2470

Как шпионят кодграбберы, или «Длинная рука» автоворов

АВТОР: Елена Чернова
ФОТО: Дмитрий Лыков

По данным Главного управления уголовного розыска МВД России, за первое полугодие текущего года на территории страны похищено более пяти тысяч автомобилей. Санкт-Петербург и Ленинградская область вышли в лидеры по числу таких преступлений, немногим отстала от них столица. Арифметика проста - названные регионы в числе первых и по количеству зарегистрированного транспорта. К тому же здесь раньше появляются автоновинки - лакомые кусочки для воров. Можно ли защитить свою машину от противоправных действий третьих лиц и существует ли модель, которая злоумышленникам неинтересна, разбираемся вместе. 

Работают под заказ

- Около трёх часов утра проснулся от того, что едва слышно пискнула сигнализация, - рассказывает житель столицы Александр. - Выглянул в окно и увидел, как моя новенькая иномарка скрылась за углом. Сразу позвонил в полицию, понимая, что на улицу бежать бесполезно.

В Сети можно найти много информации о способах совершения таких преступлений и даже откровения бывалых злоумышленников. Как правило, авто может быть заказано в другой регион или для разборки на запчасти. В арсенале преступников имеются и места временного хранения краденного, инструменты, приспособления для сбивания VIN-номеров.

Универсального совета, как сохранить своё имущество, не существует. Кто-то из злоумышленников специализируется на дорогих иномарках, получая немалые гонорары. Другие обходятся несколькими десятками тысяч рублей за отечественную немолодую «Ладу». При этом, по данным ГУУР МВД России, наиболее похищаемыми являются модели японского производства - «Тойота», «Лексус», «Мазда», корейского - «Киа», «Хёндэ» и даже российского ВАЗа. 

Что говорит статистика

- За шесть месяцев 2020 года на 22,2 % снизилось количество зарегистрированных краж автотранспорта, - сообщил заместитель начальника ГУУР МВД России полковник полиции Михаил Ситохин. - За данный период на территории страны зафиксировано 7380 указанных преступных деяний, из которых 5118 хищения автомобилей. Наибольшее количество краж совершено на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, г. Москвы, Московской, Свердловской, Новосибирской, Челябинской, Иркутской, Ростовской областей, Краснодарского, Приморского и Красноярского краёв. Это объясняется развитой инфраструктурой крупных регио­нальных центров и значительным количеством транспортных средств, что позволяет преступникам без проблем подобрать интересующую их модель.

- В основном кражи автомобилей совершаются преступными группами на профессиональной основе, - подчёркивает Михаил Ситохин. - Как правило, участники нигде не работают и противоправный промысел является для них основным источником дохода. Кроме этого, ими приобретаются специальные дорогостоящие технические средства для несанкционированного проникновения в салон, запуска двигателя, блокировки сигналов охранных систем. Одна из таких преступных групп задержана сотрудниками уголовного розыска и росгвардейцами на территории Раменского района Московской области.

Злоумышленников взяли на краже внедорожника, а уже позже выяснилось, что это не единственное совершённое ими преступление. В состав группы входили пять жителей Люберецкого района. Промышляли они на территории Подмосковья и специализировались на иномарках «Ниссан», «Мазда» и «Киа».

У фигурантов изъято три похищенных автомобиля, различные специальные устройства, генератор радиопомех, подложные государственные регистрационные знаки, мобильные телефоны, вещи и документы, принадлежащие потерпевшим. Установлена причастность граждан к четырём преступлениям.

Деятельность ещё одной группы пресечена полицейскими Республики Хакасия. Имея опыт работы на станциях техобслуживания и хорошо разбираясь в электронике, трое злоумышленников совершили серию краж. Они использовали специальный кодграббер, который позволял дистанционно отключать охранную сигнализацию и разблокировать замки дверей. Преступники проникали в автомобиль, без труда заводили двигатель и скрывались с места происшествия.

Каждый раз фигуранты тщательно готовились. В течение нескольких дней наблюдали за местностью, выбирая жилые дворы, не оборудованные системой видеонаблюдения. Похищенные иномарки перегоняли в места временного хранения, а личные вещи владельцев уничтожали. В дальнейшем транспортные средства без документов продавали для разборки на запчасти.

В настоящее время установлены обстоятельства девяти краж, совершённых в четырёх городах Республики Хакасия и Красноярского края. Сумма ущерба превысила 10,5 миллиона рублей. 

Стоит насторожиться

Эксперты свидетельствуют: не редко злоумышленники стараются проверить объект своего «интереса» и выяснить, как он защищён. Всё может начинаться даже с телефонных звонков владельцу, например, под видом покупателя (если авто выставлено на продажу) или представителя сервиса техобслуживания, страховой компании.

Стоит обратить внимание и на нестандартно срабатывающую сигнализацию. Конечно, никто не застрахован от обычных «глюков» электроники, однако внезапные тревоги, постановка или снятие с охраны не с первого раза, любые отклонения от привычного уклада могут говорить о том, что автомобиль «прощупывают». Следует насторожиться, если такое повторяется регулярно.

Другим признаком готовящегося хищения является ситуация, когда владелец обнаружил машину незапертой. Не спешите грешить на вашу невнимательность. Возможно, злоумышленники примериваются к «железному коню», ищут подходы и слабые места или их спугнули, не дав довести дело до конца.

Ещё один признак - метки. Простейший способ проверить, есть ли надзор за собственностью, - подсунуть под дворник или в зазор двери что-либо: брошюру, визитку, ветку от дерева, в конце концов. Если владелец активен, мусор быстро исчезнет. Нет - похитители воспримут это как знак к безопасной работе. Также сигнализируют о подготовке к преступлению любые следы вмешательства, оставшиеся на кузове. Например, отогнутый подкрылок подскажет о поисках подступов в подкапотное пространство с дополнительными замками. 

В подручных электронные устройства

Если раньше злоумышленники проникали в салон, разбив стекло, соединяли между собой пару проводов в замке зажигания и скрывались на чужом авто, то сейчас в подручных у них различные электронные устройства. Причём толчком к поиску новых способов стало совершенствование методов защиты. Появились сигнализации - возникла необходимость её обхода.

В девяностых годах прошлого века с появлением в России дорогих иномарок стартовали продажи простых средств защиты. Противоправные дельцы не пропустили этот момент. Передающий код первых сигналок настолько прост, что вскрывался путём обычного подбора с помощью такого же брелока и микропереключателей. Назывался этот способ «кодо-подмена».

Система защиты совершенствовалась, впоследствии код стал сложнее и длиннее. Тогда же появились сканеры - устройства, подбирающие уникальный набор цифр уже автоматически. Старт продаж сигнализаций с динамической кодировкой немного притормозил злоумышленников. Подбор комбинации стал невозможным или по крайней мере отнимал слишком много времени.

Сейчас существуют универсальные кодграбберы, записывающие всё, что передаётся в эфире. В них уже заложен оригинальный заводской ключ шифрования от определённой марки сигнализации, такое устройство становится на время копией брелока. На данный момент - это один из основных видов приборов, используемых угонщиками. 

Не попасть на удочку

Специалисты отмечают, что наиболее популярным способом проникновения в машину остаётся вскрытие замков специальными приспособлениями и отключение сигнализации сканирующими устройствами. К примеру, так называемая «длинная рука», или «удочка», работает таким образом: рядом с хозяином авто находится один из злоумышленников, его сообщник - чуть подальше. Электронное устройство обеспечивает передачу сигнала от ключа или брелока автовладельца на подменный пульт второго подельника, который с его помощью и открывает дверь машины.

В Санкт-Петербурге сотрудники полиции задержали группу, специализирующуюся на автомобилях премиум-класса. Для совершения преступлений использовалось высокотехнологичное оборудование, в том числе «удочки». С их помощью транспортные средства сканировались на наличие поисковых и спутниковых охранных систем, которые затем отключались.

Участники группы перемещали похищенную машину в посёлок Стеклянный Ленинградской области, где находился оборудованный гараж. Это место временного хранения было закамуфлировано под дачный дом. В подвале на глубине шести метров злоумышленники обустроили помещение с подъёмником, вмещавшим 12 автомобилей. Внутри находились устройства подавления GSM-сигналов, а стены обиты тканью, не пропускающей никакие звуки.

В результате обысков полицейские изъяли около 200 комплектов госномеров, различное оборудование, приборы для несанкционированного доступа, а также семь украденных иномарок - «Ауди», «Тойота», «Лексус». В одной из машин, используемой фигурантами, оперативники обнаружили мощную радиостанцию, настроенную на волну дорожной полиции.

Преступная группа состояла из пяти человек в возрасте 25-47 лет. Их роли были строго распределены - одни занимались похищением, другие - перегоняли и перепродавали. Двоих соучастников стражи правопорядка взяли с поличным при совершении очередного преступления в Петроградском районе Северной столицы. После этого сотрудники уголовного розыска вышли и на других членов группы.

Подозреваемых в серии автомобильных краж задержали и в Ростовской области. Они следили за своими жертвами и, улучив момент, похищали иномарку. Перегоняли её в арендуемые боксы подземных гаражей, расположенных в многоквартирных домах на территории Ростова-на-Дону. Полицейские установили причастность злоумышленников к трём эпизодам противоправной деятельности. Все авто найдены и возвращены законным владельцам.

В Калуге аналогичное уголовное дело уже направлено в суд. Но там предметом посягательства становились машины отечественного производства.

По данным ГУУР МВД России, наиболее похищаемыми являются модели японского производства - «Тойота», «Лексус», «Мазда», корейского - «Киа», «Хёндэ» и российские ВАЗы.

***

За первое полугодие текущего года количество зарегистрированных краж автотранспорта сократилось на 22,2 %.

***

Статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации «Кража» предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Самые распространённые способы кражи автомобилей:

- взлом замков дверей и зажигания с помощью механических приспособлений (проворотов);

- разбитие бокового стекла для проникновения в салон и использование проворота замка зажигания или дубликата ключа зажигания;

- применение специальных радиоэлектронных средств для проникновения в салон автомобиля, запуска двигателя, блокирования охранных систем;

- для совершения преступлений также используются ключи, похищенные у автовладельца путём подмены при осмотре продаваемого транспортного средства;

- хранение машин на уличных парковках, не оборудованных охранными комплексами, является одним из основных условий выбора преступниками автомобиля для его похищения.


Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна