Музыка, застывшая в камне

Каждое его творение - будь то дворец или храм - пространство, наполненное душой, историей и эмоциями. Постройки гениального зодчего создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Что говорить, жизнь и творчество Андрея Воронихина достойны восхищения. Пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным собственным принципам. Со дня рождения великого мастера прошло 265 лет. Давайте вспомним его удивительную судьбу.
Связь небесного и земного
Петербург 1799 года. В самом центре - красавцы-дворцы. Одна только церковь на главной артерии города - Невском проспекте - не вписывается в эту феерию роскоши. Император решил: на её месте нужен новый большой храм. Три иностранных архитектора представили ему проекты. Однако ни один не прошёл. Наметили следующий конкурс. Но он не потребовался. Неожиданно для всех царь утвердил замысел русского автора. Вскоре последовала торжественная закладка собора Казанской иконы Божией матери.
Все сомнения развеются через 10 лет. Устремятся ввысь могучие колонны и аркады. Стены обнимут величественные статуи, а в окнах заиграют тени фресок и витражей. Тёплые тона, яркие акценты, гармония форм. Монументальность и лёгкость. Классическая строгость и триумфальная пышность. Традиции и новаторство. Высоко в облаках символ веры венчает купол - связь небесного и земного. Всем стало ясно: это произведение искусства - уникальный шедевр Российской империи. И построен он на века.
Андрея Воронихина наградили орденами, осыпали почестями и дарами. Слава его гремела. А талантливый мастер не останавливался. Он без устали украшал город. Одно за другим выросли сказочные сооружения, поражающие воображение. Они по сей день восхищают и вдохновляют, составляют гордость, силу и дух не только города на Неве, но и всей страны.
Наш живописец Андре
Если по поводу заимствования проекта сплетники глубоко ошиблись, то насчёт происхождения автора оказались правы. И здесь было чему позавидовать. Вырваться из самых низов навстречу богатству и славе дано не каждому. Он родился в 1759 году в семье крепостного. Но отец был грамотным и трудился не на поле, а в доме барина. Так что мальчик рано узнал: гусиными перьями можно выводить линии и узоры. Увидев, что Андрюша тянется к художеству, родители определили его в мастерскую живописи.
В здешних местах Пермского края всё принадлежало Строгановым. Сколько у них земель, сёл и крестьян - не сосчитать! Но представители этой фамилии были не только промышленниками, но и меценатами. Они поддерживали искусство и одарённых людей. Граф заметил успехи подростка.
Андрей стал воспитателем 10-летнего сына графа. Они отправились в путешествие по стране, по пути рассматривая русскую архитектуру. Ещё через несколько лет поехали в Европу знакомиться и с зарубежной. В Швейцарии, Германии, Франции, помимо живописи, Андре изучал физику, механику. Отличить, где потомок аристократа, а где бывший раб уже не представлялось возможным. «Воронихин был стройным, красивым юношей, прекрасно одевался, безукоризненно держал себя в великосветском обществе, хорошо говорил по-французски», - свидетельствовал один из его современников.
Создавая замки мечты
По возвращении на родину граф поручил Андрею переделку интерьеров в своём дворце. И это показатель того, как ценили его мастерство и усердие. Ведь серьёзного опыта у юноши не было. Позже подопечного попросили сделать ещё одну работу - построить парковый павильон. Парень с удовольствием трудился на благо барской семьи: проектировал роскошные здания, разбивал цветущие парки. Строганов был благодарен. Став президентом Академии художеств, назначил Андрея преподавателем. Вскоре совет решил присвоить ему звание архитектора.
Тогда же, в 1800-м, он впервые реализовал проект, предназначенный не для Строгановых. Колоннады в Петергофском парке впоследствии назовут «воронихинскими». Обелиски, вазы, фонтаны - вмиг последуют новые заказы. Свою роль здесь вновь сыграет высочайшее покровительство. Привлекая к работам крупнейших мастеров, граф не забывал о протеже, которому к этому времени стукнуло уже 40. Удача, трудолюбие, незаурядные способности - всё это в совокупности и привело к успеху. Когда государю не понравился ни один проект Казанского собора, именно руководитель Академии рассказал ему об идее мастера. Она произвела впечатление.
ФОТО: Величественная колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга
Казанский собор - не единственная грандиозная работа. Воронихин возводил одно за другим, а иногда и одновременно, поистине царские сооружения: Горный институт, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске. Круг дел Андрея Никифоровича был широк. Он дневал и ночевал на объектах. Занимался поиском сотрудников, добычей строительного камня, его перевозкой, руководил рабочими. Зодчий собственноручно выполнял внешние чертежи зданий и рисунки внутренних убранств, подбирал дизайн мебели и освещения. Архитектор колоссального размаха, умелый организатор и талантливый инженер - таким перед нами предстаёт образ этой незаурядной личности.
Вы - совершенство!
Начало строительства главного собора в его биографии ознаменовалось важным событием в личной жизни. Андрею - 40, а избраннице - 30. Её звали Мэри Лонд. Женщина служила гувернанткой в доме всё тех же Строгановых. Будучи англичанкой, она исповедовала протестантскую веру, из-за чего пара сначала не могла получить разрешение на брак. Однако после длительной бумажной волокиты им удалось расписаться. Среди высоких гостей на свадьбе был сам граф, члены комиссии по строительству храма и британский консул, разрешивший невесте выйти замуж за русского.
Для быстро разрастающейся семьи - всего в ней было шестеро детей - глава решил возвести собственный дом на Каменном острове. До наших дней он дошёл в перестроенном виде, но сохранил название «Дача Воронихина».
Красуйся, град Петров!
В последние годы жизни гений работал над двумя большими проектами. Это храм Христа Спасителя и колонны из пушек, отбитых у французов. Однако ему не довелось лично завершить начатое. Андрея Воронихина не стало в 1814-м. Талантливый живописец и один из ведущих архитекторов своего времени. Его картины выставлены в основных художественных галереях, а построенные здания стали лучшими памятниками русского зодчества.
Главное произведение Воронихина - собор Казанской Божией Матери - на долгие века переживёт своего автора. У него будет славная история. В храм накануне сражения с наполеоновской армией приходил Кутузов. После победы именно сюда принесут поверженные французские знамёна. С установлением советской власти службы прекратят: святилище станет музеем. В Великую Отечественную войну во имя спасения от бомбёжек купола тщательно замаскируют. Затем собор вновь откроет двери для верующих. Его колоннады и сейчас продолжают стоять на страже вечности, а мелодия камня звучит в сердцах поколений.
ФОТО: Архитектор с семьёй. Художник Франсуа Лангрене
Читайте также
