1332

Успех измеряется спасёнными жизнями

АВТОР: Елена Кузнецова
ФОТО: Антон Полынов и Элеонора Марченко

В последние три года на дорогах страны стало гибнуть и получать увечья значительно меньше россиян. Наметившаяся положительная тенденция вселяет осторожный оптимизм: мы становимся ближе к амбициозной цели - снизить смертность в ДТП до нулевого уровня к 2030 году. Однако есть ряд проблем, которые «тормозят» поступательное движение в этом направлении. Их озвучил начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников на пресс-конференции, организованной по случаю 85-летнего юбилея Госавтоинспекции. Генерал-лейтенант полиции также рассказал об актуальных задачах, стоящих перед службой, и ответил на вопросы журналистов.

Минус 900 погибших

По словам главного госавтоинспектора страны, аварийность на дорогах в минувшем году заметно сократилась по сравнению с 2019-м - более чем на 11 %. Число погибших в ДТП людей уменьшилось практически на 4,5 %, раненых - на 12,7 %. По итогам года задача по снижению смертности на дорогах выполнена, достигнут целевой показатель - 10,9 погибших на 100 тысяч населения.

- Особенно хотелось отметить - это минус 900 погибших на дорогах в 2020 году, - заявил Михаил Черников. - Всё это не просто цифры в отчётах, а спасённые жизни наших граждан.

Кто-то может сказать, что такая статистика связана с ограничительными мерами из-за пандемии, сокращением количества поездок, и только отчасти будет прав. Несмотря на то что за пять месяцев 2021 года существенного спада экономической активности не наблюдается, положительная динамика сохраняется: на дорогах погибло на 13 % меньше человек, чем за тот же период 2020-го.

Глава Госавтоинспекции поблагодарил всех участников дорожного движения, которые с большим уважением относятся к ПДД и друг к другу. Он выразил надежду, что эта тенденция сохранится и в летний период, когда обычно фиксируется вдвое больше ДТП из-за возрастающей интенсивности движения, особенно в южном направлении.

Защитим маленьких пассажиров

Число погибших в ДТП ребятишек за последние 10 лет снизилось более чем в два раза. Нулевая смертность должна быть достигнута прежде всего с данной категорией участников движения. Но жертв на дорогах среди несовершеннолетних всё равно много. Нынче счёт уже идёт на сотни.

- За прошедшие месяцы 2021 года в дорожных авариях погибли более 200 детей, - отметил глава российской Госавтоинспекции. - В 2020-м ДТП унесли 522 детские жизни - и это трагедия. При этом 70 % погибают, находясь в автомобиле у взрослых. Водитель, у которого в машине ребёнок, должен быть предельно аккуратен, несмотря на максимально разрешённую скорость. Даже резкое торможение для малыша - смертельно опасный риск. Мы видим сегодня: россияне стали использовать детские автокресла. Делают это не потому, что могут оштрафовать, а ради сохранения жизни и здоровья ребёнка. Это самосознание гораздо больше влияет на ситуацию на дорогах, чем увеличение штрафных санкций.

К сожалению, из-за сложных эпидемиологических условий в прошлом году многие мероприятия с участием детей не были проведены в полном объёме. Временно прекращались занятия в перинатальных центрах и роддомах с молодыми родителями.

Сотрудники ГИБДД обеспечены транспортными средствами, обладающими улучшенными динамическими характеристикамиСотрудники ГИБДД обеспечены транспортными средствами, обладающими улучшенными динамическими характеристиками

 Но это не значит, что работа остановилась совсем: о правилах безопасной перевозки младенцев в транспортных средствах сотрудники Госавтоинспекции рассказывали с помощью буклетов, записывали обучающие видеоролики. К концу 2021 года тренинги с участием женщин-рожениц по отработке навыков безопасной перевозки детей на автомобилях должны пройти в ста перинатальных центрах всех 85 субъектов страны.

«Твой ход! Пешеход»

В 70 % случаев причиной гибели людей остаётся их собственная неосторожность. Каждое второе роковое нарушение - попытка перейти проезжую часть в месте, которое для этого не предназначено. Наземный или подземный переход при этом зачастую находятся в зоне видимости.

- Для обеспечения безопасности пешеходов необходимо в первую очередь воздействовать на их поведение, - убеждён Михаил Черников. - Это задача и наша, и образовательных организаций, и СМИ. Сейчас мы запустили социальную кампанию «Твой ход! Пешеход», цель которой - напомнить правила поведения на дороге.

Положительным образом на безопасности сказывается и наличие тротуаров и велопешеходных дорожек. Их строительство осуществляется в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

- Нужно создавать безопасные условия передвижения для этой уязвимой категории участников дорожного движения, - считает генерал-лейтенант полиции. - Спросите как? Организовывать переходы не там, где считают нужным проектировщики, а где людям удобно. Необходимо строительство надземных и подземных переходов. Хотя одним увеличением их количества вряд ли можно чего-то добиться. Национальный проект предполагает оснащение всех нерегулируемых пешеходных переходов на многополосных участках дорог искусственными неровностями. Нужно осветить остановки общественного транспорта, локальные участки, где имеются места концентрации людей.

Наперегонки со смертью

Михаил Черников отметил, что основной причиной ДТП с тяжёлыми последствиями является выезд на встречную полосу. Наибольшее количество таких аварий происходят при обгонах и, что примечательно, в местах, где они разрешены. Порядка 50 % россиян периодически применяют этот крайне опасный манёвр.

Представитель Госавтоинспекции признаёт, что решение проблемы высокой аварийности при обгонах требует комплексного подхода. Помимо профилактической работы с водителями, важным аспектом остаётся инфраструктурная составляющая: установка разделительных ограждений, хорошее освещение, заметная разметка и прочее.

- Треть погибших в стране приходится именно на аварии, связанные с выездом на встречку, - подчеркнул Черников. - В этой связи нами инициированы мероприятия по исследованию условий для обгона, внесения изменений в проекты организации движения, усилен контроль за соблюдением максимально разрешённой скорости. Но самым эффективным способом предупреждения таких ДТП, конечно же, является физическое разделение встречных потоков. Даже установка по осевой на опасных поворотах простых пластиковых сигнальных столбиков даёт свой эффект.

Остановим пьяных!

Каждое 12-е ДТП произошло по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения. Тяжесть последствий аварий вдвое серьёзнее обычных и составляет 14 погибших на 100 пострадавших. Поэтому выявление нетрезвых водителей - одна из основных задач ГИБДД. Уже в этом году таких установлено более 220 тысяч. К уголовной ответственности за повторное управление в нетрезвом виде привлечено более 27 тысяч человек. При этом, по словам главы Госавтоинспекции, число ДТП с пьяными водителями в России за 5 месяцев 2021 года снизилось почти на 40 %. 

Инспекторы ДПС несут службу на дорогах при любой погодеИнспекторы  ДПС несут службу на дорогах при любой погоде

Он отметил, что это стало результатом мер системного характера. На профилактику управления транспортными средствами в состоянии опьянения задействованы значительные силы ДПС. Широко практикуются рейды с привлечением общественности. Одним из ключевых условий для преодоления сложившейся ситуации является формирование в обществе атмосферы нетерпимости к нетрезвому вождению.

- Надеюсь, что фактор будет искореняться не под воздействием ответственности, а по сознательности граждан, - подчеркнул Михаил Черников. - О таких водителях граждане сами сообщают в полицию. По данным прошлого года, сотрудниками ДПС было задержано 29,6 тысячи водителей с признаками опьянения, информация о которых поступила от населения.

Кроме того, генерал-лейтенант полиции рассказал, что в скором времени на вооружении ГИБДД появятся новые устройства для индикации пьяных водителей без использования мундштука. Они позволят моментально провести экспресс-исследование автомобилиста - буквально в течение 30 секунд. Дыхнул водитель, и если прибор ничего не показал, то счастливого пути. Выявил пары алкоголя, значит, есть основание для медицинского освидетельствования.

Как подчеркнул глава Госавтоинспекции, применение таких устройств позволит отфильтровывать тех, кого точно не надо проверять на опьянение. Ведь сейчас, чтобы провести данную процедуру, необходимо оформлять всё процессуально. Это требует времени, за которое мимо могут проехать действительно нетрезвые водители.

Таксиста «подключат» к телемедицине

В прошлом году количество аварий с участием такси с летальным исходом выросло на 20 %. Как уберечь пассажиров?

Такой рост аварийности, по мнению начальника ГУОБДД МВД России, обусловлен увеличением числа такси. Михаил Черников сообщил, что ГИБДД ратует за создание цифрового профиля водителя. Когда его история будет как на ладони, то агрегаторы лишний раз подумают, прежде чем подключать к своей системе того или иного претендента на перевозку пассажиров.

К концу года планируется внедрить электронную цифровую платформу, и тогда можно будет увидеть, лишён ли прав управления тот или иной таксист, сколько раз привлекался к административной ответственности, нарушая ПДД. Также решается вопрос удалённого медицинского освидетельствования водителя и его допуска к управлению.

- Телемедицина давно шагнула вперёд, - отметил Черников. - Если мы увидим, что водитель, прежде чем сесть за руль, пройдёт на удалённом доступе все процедуры - это и измерение давления, и «выхлопов» алкоголя, и температуры, мы заведомо будем понимать, что он не уставший и здоровый.

За счёт автоматизации рутинной работы по измерению всех параметров персонала существенно повышается точность и скорость проведения медосмотра. Это позволит оптимизировать издержки работодателей, будет способствовать поддержанию дисциплины накануне рейса. Один медицинский работник может одновременно выпускать на линию в 5-10 раз больше водителей без потери качества.

Выявить проблемные участки

Одна из наиболее существенных проблем на сегодняшний день - это очаги аварийности, число которых снижается крайне медленно. По мнению Михаила Черникова, наиболее эффективная мера здесь - не допускать их появления. Он предложил создать интернет-ресурс, на котором граждане без лишних сложностей смогут заявлять о недостатках в содержании дорог или организации дорожного движения, а власти - оперативно реагировать на это.

Ежегодно в результате установки систем фотовидеофиксации на дорогах ликвидируются 1,5 тысячи аварийных участков. Более 21 тысячи камер стоят на дорогах в местах или зонах аварийности. Информация о них размещена на сайте ГИБДД. С их помощью за 5 месяцев этого года вынесено 46,8 миллиона постановлений - это 86 % от общего числа штрафов. По словам начальника ГУОБДД МВД России, анализ эффективности камер продемонстрировал: в местах их работы сокращается не только количество ДТП, но и тяжести их последствий.

- Не хотелось бы, чтобы водитель воспринимал камеры как понуждение к снижению скорости, чтобы пополнить чьи-то бюджеты, - говорит Михаил Черников. - Мы против снижения скорости на безопасных участках дорог. Наоборот, за то, чтобы её увеличить, но только там, где это будет безопасно, где для этого есть вся инфраструктура. Сейчас обсуждается увеличение скорости на некоторых участках до 150 км/ч.

Тяжело в учении

Глава Госавтоинспекции оценил первые результаты реформы экзаменов, стартовавшей с 1 апреля. Как известно, навыки кандидатов в водители теперь проверяются только в условиях реальной дорожной обстановки. Исключается проведение экзаменов на заранее определённых маршрутах. Статистика говорит о том, что гораздо больше граждан отправляются на пересдачу.

Эти нововведения, по мнению представителя ГИБДД, будут способствовать сокращению аварийности с участием начинающих водителей со стажем управления транспортными средствами до двух лет и соответственно достижению установленных стратегическими проектами показателей социального риска.

- У нас достаточно много молодых водителей погибает на улицах - более 700 в год при полученном низком знании и умении, - пояснил Черников.

Процесс сдачи экзамена стал прозрачнее. В машине во время испытания могут находиться не только водитель, инструктор и инспектор ГИБДД, но и наблюдатели - кандидаты в водители, представители общественных организаций или автошкол. Практическая часть обязательно записывается не только на видеорегистратор, но и на аудио. ГИБДД хранит записи 30 дней для всех кандидатов и не меньше одного года - для тех, кто подаст жалобу на результаты экзамена, которую будет рассматривать комиссия.

На автопилоте?

Кардинальные перемены в снижении аварийности многие связывают с роботизацией транспорта. Это главная мировая тенденция. В нашей стране в рамках стратегии прорабатывается вопрос о законодательном регулировании беспилотных автомобилей. В Минтрансе России создана специальная рабочая группа, занимающаяся развитием этого направления.

На то, что в ближайшем будущем человека за рулём заменит искусственный интеллект, Михаил Черников смотрит довольно скептически. По его словам, он предпочитает использовать термин «высокоавтоматизированное транспортное средство», так как слово «беспилотник» способно ввести в заблуждение.

- Такие отдельные автомобили уже ездят по общим дорогам в России в качестве пилотного проекта по Москве, по трассе Санкт-Петербург - Казань. Но там присутствует водитель - он просто наблюдает, видит, считывает те или иные ошибки и погрешности, чтобы можно было усовершенствовать эту систему, - подчеркнул Черников.

Глава Госавтоинспекции допускает езду автономных автомобилей пока только по выделенным полосам на трассах, чтобы сократить риски ДТП, а также на территориях предприятий и организаций, где есть полигоны или карьеры. Для полноценного использования беспилотных машин необходимо, чтобы обновлялся автопарк, с чем в России дела обстоят туго. Сейчас многие транспортные средства соответствуют только минимальным требованиям безопасности - условно оснащены лишь ремнями безопасности, и это усугубляет последствия аварий.

Пока чудо-техника не стала нашей повседневностью, ГИБДД действует в рамках поставленных задач и спланированных мероприятий, по мере возможностей корректируя их в сторону снижения смертности.

Мобильная, технически оснащённая

Михаил Черников рассказал, что в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» активная работа проводится по осуществлению материально-технического переоснащения Госавтоинспекции.

В 2021 году подразделениям будет передано свыше 4,2 тысячи патрульных автомобилей, оборудованных техническими средствами фиксации обстановки внутри и снаружи, радиостанцией, сигнальной громкоговорящей установкой, а также нанесённой цветографической окраской. Эти машины обладают улучшенными динамическими характеристиками. И это оправданно - они должны составить реальную конкуренцию нарушителям, которые пользуются мощными авто. Кроме того, новые патрульные машины отличаются повышенной энергообеспеченностью, ведь им приходится поддерживать работоспособность многочисленного бортового оборудования.

Часть транспортных средств - внедорожники, так как сотрудникам ДПС приходится работать в разных климатических условиях и обеспечивать безопасность даже там, где от дорог остались только направления.

Патрульные автомобили укомплектованы укладками для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП людям. И это отнюдь не стандартная автоаптечка, а серьёзный набор, предназначенный для поддержания жизнедеятельности человека до того, как он будет доставлен в медицинское учреждение.

Также в 2021 году региональные подразделения Госавтоинспекции получат более 2,6 тысячи единиц специальных технических средств измерений, используемых для контроля за безопасностью при эксплуатации автомобильных дорог.

ГИБДД разрабатывает информационную систему, которая сможет автоматически из потока машин выделять злостных нарушителей правил дорожного движения, а также тех, кто ездит на угнанных автомобилях.

- Я надеюсь, до конца года наши разработчики такой инструментарий нам дадут, и мы будем его использовать, - отметил глава российской Госавтоинспекции.

По его словам, приборы фиксации интегрируют в электронные балки с мигалками, которые устанавливаются на крыши патрульных машин. Такие камеры могут считывать весь поток и вычислять именно злостных нарушителей, чтобы патрули могли останавливать и работать только с ними и минимизировать контакт с другими участниками дорожного движения. Это должно ускорить процесс проверки водителей на дорогах и сосредоточиться на опасных автомобилистах.

- Сегодня Госавтоинспекция - это мобильная, технически оснащённая служба, способная успешно решать поставленные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, - резюмировал начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников.

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года сместил заложенный в национальных проектах горизонт планирования с 2024 на 2030 год. К этому сроку уровень социального риска, сохранённый в качестве приоритетного показателя, должен составить не более четырёх погибших в ДТП на 100 тысяч населения.

***

На базе перинатальных центров и родильных домов реализуется трёхгодичный федеральный проект «Детство без опасности», в рамках которого проводятся тренинги с участием женщин-рожениц по отработке навыков безопасной перевозки детей на автомобилях. В 2019-2020 годах обучено 200 медработников, проведено свыше 4,5 тысячи тренингов, которые посетили 9 тысяч участниц.

***

В настоящее время в рядах российской Госавтоинспекции несут службу более 83 тысяч человек, свыше 57,5 тысячи - в дорожно-патрульной службе. В 2020 году при исполнении служебных обязанностей погибли 9 и получили ранения 445 сотрудников Госавтоинспекции, из них 113 -  ранены при задержании правонарушител

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна