1411

Как оживает «умная» зебра

АВТОР: Андрей Шабаршов
ФОТО: Андрей Лисовский

В Москве начал работу уникальный программно-аппаратный комплекс. Он позволяет значительно увеличить безопасность граждан и снизить вероятность наезда автомобилей в зоне нерегулируемого пешеходного перехода.

Новая система, которую с апреля по июль нынешнего года тестировали на Болотниковской улице столицы, по утверждению разработчиков, способна распознавать движение человека, животного и автомобиля, а также подсвечивать дорожные знаки и дублировать зебру с помощью проекции. Внешне такой переход мало чем отличается от обычного - та же разметка и знак. Но в тёмное время суток при появлении человека комплекс «оживает». Как только приближается пешеход, автоматически включается освещение, светофор и табло «Пешеход». При этом некоторые светодиоды, например, возле дорожного знака, светятся постоянно, а водители даже ночью прекрасно видят светоотражающую разметку.

Столичные власти возлагают большие надежды на новую аппаратуру. Руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Максим Ликсутов назвал данную технологию прорывной и пообещал, что лучшие разработки учёных в области безопасности дорожного движения и впредь будут получать поддержку.

Система может успешно применяться в местах повышенного риска для пешеходов - на остановках общественного транспорта, загородных трассах, прилегающих к школам территориях, в жилых зонах. Нечто подобное как эксперимент действует и в других городах России, например, в Перми, Краснодаре, Омске, Оренбурге. В отличие от классической разметки специальный лазерный проектор подсвечивает пешеходный переход, чтобы зебру и людей на ней было видно издалека в темноте, во время дождя, снега или тумана.

Насколько эффективным станет московское нововведение, покажет время. Пока, согласно результатам испытаний, аппаратный комплекс снизил вероятность аварий на перекрёстке на 82 %, скорость автомобильного потока увеличилась в среднем на 27 %, а время, которое пешеход проводит перед зеброй в ожидании, сократилось на 30 %. Хотя справедливости ради заметим, что Болотниковская улица - далеко не самая оживлённая…

Статистика свидетельствует: самой уязвимой категорией участников движения являются пешеходы. Любое ДТП обычно заканчивается для них весьма печально. Именно поэтому ведомства, научные институты, организации, так или иначе вовлечённые в сферу обеспечения безопасности дорожного движения, в первую очередь озабочены сохранением жизни и здоровья пешеходов. К примеру, сегодня в приоритете строительство надземных и подземных переходов, обеспечивающих практически стопроцентную безопасность. Активно применяются светодиодные маячки, которые монтируются в покрытие проезжей части и обозначают границы перехода в темноте. Разметку в большинстве случаев выполняют термопластиком - он хорошо заметен ночью. Перед нерегулируемыми зебрами наносят шумовые полосы, устанавливают камеры и датчики измерения скорости.

Одно из последних нововведений - 3D-переход. С виду обычная разметка, но водителю кажется, что он поднят над дорогой на 15 см. Волей-неволей приходится снижать скорость. В качестве эксперимента такие переходы организовали в нескольких регионах. В Самаре количество аварий на них сократилось с 6 до 3 %, в Кемерове - на 81 %, в Новокузнецке - на 44 %.

На решение проблемы нацелено оборудование так называемых говорящих переходов. Этот совместный проект столичной Госавтоинспекции и Центра организации дорожного движения направлен на привлечение внимания пешеходов к собственной безопасности. Несколько десятков зебр предупреждают: «Возьмите ребёнка за руку», «Посмотрите по сторонам», «Снимите наушники». И - действует! Словом, в вопросах обеспечения безопасности нет и не может быть чего-то лишнего.

Вернуться в раздел
Милицейская волна