Акулич: «Артист должен быть универсальным»

АВТОР: беседу вела Елена Шершень
Олег Акулич: «Артист должен быть универсальным»
ФОТО: Юрий Лукиянчук

В гостях у журнала «Полиция России» российский и белорусский актёр театра, кино и эстрады Олег Акулич.

– Олег Александрович, когда вы поняли, что хотите стать артистом?

– Это закладывалось с детства. У нас творческая семья. Папа – художник, мама – директор Дома культуры. В селе Харик, где я родился, было около трёх тысяч населения и четыре Дома культуры, которые между собой соревновались. 

С детства находился в атмосфере закулисья. Видел артистов, которые приезжали на гастроли, их выступления. Так потихоньку и впитывал дух Мельпомены.

Много читал. Даже по ночам вместо сна – с фонариком под одеялом или на улице при свете костра. За что доставалось от родителей.

– Хорошее чувство юмора – это тоже наследственное?

– Конечно! Оно с генами передаётся. Моя бабушка Ефросинья Михайловна – это вторая Фаина Раневская. Она отличалась острым умом, блестяще импровизировала, и голос был как у Раневской – мощный, зычный. Я наблюдал, как бабушка жила, как шутила. Надо было записывать за ней! Когда родственники и гости собирались вместе, все постоянно шутили. Мои деды вспоминали, как во время войны заготавливали зерно, бабушка тогда работала на полуторке: «Мы очень уставали: несколько смен круглосуточно. Машины стоят, лежим в изнеможении прямо на поле у колёс. Вдруг пыль столбом, несётся полуторка. О, Фроська-лихачка (так они бабушку звали) летит! Мы сразу оживали. Потому что она приезжала, начинала хохмить, подбадривать, и нам легче становилось».

– Вы – универсальный, разножанровый артист. Пародист, умеете перевоплощаться, читаете монологи, поёте. А кроме того играете на разных музыкальных инструментах. Какой из них стал первым?

– Труба. Всё в том же Доме культуры, где я проводил свободное время, инструментов было много, в том числе духовых. Выбрал трубу. Потом был баян. Отец играл на нём. Я тоже хотел, очень просил отдать меня в музыкальную школу. Он сказал: «Захочешь – сам научишься». И я учился подбирать мелодии на баяне, освоил его. А потом семья переехала в Усть-Кут, на Байкало-Амурскую магистраль. В 15 лет пошёл работать, разгружал с одноклассниками вагоны с углём, строил дороги, месил бетон. За лето накопил денег и купил себе пианино.

– БАМ, Усть-Кут… Героические страницы биографии страны.

– Да, и профессию выбрал романтическую. Правда, долго определиться не мог – стать артистом или моряком. В 16 лет, занимаясь уже в театральной студии, играл в духовом оркестре, поступил учиться в Осетровское речное училище. И во время практики умудрился совместить обе эти профессии – как артист со своими юмористическими номерами ходил в составе агитационных бригад на теплоходе. Наша команда шла вниз по реке Лене до Северного Ледовитого океана. 

Кадр из сериала «Яблочко от яблоньки» (2017)Кадр из сериала «Яблочко от яблоньки» (2017)

Путешествие незабываемое. Пришвартуется караван судов к нашему агиттеплоходу – мы дадим концерт, фильмами обменяемся и дальше идём. По пути – новое село или городок. Снова причалили, дали концерт. Люди рады – в эту глушь можно было добраться только по реке или вертолётом.

Именно тогда понял, что стезя моя всё же актёрская. И срочную отслужил в музыкальном взводе Забайкальского военного округа. Играл партию первой трубы и с юморесками выступал.

– Видимо, наблюдения армейской службы очень пригодились вам при создании образа простоватого прапорщика в «Армейском магазине», который очень полюбился зрителям и дал вам своеобразную путёвку на большую сцену? Вас даже называли самым главным прапорщиком страны!

– Это образ собирательный, можно сказать, народный… Но сначала было Иркутское театральное училище. Окончив его с красным дипломом, я получил несколько заманчивых приглашений. Однако мой педагог Борис Самойлович Райкин (дядя народного артиста СССР Аркадия Райкина) сказал: «Не зарься ты на Москву, Питер. Хочешь получить мощную театральную школу – езжай к Петру Львовичу Монастырскому в Самару». Там три года я набирался актёрского мастерства на сцене Театра драмы. А в 1989 году с моноспектаклем французского драматурга Марселя Митуа «Аккомпаниатор» поехал в Минск. Меня приняли сразу в два театра – Молодёжный и Театр-студию киноактёра. Выступал как ведущий и юморист в Белорусском ансамбле песни и пляски вооружённых сил. Ну а потом на белорусском телевидении в юмористической программе «Марсово поле» появился мой прапорщик. В 1997 году с этим образом познакомились и российские зрители в программе «Армейский магазин».

Кадр из сериала «Ускоренная помощь» (1999)Кадр из сериала «Ускоренная помощь» (1999)

– Приглашение в передачу «Аншлаг» стало для вас новым этапом, новой ступенькой в творчестве?

– Безусловно. Меня, а скорее моего прапорщика, пригласили на концерт ко Дню защитника Отечества. Позже я стал выступать и с другими миниатюрами. В 2005-м поступило приглашение из театра «Школа современной пьесы». В какой-то момент решил стать исключительно драматическим актёром. Но прошло время и понял, что артист должен быть универсальным. Как Андрей Миронов, который мог и петь, и танцевать, и юморить, и выступать на эстраде, в театре, и сниматься в кино. У меня свой актёрский почерк, я читаю юморески по-своему, по-актёрски, не по-эстрадному.

– Ваши любимые авторы?

– Анатолий Трушкин, Евгений Шестаков… Очень люблю Михаила Жванецкого. Будучи на съёмках программы «Дежурный по стране», подошёл к Михаилу Михайловичу и попросил разрешения читать его миниатюры. Он дал добро пользоваться его напечатанными вещами.

– Легко ли его миниатюры и рассказы читать со сцены?

– Не все. Есть некоторые зарисовки, которые нужно обязательно через себя пропустить. Вышло кино по мотивам его произведений «Одесский пароход». Не пошло же, не получилось. Почему? Нужно чувствовать его, быть на одной волне. Вот Роман Карцев был на ней. Они сроднились. И Роман Андреевич даже сам стал писать в той же манере.

Мне близок такой тонкий юмор, музыкальный, джазовый, с полунамёками, с подтекстами. И публику люблю одесскую, которая понимает его.

– Получается, что шутить – это нелёгкий труд…

– Да, это очень непростая серьёзная профессия – юморист. Нужно мыслить по-особому. В основном шутки построены на каких-то неожиданных ходах, поворотах. По-хорошему завидую талантливым импровизаторам. Я же на сцене как актёр.

– В жизни вам юмор помогает?

– В жизни я зануда. Моей жене часто говорят: «Как тебе повезло!» Ага! Нудный я! Часто сам себя на этом ловлю. Ворчу, к примеру, почему не убрались, почему вещи лежат не на своих местах. Вообще, очень часто юмористы в жизни нудные, особенно писатели-сатирики.

– А кому-то помогали ваши шутки со сцены?

– Был как-то на фестивале «Киношок» в Анапе.

В гостинице ко мне подошла горничная и со слезами на глазах сказала: «Вы мне жизнь спасли. В трудный момент я хотела покончить с собой, и тут по телевизору увидела ваше выступление. Так смеялась, что передумала…»

Такое навсегда запоминается, дорогого стоит! Значит, всё не зря. Говорят, смех продлевает жизнь. Выходит, ещё и спасает.

– Популярность тяготит?

– Она может тяготить только в том случае, когда хочется побыть в одиночестве, что не всегда удаётся. А так приятно. Это некая лакмусовая бумажка. Значит, всё хорошо – правильное дело в жизни выбрал.

– Что спасает в минуты грусти?

– Смотрю фильм интересный, книгу читаю. Как говорил Жванецкий, человеку иногда нужно и покричать. На собаку кричать нельзя – сердце у них, на людей тоже нельзя. Бывает, когда недалеко поезд грохочет, начинаю кричать, чтобы никто не слышал. Идёт разгрузка. Но чаще я пою. И в хорошие минуты – тоже. Дома всё время напеваю. Такая музыка души. Под настроение могу и свою мелодию придумать.

– Вы сочиняете музыку?

– Случается. Вот недавно написал композицию – ищу интересный текст. Рингтон для своего сотового телефона придумал. Написал полностью музыку к спектаклю «Не будите спящего любовника», где мы играем с Леной Бирюковой мужа и жену. Но я не считаю себя композитором. У меня это очень спонтанно получается, нет системности. Например, лет 35 назад сочинил ритмичную песню «Антикуритель»: «Табачный дым пока непобедим…». Оказалось, это рэп. А я тогда и не знал про такой жанр. Как-то само собой пришло в голову.

– Часто ли вашими зрителями становятся сотрудники органов внутренних дел?

– Никогда не отказываюсь от приглашений выступить перед ними. Вот недавно участвовал в праздничном концерте, посвящённом Международному женскому дню, в ГУ МВД России по Московской области. Говорил о весне и любви, о мужчинах и женщинах. Это вечное, жизненное, бытовое, вне пошлости, вне политики.

Кстати, с сотрудниками и начальником Культурного центра главка полковником внутренней службы Владимиром Коротицыным у меня сложились очень хорошие отношения. Они много делают для эстетического воспитания, просвещения полицейских, стараются украсить их жизнь, чтобы легче служилось. И я в меру сил помогаю им.

– Спасибо за то, что создаёте хорошее настроение! Что бы вы пожелали нашему журналу, который в этом году отмечает столетний юбилей?

– Ещё лет сто, не меньше, радовать своего читателя! А подписчикам издания, сотрудникам полиции – чтобы служба была по душе, тогда и отдача будет значительнее. Чтобы в семьях были уют и понимание. Мира, здоровья побольше да бандитов поменьше.

Визитная карточка

Родился 23 декабря 1959 года в посёлке Харик Иркутской области.

В 1972 году переехал в город Усть-Кут. Получив среднее образование, окончил отделение эксплуатации речных судов Осетровского речного училища (1975–1979).

Будучи студентом, занимался самодеятельностью, ходил в составе агитационных бригад на пароходах по реке Лене. После окончания училища отслужил срочную службу в Советской армии в составе оркестра Забайкальского военного округа (1980–1982). Окончил Иркутское театральное училище с красным дипломом (1986). После этого служил в Самарском театре драмы, затем был приглашён в Минск, в Государственный Молодёжный театр и Театр киноактёра (1989). Работал в ансамбле песни и пляски Вооружённых сил Республики Беларусь (1993–2000). Участвовал в телевизионном шоу «Слава Богу, ты пришёл!», телепередаче «Армейский магазин» (1998–2000), выступал в таких известных юмористических передачах, как «Аншлаг», «В субботу вечером», «Комната смеха», «Смеяться разрешается», «Парад юмора» и многих других. Служил в театре «Школа современной пьесы» (2005–2007). Дебютировал в кино в 1991 году, когда режиссёр Владимир Орлов утвердил его на роль Артиста в картине «Хэппи Энд». Всего в его фильмографии около 30 картин, среди которых  «Ускоренная помощь» (1999, 2001), «FM и ребята» (2002), «Каменская–2» (2002),«Моя прекрасная няня» (2004), «Одинокое небо» (2004–2006), «Приключения солдата Ивана Чонкина» (2006), «Солдаты–15. Новый призыв» (2008), «Товарищи полицейские» (2011), «Восьмидесятые» (2011–2016), «Ёлки» (2013), «Деревенщина» (2014), «Яблочко от яблоньки» (2017).


Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна