1983

Экстренная посадка: как усмирить авиадебошира

АВТОР: Елена Кузнецова
ФОТО: коллаж Евгения Карташова

Драка в кафе, спор на повышенных тонах с нетрезвым попутчиком в общественном транспорте, пьяный скандал в магазине… На подобные инциденты полицейские выезжают регулярно, чтобы изолировать зачинщиков, привлечь их к ответственности. В небе всё гораздо серьёзнее. Попытка распустить руки на борту авиалайнера создаёт опасную ситуацию для жизни сотен людей, может привести к сбою работы оборудования и даже катастрофе. Поэтому хулиганство в самолётах - тема, требующая особого внимания. Разберёмся, какие бывают правонарушения на воздушном транспорте, что грозит инициаторам конфликта и как борются с этим явлением авиакомпании и правоохранительные органы.

Остановите… полёт!

Нештатные ситуации на борту лайнеров возникают довольно часто: пассажир пытался открыть люк самолёта, нетрезвая компания молодых людей в бизнес-классе угрожала персоналу, мужчина выбил дверь в туалетной комнате…

О самых вопиющих случаях авиадебоширства мы, как правило, узнаём из средств массовой информации. Большой резонанс получают новости, когда в результате инцидента требовалась экстренная посадка воздушного судна.

В начале 2023 года стало известно о двух таких фактах. В первом самолёт, следовавший из Москвы в Гоа, приземлился в узбекском городе Ургенче из-за нетрезвого россиянина. Правоохранители поднялись на борт воздушного судна и доставили дебошира в аэропорт. Во втором случае незапланированная посадка произошла в Сочи из-за буйного мужчины, избившего стюардессу авиалайнера, летевшего из Санкт-Петербурга в Анталью. Бортпроводницу осмотрели медики, а хулигана передали правоохранителям. Спустя пару часов полёт в Турцию продолжился, но уже без агрессивного пассажира.

Подобные инциденты происходили и ранее. Иногда в адрес стюардесс можно услышать обвинения: «Разве вы не видели, что у вас деструктивный пассажир? » Но ситуации бывают разные, иногда такие моменты действительно можно упустить.

Но чаще всего граждан, ведущих себя неадекватно, всё-таки не допускают до полётов. Бортпроводники встречают пассажиров при входе и оценивают их состояние, проходя по салону, обращают внимание не только на ремни безопасности, которые должны быть пристёгнуты, но и на поведение вылетающих.

Два недавних факта, зафиксированных в апреле 2023 года, показывают, как экипажи лайнеров сработали на упреждение. Так, вылет самолёта из Хабаровска в Москву задержался на полтора часа из-за скандала в салоне. Мужчина начал кричать и заявил, что на борту находится взрывчатка, в тот момент, когда воздушное судно заняло исполнительный старт. Экипаж принял решение вернуться на стоянку, а дебошира передали сотрудникам полиции. Полтора часа специалисты осматривали воздушный транспорт, но следов взрывного устройства не обнаружили. Самолёт с задержкой всё же улетел в Москву. Злоумышленника будут проверять по статье о заведомо ложном сообщении об акте терроризма.

А 37-летний житель Республики Татарстан вместо Таиланда оказался в отделении полиции. Мужчина должен был вылетать на отдых из Казани. На борт самолёта пришёл уже навеселе, начал курить в салоне, вёл себя агрессивно, размахивал руками, использовал нецензурную лексику в адрес присутствующих, на замечания не реагировал. В итоге экипаж самолёта вызвал правоохранителей, которые доставили авиадебошира в дежурную часть полиции. Результаты медицинского освидетельствования подтвердили, что мужчина находился в состоянии алкогольного опьянения.

В 2022-м в Сочи сняли с вылетающего в Тюмень рейса сразу двух дебоширов. При посадке в самолёт 36-летний и 37-летняя жители Тюмени выражались грубой нецензурной бранью. Проведённое медицинское освидетельствование показало, что задержанные находились в состоянии алкогольного опьянения. В отношении нарушителей составили административные протоколы о мелком хулиганстве.

Там-тарарам за облаками

Типичный портрет авиадебошира - мужчина средних лет, отправляющийся в путешествие один или с друзьями, как правило, в нетрезвом состоянии. Однако бывает, что и женщины-пассажирки ведут себя неадекватно. Так, с рейса, вылетающего из Анапы в Москву, сняли 28-летнюю девушку. Причина веская: не понравилось посадочное место, и она решила устроить скандал прямо на борту. Начала кричать и нецензурно выражаться. Остановить эмоциональную соседку по салону не смогли ни пассажиры, ни стюардессы. Молодая женщина была настроена решительно. Она… укусила бортпроводницу, которая пыталась её успокоить, за правое предплечье. Пострадавшая позвонила в дежурную часть линейного отдела полиции в аэропорту Анапы. Прибывшие сотрудники сняли пассажирку с рейса и отправили на медосвидетельствование. Однако от него девушка отказалась, а свою вину так и не признала. По сообщению Управления на транспорте МВД России по ЮФО, в отношении гражданки составлены административные протоколы по статьям: «Мелкое хулиганство» и «Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна».

Вспоминается и нашумевшая история, когда известную фотомодель и тогда ещё супругу футболиста сняли с рейса в аэропорту Екатеринбурга. Дело было так. Самолёт вырулил на «взлётку», а девушка разговаривала по мобильному, закинув ноги в ботинках на стену. Стюардесса попросила выключить телефон. Что было дальше, участницы чрезвычайного происшествия рассказывали по-разному. Пассажирка уверяла, что сразу же прервала звонок и предъявила посадочный талон. А стюардесса, с её слов, вела себя непозволительно, всячески оскорбляя. Однако свидетели произошедшего утверждают обратное. «Звезду» из самолёта пришлось выводить троим полицейским.

Бывшая бортпроводница Юлия Петрушкова рассказала СМИ о случае из своей практики, когда с виду очень милая семейная пара где-то на середине полёта начала бурно выяснить отношения. Женщина приревновала мужа к соседке по креслу и в гневе ударила ногой по иллюминатору. Эта ситуация привлекла внимание бортпроводников и сотрудников авиационной безопасности. Они помогли утихомирить парочку, рассадили по разным местам, а уже в аэропорту Бангкока их ждали сотрудники правопорядка.

Сухой закон?

Наряды полиции, встречающие самолёты по вызову экипажа, увы, нередкое явление. В основном проблемы возникают на популярных туристических направлениях. Самые яркие случаи происходят под воздействием спиртного. Когда читаешь новость про очередного авиадебошира, в комментариях пользователи часто пишут: «Запретите алкоголь».

Собственно, на борту самолётов могут предлагать небольшие порции спиртосодержащих напитков за дополнительную плату, однако действуют ограничения по количеству налитого в зависимости от класса, которым летит пассажир. Чартерные рейсы зачастую совсем отказываются от алкоголя на борту.

Кроме того, каждая авиакомпания устанавливает свои правила. Они содержат ряд общих ключевых моментов: чрезмерное потребление алкоголя, которое повлекло за собой невыполнение требований экипажа, хулиганское поведение и оскорбления являются нарушениями, за которые предусмотрены санкции - изъятие до конца полёта спиртосодержащей продукции, удаление пассажира с борта авиалайнера, в том числе в ходе экстренной посадки. Его могут передать органам правопорядка в аэропорту, наложить взыскание в целях возмещения причинённого ущерба.

Помимо национального законодательства и собственных правил авиакомпаний, вопрос противоправных действий в самолёте регулируется международными соглашениями и Конвенцией «О преступлениях и некоторых других действиях, совершённых на борту воздушного судна».

Основной вопрос заключается в следующем: могут ли пассажира не пустить на борт воздушного судна по причине того, что он находится в состоянии алкогольного опьянения? На сегодняшний день ответ неоднозначен. Официально никакого «сухого закона» в российских самолётах нет. Правила проноса на борт спиртосодержащих напитков, купленных в зоне беспошлинной торговли, до недавнего времени находились в ведении самого аэропорта. А допустимая степень опьянения определяется каждой авиакомпанией самостоятельно.

Однако в последнее время высказываются намерения запретить алкогольные напитки в самолёте, даже те, которые куплены в аэропорту. Пассажирам придётся сдать их сотрудникам авиакомпании, которые вернут после прилёта. По мнению сторонников данного моратория, нужно просто вводить большие штрафы, чтобы распитие спиртного на борту и дебош вылились в копеечку.

Оплатите убытки

Если пассажир ведёт себя неадекватно, у бортпроводников есть чёткий алгоритм действий, как поступать в данной ситуации. Когда устное предупреждение не работает, в ход идёт письменное, заверенное командиром воздушного судна. Часто этого бывает достаточно, чтобы погасить назревающий конфликт.

При наличии прямой угрозы жизни пассажиров принимается решение о незапланированной посадке. Такое «удовольствие» может стоить авиакомпаниям миллионы рублей. Убытки, нанесённые деструктивным поведением пассажира, обычно включают несколько позиций. В их числе расходы на оплату труда работников, дополнительное использование трапа, буксировку, осмотр судна и так далее. В зависимости от набора формируется и предъявляемая сумма ущерба. Кроме того, граждане, опоздавшие на стыковку, потерявшие оплаченное проживание в отеле, вправе предъявить претензии дебоширу.

Одна из крупных российских авиакомпаний поделилась статистикой за 2022 год: от полётов отстранили 78 нетрезвых пассажиров. В 51 случае рейс пришлось задержать. В ходе судебных разбирательств удовлетворены семь исков в пользу перевозчика на общую сумму более 0,6 миллиона рублей, ещё 14 требований о возмещении ущерба находятся на рассмотрении.

Солидным штрафом завершилось бурное путешествие двух жителей Свердловской области в жаркие страны. По решению суда мужчины оштрафованы на 154 тысячи рублей за дебош, устроенный на борту самолёта, следовавшего из Хургады в Екатеринбург. Наказание настигло пассажиров за события полугодовой давности. В марте 2023-го двое уральцев решили отметить отбытие из Египта. Во время посадки они были пьяны, не стеснялись в выражениях, провоцировали конфликты, абсолютно не реагируя на замечания бортпроводников. Усмирить дебоширов попытался командир судна, но они продолжали нарушать общественный порядок. В результате экипаж не рискнул взлетать с буянами на борту. Наряд полиции Египта вывел туристов с самолёта, а рейс был задержан более чем на два часа. Авиакомпания через суды выставила хулиганам иск. Пассажиры теперь обязаны выплатить один из самых крупных в нынешнем году штрафов за нарушение порядка на воздушном судне.

Ещё одна российская авиакомпания намерена взыскать понесённые убытки с нарушившего правила поведения на борту самолёта гражданина, который закурил и на замечания стюардесс отвечал грубостью. По этой причине лайнер, следовавший из Махачкалы в Санкт-Петербург, совершил вынужденную посадку в московском аэропорту Внуково. После 35-минутной задержки он продолжил полёт по маршруту. Дебоширу выставили счёт за вынужденное обслуживание рейса в столице, оплату работы экипажа, лизинга, а также моральный вред за неудобства, причинённые другим пассажирам.

Свободы могут лишить

Специалисты авиации давно настаивали на том, чтобы дебоширы несли не только материальную, но и уголовную ответственность.

- Я считаю, что их нужно сажать в тюрьму. Меня как командира корабля и мужчину беспокоило, что какой-то негодяй пугает женщин, детей, а как профессионала - что хулиган что-то сломает, выведет самолёт из строя, и это может привести к катастрофе, - сказал в интервью информационному агентству заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов.

Самым нашумевшим случаем «воздушного боя» считается история авиадебошира из Саратова, после которого на законодательном уровне принято решение об ужесточении в России наказания за нарушение правопорядка на борту воздушного судна. В январе 2013 года саратовец, отправляясь на отдых в Хургаду, сломал нос другому пассажиру, затем нанёс травму пытавшемуся его утихомирить бортпроводнику. Мужчина также требовал от пилотов посадить самолёт там, где захочет. Его обвинили в попытке захвата судна и после побега объявили в международный розыск. Вскоре дебошира задержали, и он предстал перед судом. Мужчину приговорили к трём с половиной годам колонии. Позже срок был снижен до 20 месяцев. Мягкое наказание обусловлено тем, что коллегия посчитала злоумышленника достойным снисхождения по эпизоду с попыткой захвата самолёта, также взяла в расчёт наличие несовершеннолетних детей.

Это резонансное уголовное дело стало толчком к изменению ст. 213 УК РФ. В ней появился пункт «в» части 1, отдельно предусматривающий ответственность за хулиганство, совершённое на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования.

Наручники - для особо буйных

Успокоить авиадебошира - дело непростое. Если ситуация начала развиваться в момент посадки на воздушное судно, можно вызвать полицию. Если же инцидент происходит в полёте, это кардинально всё меняет. Действия нарушителя создают угрозу безопасности большого числа людей. При этом пилотам запрещено покидать рабочее место для оказания помощи. С хулиганами справляются только силами бортпроводников (а это чаще всего хрупкие девушки), если не вмешается кто-то из пассажиров.

Например, жителя Колымы, устроившего дебош в летящем из Москвы лайнере, пришлось усмирять сотруднику СОБРа, который тем же рейсом возвращался из отпуска. Хулиган схватил бортпроводника за форменную одежду и хотел повалить на пол. Майор полиции попытался его вразумить, но тот на уговоры не реагировал. В итоге дебошира связали ремнями безопасности.

При чрезвычайной ситуации на борту, которая создаёт опасность или препятствует исполнению экипажем должностных обязанностей, юридически оправданно и применение физической силы, но только в объёме, необходимом для предотвращения противоправного поведения.

- В небе у бортпроводников должны быть механизмы сдерживания потенциальных угроз, которые целесообразно использовать только в экстренных случаях, при наличии фото- и видеофиксации, - уверен председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

С 1 сентября 2022 года на законодательном уровне бортпроводникам разрешили использовать спецсредства на борту самолёта. Установлено, что их применение возможно членами экипажа и сотрудниками службы авиационной безопасности по распоряжению командира рейса и после безуспешных попыток успокоить нарушителя другими методами. Правила будут действовать до 1 сентября 2028 года.

Некоторые авиакомпании уже воспользовались таким разрешением. Бортпроводники начали проходить специальную подготовку по связыванию дебоширов спецсредствами. Есть и первые прецеденты их использования. Одна из пассажирок на борту самолёта пыталась прорваться в кабину пилотов. Командир судна принял решение применить средства сдерживания в виде пластмассовых наручников. В них же под контролем экипажа женщина провела оставшуюся часть полёта. После посадки дебоширку передали сотрудникам правоохранительных органов.

Не место для разборок

Неадекватное поведение пассажиров на борту - довольно частое явление, с которым сталкиваются транспортные полицейские.

- В целях минимизации фактов деструктивного поведения и хулиганства на объектах транспортной инфраструктуры проводятся профилактические мероприятия, направленные на пресечение на ранней стадии преступлений и административных правонарушений, - рассказывает заместитель начальника Управления обеспечения охраны общественного порядка ГУТ МВД России полковник полиции Сергей Нетесанов. - На постоянной основе в аэропортах и вокзалах при помощи громкоговорящей связи граждан информируют об ответственности за нарушение общественного порядка.

Главным провоцирующим фактором негативного поведения, по его мнению, является алкогольное и наркотическое опьянение.

Особое внимание правоохранителями уделяется «профайлингу» с целью выявления пассажиров, ведущих себя неадекватно, и недопущения их в стерильные зоны аэропортов, на борт воздушного судна. Ежедневно осуществляются проверки мест общественного питания на наличие лицензии на продажу алкоголя. Принимаются меры по недопущению фактов распития спиртных напитков пассажирами в несанкционированных для этого местах.

- По согласованию с полицией авиакомпаниями разработана Инструкция по действиям персонала в отношении недисциплинированных пассажиров при обслуживании рейсов. В ней определён порядок информирования сотрудников о лицах, находящихся в неадекватном состоянии, как на этапе контроля посадки пассажиров, в процессе их сопровождения от аэровокзального комплекса на борт воздушного судна, так и на ранней стадии - в зоне регистрации, - продолжает Сергей Нетесанов. - Благодаря совместной с представителями транспортных организаций профилактической работе отмечается снижение количества пассажиров с деструктивным поведением.

Согласно статистическим данным, противоправные посягательства, вызванные деструктивным поведением пассажиров, с которыми перевозчиком расторгнут договор перевозки, в результате проводимой сотрудниками полиции профилактической работы сократились в 2022 году на 22% (с 2306 до 1858), к уголовной ответственности привлечено 48 человек (2021 г. - 62), к административной - 1801 (2021 г. - 2306).

***

По инициативе командиров воздушных судов и членов экипажей в 2022 году с бортов воздушных судов за нарушение правил поведения и общественного порядка удалено 1453 (2021 г. - 1788) авиапассажира с последующей их передачей в правоохранительные органы. По результатам проведённых проверок к уголовной ответственности привлечено 13 человек (2021 г. - 16).

***

С 4 июня 2018 года авиабилет может быть аннулирован авиакомпанией в одностороннем порядке, если пассажир находится в реестре лиц, воздушная перевозка которых ограничена. Основанием для внесения в «чёрный список» является ряд правонарушений, угрожающих безопасной эксплуатации судна.

***

Если пассажиру было отказано в посадке на самолёт в момент регистрации, то деньги за авиабилет будут ему возвращены. Когда решение о снятии с рейса происходит непосредственно перед посадкой, сотрудники авиакомпании составляют акт с указанием причин. В таком случае финансовые средства пассажиру не возвращаются. Это связано с тем, что, приобретая билет, он автоматически соглашается с правилами авиакомпании, которым обязан следовать.

***

Одна из российских авиакомпаний рекомендовала бортпроводникам для связывания дебоширов по возможности использовать нейлоновые ремни, так как наручники могут вызвать онемение и опухание конечностей. При этом члены экипажей «должны стягивать запястья достаточно крепко, но не вызывать нарушение кровообращения и остановку кровотока».


Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна