1705

Дорогие не только сердцу переулочки Москвы

АВТОР: Андрей Шабаршов
Как же мы любим, чтобы нам что-то пообещали. При этом все понимают, что выполнять красивые посулы никто не собирается. Но сам факт! И мы верим, надеемся, ждём… Так и со столичными парковками. Изначально предполагалось, что платная зона будет введена лишь в центре Москвы, но прошло немного времени, и о тех заявлениях никто не вспоминает.


Стоит ли ждать обещанного?

В 1961 году Никита Хрущёв заявил, что «нынешнее (то есть тогдашнее) поколение будет жить при коммунизме». Даже дата была определена - 1980-й. Потом, правда, по анекдоту - вместо обещанного коммунизма состоялась Олимпиада. Но мы верили и ждали. А после как-то забылось.

Затем Михаил Горбачёв, очередной кремлёвский романтик и мечтатель, поклялся, что к 2000 году каждая семья поселится в отдельной квартире. Я, живший тогда в коммуналке, вместе с товарищами по несчастью возрадовался и стал ждать. Уже все сроки истекли, Горбачёв давно на покой удалился, а коммуналки как были, так и продолжают существовать. Хотя, судя по размаху жилищного строительства в Москве, обещание генсека вполне можно выполнить. Но… коммунизм не наступил, социализм, хоть и назывался развитым, канул в Лету, а в нынешней ситуации о подарке в виде отдельной квартиры ни один коммунальщик уже не мечтает.

Рекордсменом по радужным гарантиям стал Борис Ельцин. Чего он только не наобещал «дорогим россиянам». И полностью контрактную армию к 2000 году, и отстранение олигархов от государственной власти. Всё это оказалось пустыми словами. Но верхом этого творчества стало его заявление в августе 1998 года о том, что девальвации не будет. Через два дня рубль рухнул в четыре раза, в стране случился дефолт.

Поэтому, когда осенью 2012 года столичные власти объявили о введении в Москве платной парковки автомобилей, пообещав, что её зона ограничится Бульварным кольцом, многие уже не слишком верили, что своё слово отцы города сдержат.

В марте 2013 года заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов заявил: «После введения платной зоны в Бульварном кольце у нас пока нет планов по экспансии на другие территории города».

В реальности с 25 декабря того же года зона стоянки за деньги заняла всё пространство внутри Садового кольца.

В следующем году, когда платная парковка была уже частично введена между Садовым и Третьим транспортным кольцом, нам пообещали, что повсеместной она не будет. Чиновники заверяли, мол, в этой зоне исключительно жилые микрорайоны, и вводить там платную парковку нет смысла. К концу 2014-го платным становится полностью всё парковочное пространство в пределах Третьего транспортного кольца.

И так далее. Прибыльное для бюджета нововведение стало постепенно ползти всё дальше от Кремля, потихоньку подбираясь к МКАД. И каждый раз мы слышим заверения, что на этом и остановимся. 

«Кто там шагает правой?»

Самое смешное, объявляя об очередном расширении зоны, нам говорят, что это делается по просьбе жителей. Да проходили мы уже это! Во времена ожидания обещанного коммунизма с завидной регулярностью публиковались сообщения, что «по многочисленным просьбам трудящихся» повышаются цены на жизненно необходимые продукты питания с одновременным снижением стоимости товаров, которые и даром никому не нужны. Главное - баланс выдерживался.

Вот и совсем недавно объявили об очередном введении стоянок за деньги ещё на восьми десятках улиц в 16 столичных районах. Такое решение принято, как нам говорят, по запросам местных жителей и депутатов. Ну, последние - понятно, им бюджет надо наполнять, и сделать это введением платной парковки проще, нежели путём развития на подведомственной территории предпринимательства, торговли и т. д. Но граждане, там проживающие? Кто они? В одном из интервью координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов признался: «Мы пытались найти жителей Таганского района, которые якобы обратились в дептранс, но, кроме пары бабушек, никого не обнаружили».

Собственно, мне, например, тоже не доводилось ещё встречать человека, тем более автомобилиста, который бы ратовал за платные парковки. Обычно мнение у всех диаметрально противоположное. Были даже протесты, сбор подписей, иные акции. Но эти голоса, как обычно, не слышат.

К примеру, жители Таганки, когда только были озвучены планы о расширении зоны платной парковки, собрали более пяти тысяч подписей под протестной петицией. А ещё в 2015 году аналогичные обращения к властям поступали от жителей так называемых спальных районов. И что? За стоянку автомобиля приходится платить жителям Чертанова, Ясенева, Перова, Измайлова, Медведкова и других районов, где вопрос о том, куда примостить авто, стоит не слишком остро. И сегодня москвичи выходят на пикеты, вывешивают плакаты, мягко говоря, не одобряющие нововведения.

Тем не менее во многих районах теперь просто так машину поставить негде. В том числе и местным жителям, по просьбе которых якобы всё это и затевалось. Справедливости ради скажем, что для них существует некоторое послабление, а именно резидентное разрешение на парковку, за которое придётся выложить несколько тысяч рублей. Да и действует оно лишь с 20.00 до 8.00. А если я с работы приезжаю в семь вечера? Куда мне деваться? Или на общих основаниях деньги платить?

Кстати, среди районов, где вводятся новые зоны платных парковок, значатся Митино и Внуково, то есть это пространство уже реально шагнуло за МКАД.

А тут ещё, по последним сообщениям, чиновники собираются вплотную заняться парковками во дворах жилых домов. То, что это станет «концом света» для многих автомобилистов города, нет сомнений. У нас же большинство благих намерений, как правило, оборачивается запретами и усилением ответственности.

Сравним цены

Кроме того, на 90 улицах в центре столицы введён дневной парковочный тариф - 380 рублей в час. Количество улиц с такой ценой увеличилось с 240 до 330. Это самый дорогой тариф на парковку не только в Москве, но, пожалуй, и в мире.

Давайте сравним, тем более что на просторах Интернета на этот счёт информации предостаточно.

Вот, скажем, Финляндия. В центрах больших городов, в том числе Хельсинки, все уличные места, где можно поставить автомобиль, в будние дни являются платными. Стоимость парковки на открытых стоянках варьируется по времени суток - от €1 до €3 за час. За неоплаченное или просроченное время взимается штраф размером в €30-40 евро. По нашим меркам - сущие копейки.

В большинстве курортных городов Португалии парковки являются бесплатными, однако в крупных городах, таких как Лиссабон или Порто, стоянку придётся оплачивать с понедельника по пятницу с 8 до 19 часов. Стоимость составляет €1,5 в час.

В Вене действует сложная зонированная система платных стоянок, цена зависит от места и времени дня. Средняя стоимость одного часа составляет €2.

В Амстердаме парковка в центре за этот же промежуток времени обойдётся от 4 до 5 евро. Дорого, конечно, но всё равно дешевле, нежели в Москве.

Час стоянки в Праге колеблется в разных районах от 120 до 250 рублей на наши деньги, в Будапеште и того меньше - от 41 до 103, в Брюсселе - от 76 до 151.

Продолжать, видимо, не имеет смысла. Есть, конечно, города, где парковка более дорогая. В Таллине, например, в некоторых местах придётся выложить более 450 рублей за час. Но всё равно, как подсчитали эксперты, если принимать во внимание общий уровень цен, самая дорогая парковка в Москве. Тут вместо одного часа в наиболее дорогом месте парковочного пространства можно 11 раз проехаться в общественном транспорте. А в том же Таллине - всего 5,5 раз.

Сегодня, например, для того, чтобы свозить на машине ребёнка в столичный зоопарк, прибавьте к стоимости входного билета ещё тысячу-другую, поскольку часовая парковка там стоит 380 рублей. То же самое с театрами, концертными залами, музеями, которые, как на грех, расположены главным образом в центре мегаполиса. А лечебные учреждения? Минувшим летом я сам попал в ситуацию, когда надо было отвезти супругу в поликлинику к травматологу, ногу она повредила. Об общественном транспорте и речи быть не могло, поехали на своём автомобиле. Ждать пришлось около пяти часов, цена стоянки - максимальная. Вот и посчитайте, во сколько мне обошёлся визит к доктору. 

Как из проспекта делают переулок

Нам объясняют, что необходимость ограничения возможности припарковаться в том или ином районе обусловлена банальной нехваткой мест. Их действительно мало. Но почему-то даже в окраинных районах, там, где площади для организации стоянок имеются, их тут же застраивают жилыми комплексами. А нужно ли столько жилья столице? Кто-нибудь вообще подсчитал, сколько его надо городу? Заселяются ли все новостройки? Вот, например, рядом с домом, где я живу, возвели очередной небоскрёб. Уже лет шесть он стоит пустым, ни одно окно по вечерам не светится. А автомашины жителей соседних многоэтажек приходится втискивать в узкие дворы, где даже развернуться невозможно.

Парковочных мест остро не хватает. Но причина этого дефицита, по мнению экспертов, не только в росте общего автопарка, но и во взрывном увеличении количества каршеринговых машин. В 2017 году аналитики международной сети компаний по консалтингу и аудиту PricewaterhouseCoopers прогнозировали, что к 2025 году парк московского каршеринга достигнет 30 тысяч машин. Но это произошло гораздо раньше - уже к концу 2019-го. По числу арендных автомобилей Москва уже опережает Токио, Пекин и Шанхай. Для клиентов сервиса парковка бесплатная. В итоге сегодня значительная часть паркингов занята именно машинами краткосрочной аренды.

Как совместить стремление транспортных начальников столицы, с одной стороны, разгрузить стоянки в городе и увеличить число каршеринговых машин - с другой, честное слово, непонятно.

Более того, притормозить возле нужного магазина, станции метро, даже, извините, уличного туалета в Москве нынче невозможно - повсюду запрещающие знаки и выделенные для общественного транспорта полосы, заезд на которые тут же жёстко карается. Где высадить пассажира, которому надо пересесть на подземку, - непонятно.

Представители люксовых брендов Louis Vuitton, Hermes, Cartier, Dior ещё в 2013-м написали совместное письмо президенту и генпрокурору России. Они жаловались на департамент транспорта Москвы, начавший сокращать парковки на Большой Дмитровке рядом с фирменными магазинами, что могло навредить розничному бизнесу. Покупатели хотят приезжать только на машинах, уверяли подписанты и даже грозили уходом из России. Не помогло.

Ещё одна причина, по которой большинство автомобилистов предпочитают в центр за рулём не соваться, - сужение проезжей части на многих улицах. Насколько знаю, в большинстве европейских столиц власти ломают голову, чтобы увеличить пропускную способность магистралей, и только в Москве всё делается наоборот. И все искренне удивляются: зачем на Садовом кольце тротуары шириной метров 15-20, если там практически нет пешеходов. 

Какой прок от дорог?

Справедливости ради стоит признать, что в Москве делается немало для улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры: строятся дороги, мосты и путепроводы, новые скоростные трассы. Но какой прок от всего этого простому автомобилисту, если он зачастую не может выехать из своего двора или гаража. Точнее, выехать-то он может, но добраться куда надо проблематично, ведь припарковаться-то негде. Даже за большие деньги.

И никакими словами о приоритете общественного транспорта ситуацию не объяснить, поскольку личные автомобили чаще всего подменяются каршеринговыми. С точки зрения улучшения дорожной ситуации смысла здесь никакого - парковкам, насыщенности транспортного потока, экологии, наконец, совершенно без разницы, какая это машина - собственная или арендованная. Но вот для удовлетворения финансовых амбиций властей разница есть, и большая.

На днях в связи со стремительным распространением эпидемии коронавируса Роспотребнадзор дал рекомендацию гражданам не пользоваться общественным транспортом. Стало быть, нам предлагают ездить на личных авто, у кого они, конечно, есть. Тогда, по логике вещей, надо если уж не отменить вовсе, то хотя бы снизить плату за парковку до разумных пределов. Правда, как-то мало верится, что власти пойдут на такую меру…

Вернуться в раздел
Милицейская волна