657

Идеология нетерпимости, или Как распознать экстремизм

АВТОР: Татьяна Турченюк
Идеология нетерпимости, или Как распознать экстремизм
ФОТО: коллаж Евгения Карташова

Данный материал подготовлен специалистами ГУПЭ МВД России. Основная его задача - дать общее понятие о степени опасности правонарушений экстремистского характера. А также обратить внимание общественности на необходимость осуществления профилактических мероприятий с целью недопущения нарушения административного законодательства.

Вне закона

В пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» перечислены действия, которые законодателем обозначены как экстремистская деятельность. Согласно тематике, рассматриваемой в статье, остановимся на следующих:

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, нацио­нальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, нацио­нальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Соответственно, включая вышеперечисленные деяния в федеральный закон, законодатель определил ответственность за совершение противоправных действий, в частности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

- ст. 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов);

- ст. 20.3 (Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами);

- ст. 20.3.1 (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

А теперь по порядку рассмотрим не только основания для привлечения к административной ответственности лица, совершившего противоправное действия, но и правоприменительную статистику, а также способы профилактики совершения данных правонарушений.

«Крайние» - в списке

Министерством юстиции Российской Федерации на основании решений федеральных судов формируется список экстремистских материалов (опубликован в открытом доступе в сети Интернет на официальном портале ведомства). В настоящее время он состоит из более 5000 наименований информационных материалов. В нём имеют место не только тексты или картинки, но и песни (аудиофайлы), видеоматериалы. Тематика весьма разнообразна. Именно тиражирование и распространение информационных материалов из федерального списка является административным правонарушением, предусмотренным ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Наиболее часто указанные правонарушения совершаются гражданами с использованием сети Интернет, то есть пользователи публикуют на своих персональных страницах противоправный контент, не ограничивая доступ к нему третьим лицам.

Сведения об административных правонарушениях (выявленных сотрудниками органов внутренних дел), по которым судебными органами приняты решенияСведения об административных правонарушениях (выявленных сотрудниками органов внутренних дел), по которым судебными органами приняты решения

Это означает, что граждане не проявляют критичность в выборе своего информационного пространства и персонального контента. Почему срок годности на продуктах в магазине проверяют практически все, а при публикации сторонних материалов раздумий не возникает?

Многообразие идеологий, закреплённое ст. 13 Конституции Российской Федерации, а также свобода слова и отсутствие цензуры (ст. 29 Конституции Российской Федерации) позволяют гражданам нашей страны придерживаться разных взглядов. Однако информационную свободу не стоит трактовать как вседозволенность, при формировании своего информационного поля необходимо соблюдать закон. В данном случае - уточнить наличие тех или иных сведений в Федеральном списке экстремистских материалов. Тем более что тематика, которую стоит проверить, абсолютно очевидна: расовые, религиозные, национальные отношения в обществе.

Безалаберность в такой сфере жизни ведёт к совершенно определённой ответственности по закону, а именно:

- наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трёх тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства;

- на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Символика под запретом

Далее в рассматриваемом списке - статья 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Помимо Федерального закона № 114-ФЗ на противоправность действий по пропаганде либо публичной демонстрации нацистской символики указано в статье 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»: «Важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берёт на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории. В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах».

На практике под нацистской символикой большинство граждан понимает в первую очередь изображение «фашистской свастики». При этом вне закона признаются любые знамёна, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, воспроизводящие символику или атрибутику, использовавшуюся НСДАП и Фашистской партией Италии. 

Так как не существует перечня (каталога) графических материалов, при установлении факта противоправного деяния необходимо наличие заключения эксперта или специалиста о схожести демонстрируемой символики с нацистской символикой или атрибутикой до степени смешения. Это заключение фактически определяет противоправный характер деяния, то есть имеет ключевое значение.

В гражданском обществе нашей страны нередко обсуждаются факты привлечения лиц к административной ответственности за совершение деяния, предусмотренного статьёй 20.3 КоАП РФ. Инициаторы дебатов связывают своё негодование с увеличением фактов привлечения граждан к ответственности. Статистика пока свидетельствует о том, что ситуация стабильна, но и, к сожалению, тенденции к сокращению числа таких правонарушений нет.

Сведения об административных правонарушениях (выявленных сотрудниками органов внутренних дел), по которым судебными органами приняты решенияСведения об административных правонарушениях (выявленных сотрудниками органов внутренних дел), по которым судебными органами приняты решения

В чём причина? Основным спорным вопросом при квалификации деяний является наличие или отсутствие пропаганды демонстрируемой символики. Данный вопрос всё же целесообразно рассматривать на примерах.

Пример первый. Публичная демонстрация части тела с татуировкой, содержащей нацистскую символику, правоприменителем однозначно трактуется как пропаганда запрещённой символики.

Пример второй. На просторах сети Интернет отдельными пользователями тиражируются различные графические материалы, содержащие нацистскую символику. Например, масштабно используется она в списке комментариев. В таких случаях текст, как правило, отсутствует (аргументов для эпатажа других пользователей не хватает), а картинка с символикой многократно повторяется. Данные действия вызывают неодобрительную реакцию у оппонентов. В этом случае, без сомнения, демонстрация и пропаганда имеют место, так как сами действия «спорщика картинками» имеют цель - выражение явного неуважения к обществу интернет-пользователей и провокация в виде неконструктивной и оскорбительной переписки.

Пример третий. Продажа предметов (посуды, ювелирных изделий, одежды), содержащих нацистскую символику. Абсолютно естественно, что изготовление таковых является пропагандой, так как зачастую аналогичные атрибуты, но без символики, стоят дешевле либо реализовать их невозможно.

За Штирлица не осудят

Что касается исторических предметов, то данный вопрос уже определён Постановлением Верховного суда Российской Федерации от 10 января 2018 г. № 5-АД17-109.

По существу дела: гражданин разместил на сайте Avito.ru в информационно-телекоммуникационной сети Интернет объявление о продаже военного знака «За ранение» Третьего рейха, содержащего нацистскую символику, после чего предъявил его к продаже. Довод мужчины о том, что свастика была заклеена скотчем, опровергался материалами дела. 

По поводу символики и пропаганды Верховный суд Российской Федерации в своём постановлении дал следующие разъяснения: «Нацистской атрибутикой и символикой являются атрибутика и символика, которые использовались организациями, признанными Нюрнбергским международным военным трибуналом преступными. К таковым относят, в частности, знамёна, значки, атрибуты униформы, приветственные жесты и пароли, свастику, а также их воспроизведение в любой форме.

Вывод о том, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершён в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм либо излагающих исторические события».

В данных решениях законодательство Российской Федерации не эксклюзивно. Например, в Германии нацистская символика считается символикой антиконституционных организаций, её публичная демонстрация запрещена. Наказание за указанное правонарушение предусмотрено Уголовным кодексом Германии, санкция - лишение свободы на срок до 3 лет. 

По такому же алгоритму рассматриваются факты публичного демонстрирования символики или атрибутики экстремистских организаций, перечень которых опубликован на официальном информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации.

Штраф и конфискация

Санкции за пропаганду либо публичное демонстрирование запрещённой символики и атрибутики (ст. 20.3 КоАП РФ):

- административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения;

- на должностных лиц - от одной тысячи до четырёх тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

За изготовление и сбыт в целях пропаганды:

- административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;

- на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Теперь об административной статье 20.3.1 КоАП РФ. Она появилась в порядке смягчения (частичной декриминализации) статьи 282 УК РФ.  Законодатель разъяснил своё решение: «В целях исключения случаев привлечения к уголовной ответственности за деяния, совершённые однократно и не представляющие серьёзной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства».

Так, например, факт публикации в открытом доступе в сети Интернет информационного материала либо иные публичные действия, содержащие признаки возбуждения ненависти либо вражды, а также направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, является административным правонарушением, если это нарушение совершено впервые. В установлении факта нарушения закона ключевую роль играет заключение эксперта.

Экспертиза покажет

В настоящее время практика проведения исследований и экспертиз информационных материалов, а также выступлений лиц либо отдельных высказываний, допущенных публично, наработана.

- Очень легко распознать экстремистский текст по некоторым признакам, - считает член Ассоциации лингвистов-экспертов Лилит Месропян. - Первый - это противопоставление двух социальных групп. Одна автором изображается как хорошая, и здесь включается понимание «свой-чужой». Другая же представлена в сугубо негативном ключе, то есть это вредители, преступники, нарушители закона, которые мешают нормальной жизни.  Самое важное то, что это воздействие осуществляется на эмоциональном уровне. В описании как одной, так и второй группы используются экспрессивные слова, которые затрагивают наши чувства, вызывая, с одной стороны, сожаление, сострадание, жалость, с другой - ненависть. Возникает субъективное отношение слушателя или читателя к тому, что описывается в материале. И та группа, которая была представлена как самая плохая, негативная, мешающая жить, выступает в качестве врага и рассматривается причиной всех бед. Следующая составляющая экстремистского текста - это наличие призыва к устранению сложившейся ситуации, описанной выше, насильственными методами. То есть с применением оружия, давления на группу способами, не вписывающимися в рамки закона. При этом говорится, что правовыми мерами эту проблему решить невозможно, так как ситуация вышла из-под контроля правоохранительных органов и мы (обычно экстремисты пишут от имени народа) единственные, кто может решить этот вопрос. Нередко употребляется выражение «Это наша Родина». А поскольку власти чаще всего представлены как сообщники тех злых сил, которые мешают нам жить, они тоже, по мнению авторов, оказываются в какой-то степени вредителями. Поэтому доверять им и действовать их методами нецелесообразно. По уже заданной модели могут противопоставляться и две этнические группы с призывом выдворить, уничтожить, изгнать ту, которая представлена в негативном свете.

Необходимо отметить, что мнение эксперта расценивается не только как лица, обладающего специальными знаниями по лингвистике, психологии, социологии, религиоведению, но в том числе и как представителя гражданского общества. Указанная позиция неслучайна. Общественная опасность, предусмотренная ст. 20.3.1. КоАП РФ, состоит именно в пропаганде совершения действий экстремистского характера, особенно если противоправный контент публикуется в сети Интернет и доступен в режиме реального времени неограниченному кругу лиц.

Несмотря на то что законодатель смягчил ответственность для лица, впервые совершившего действия, возбуждающие ненависть либо вражду, а также направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, с уголовной на административную, санкции остались существенными:

- наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток;

- на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В заключение стоит указать, что возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - 16 лет (ст. 2.3 КоАП РФ). А срок давности привлечения к административной ответственности по общему правилу не может превышать двух месяцев. Однако за отдельные виды противоправных деяний (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ) срок давности увеличен до одного года, в том числе за предусмотренные ст. 20.3.1 КоАП РФ. Это обусловлено рядом обстоятельств, которые не позволяют в течение общего срока давности выявить факт совершения правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения). Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна