Куда ведёт искусственный интеллект?

Навигаторы и голосовые помощники в смартфонах, новостные ленты, составленные на основе предпочтений пользователя, системы «умного дома», беспилотные автомобили уже никого сегодня не удивляют. Даже в метро можно войти, не прикладывая карточку к терминалу, - видеокамера определит пассажира и не пропустит безбилетника. Сомнений в том, что ноу-хау помогают сделать жизнь людей комфортней, не должно возникать. Однако не все воспринимают их как благо. Попробуем разобраться.
Роботы в деле
Технологии искусственного интеллекта (ИИ), которые ещё вчера казались фантастикой, уверенно внедряются в различные сферы общественной жизни. Спектр применения готовых решений весьма широк. Государство и бизнес активно инвестируют в развитие современных технологий. Наряду с такими областями, как промышленное производство, банковский сектор, реклама, страхование, новшества активно используются и в правоохранительной деятельности. Как известно, криминалистика всегда отличалась высокой восприимчивостью к новым технологиям, потенциально полезным в выявлении и раскрытии преступлений, так что перспективы искусственного интеллекта всегда представляли интерес для МВД России и других силовых структур.
К примеру, ещё в 70-х годах прошлого века в Москве началась активная разработка системы телеавтоматического управления движением транспорта «СТАРТ». Она была призвана повысить пропускную способность улиц и магистралей города, увеличить скорость и безопасность движения, сократить время задержки транспорта. В частности, на основании показаний датчиков, расположенных вдоль проезжих частей и даже под дорожным полотном, осуществлялось регулирование работы светофоров. Чем не искусственный интеллект в сегодняшнем понимании?
Более широко вопросами использования ИИ и робототехники в правоохранительной и правоприменительной практике занялись с конца нулевых. Сегодня мы смогли убедиться, что достижения в этой области создают новые беспрецедентные возможности для полиции, прежде всего по идентификации фигурантов или транспортных средств, связанных с уголовными делами и другими нарушениями. ИИ способствует повышению качества аналитики и прогнозирования криминальной деятельности, созданию эффективных комплексов противодействия поведенческой агрессии в виде манипулирования сведениями в Интернете, загрязнения информационного пространства фейками. В ряде случаев искусственный интеллект помогает не только в раскрытии, но и в пресечении преступлений.
Оптимисты…
Тем не менее, какой бы заманчивой ни представлялась возможность возложить на «умную технику» решение многих проблем, отношение к внедрению искусственного интеллекта до сих пор неоднозначное. В конце прошлого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с АНО «Национальные приоритеты» провели социологический опрос. Выяснилось, что за год информированность россиян о новейших технологиях и доверие к ним выросли. В той или иной степени знают о ноу-хау 87 % опрошенных. Слышали об ИИ и могут объяснить, что это, более трети граждан, каждый второй имеет поверхностное знание о данной области.
Уровень доверия к ИИ за год вырос на семь пунктов и составил 55 %. Респонденты отмечают возможность передать искусственному интеллекту опасные для людей виды деятельности (35 % в группе доверяющих), объективность (безэмоциональность, отсутствие личных интересов) (34 %), улучшение и упрощение жизни и работы человека (32 %).
Отношение к использованию технологий ИИ в конкретной тестируемой сфере скорее положительное. Больше всего респонденты одобряют внедрение систем искусственного интеллекта в промышленность (82 %), науку (79 %) и строительство (76 %).
…и скептики
Однако единодушного одобрения, как уже отмечалось, в данном вопросе не наблюдается. Судя по результатам проведённого исследования, не доверяют технологиям в области ИИ 32 % россиян. По мнению 26 % из их числа, в его работе могут возникать ошибки и сбои. Доверяют только людям - 23 %, примерно столько же убеждены, что развитие искусственного интеллекта приводит к деградации населения.
Многие россияне пока не готовы доверить ИИ принятие конечных решений в той или иной сфере. При оказании медицинских и образовательных услуг его использование специалистами допустимо в случае, если вывод делает человек, а искусственный интеллект только помогает, - так считают 74 % и 62 % соответственно. Более половины респондентов выступают против замены водителя ИИ при управлении транспортными средствами на дорогах общего пользования (59 %). Примерно такая же доля опрошенных допускает использование технологии распознавания лиц в целях обеспечения правопорядка лишь при условии сохранения персональных данных и прав граждан на личную жизнь (57 %).
На то, что технологиям ИИ россияне отводят второстепенную роль, указывают и связанные с ним сравнения. На вопрос, с каким животным он у них ассоциируется, чаще других звучали ответы «собака» (31 %), «кошка» (12%). То есть искусственный интеллект воспринимается как подконтрольный человеку помощник.
В числе ключевых негативных последствий риск мошеннических действий, похищение данных (62 %), использование ИИ в корыстных целях (61 %), отсутствие ответственных за принимаемые решения (58 %), а также риск ошибочных действий (54 %).
Будущее за прогрессом
Как показал опрос, граждане считают: решения в сфере безопасности с применением искусственного интеллекта должны приниматься в интересах всего общества (80 %, +5 пунктов), а его использование в госуправлении следует направлять в первую очередь на улучшение качества жизни людей (60 %), нежели на повышение скорости принятия решений (17 %) и экономической эффективности (15 %).
Доля тех, кто считает, что государство должно способствовать развитию технологий ИИ, выросла за год на семь пунктов. Сегодня этой точки зрения придерживаются 86 % россиян. Наиболее артикулируемая мера - предоставление финансовой поддержки компаниям, разрабатывающим технологии ИИ (51 %). Вторую и третью строчки разделили следующие инициативы: создание и финансирование программ профессионального образования и поддержка программ переподготовки кадров.
Запрос на получение знаний об искусственном интеллекте в России достаточно высок. Каждый второй житель страны ответил, что в течение ближайших двух-трёх лет хотел бы пройти обучение в этой области. Треть заинтересованы в расширении кругозора в целом (34 %), каждый восьмой - в получении квалификации (12 %) и лишь 6 % - в повышении имеющейся.
Таким образом, несмотря на большое число тех, кто настороженно и с недоверием относится к широкому распространению современных технологий, становится понятным: будущее всё же за прогрессом.
Уровень доверия к искусственному интеллекту за последний год заметно увеличился. Больше всего жители страны одобряют его внедрение в промышленность, науку и строительство. Между тем каждый второй имеет поверхностное знание о данной области.
***
Среди положительных эффектов применения искусственного интеллекта россияне назвали сокращение временных затрат на выполнение рутинной и однообразной работы, облегчение решения сложных задач, повышение производительности труда, комфортности жизни и уровня безопасности.
Вернуться в раздел
Читайте также
