Не лондонский денди
Первые годы без войны для советских людей были непростыми. Это время борьбы с разрухой, голодом и преступностью. Разбойные нападения стали популярным досугом для тех, кто предпочитал запретные формы заработка. Воры, бандиты и прочие нечистые на руку элементы орудовали и в Москве. В столице милиционеры раскрыли серию тяжких преступлений, главным фигурантом которых оказался «законопослушный» модельер.
Особая примета - белый шарф
Преступление, совершённое 2 февраля 1949 года, произвело особенное впечатление на сотрудников органов внутренних дел. Их удивило нахальство злоумышленников, ведь налёту подверглись три продовольственных магазина. Любое подобное событие сразу же приобретало статус ЧП.
Связи, налаженные сыщиками с местным «доверительным» аппаратом, дали только одну версию: уголовники считали, что все злодеяния провернула группа Пашки-Америки. Почему он получил такое прозвище, достоверно милиционеры так и не выяснили. Хотя ходили слухи и о его иностранном происхождении, и об утопичной любви к фантастической загранице. Но кем он был на самом деле и где его искать, оставалось загадкой.
16 апреля 1949 года правоохранители поднялись по тревоге: убиты женщины-кассиры Московского финансового института. Преступник расстрелял обеих в упор, забрав огромную сумму денег. Тогда он не предусмотрел одной важной детали - оставил на месте отпечатки пальцев. Позже экспертиза установит: они принадлежат 25-летнему Павлу Андрееву, ранее судимому за воровство и хулиганство.
Между тем новые случаи ограблений и налётов продолжали фиксироваться. Сотрудники уголовного розыска приняли решение следить за питейными заведениями, проверяя многочисленных выпивох на предмет легальности их доходов. Ведь было ясно: Пашка-Америка парень молодой, от большой суммы настороженность притупится и однажды он начнёт сорить деньгами. А где, как не в ресторане, на глазах у публики гульнуть на широкую ногу?
Лицо творческой профессии
Оперативники рассчитали всё верно: через некоторое время на допросе сидел мужчина, назвавшийся Андреем Никитиным. Заведения, которые он посещал, входили в список высшего разряда - ресторан «Астория», «Звёздочка» на Преображенке, «Есенинский бар». Знавшие Никитина лично, рассказали, что он всегда весел и щедр. Не хотел жить с родителями в большой коммунальной квартире, потому снимал комнату с отдельным входом в домике в Сокольниках.
Симпатичный молодой человек на вопросы о своём финансовом положении отвечал с ухмылкой.
Задержанный предоставил все подтверждающие справки. В паспорте стоял обязательный при найме жилья штамп о временной прописке, а документ с места работы - производственного комбината МОСХа - утверждал: «Гражданин Никитин А.П. действительно работает художником-модельщиком. Заработок сдельный - до двух тысяч рублей в месяц».
С извинениями кутюрье отпустили. Сыщики были очень разочарованы.
Попавшись и отбыв пять лет заключения, он вернулся в город перед войной и собрал банду. Со временем пришло понимание, что мелкими грабежами состояния не сколотишь. Работать нужно было по-крупному. Любил Америка и хорошо отдохнуть. Местами его времяпрепровождения стали московские рестораны, из которых больше всего он обожал «Националь».
Профессиональное чутьё милиционеров подсказывало: «копали» опера в нужном направлении. Слишком много объединяло модного кутюрье Никитина и романтичного разбойника Андреева. Но за неимением неопровержимых доказательств модельера не назовёшь налётчиком. Неожиданно клубок начал распутываться. Причём зацепка появилась далеко от Москвы.
Гуд бай, Америка!
В Казани за пьяной беседой тайный агент угрозыска по прозвищу Брюнет услыхал интересные новости. Якобы его давний приятель, находившийся в розыске, сделал себе «чистенькие документы» и теперь проблем не знает. Всего за пятьсот рублей из биографии рецидивиста стёрли напоминания об уголовном прошлом и шлёпнули штамп о трудоустройстве.
Милиционеры изучили всё от корки до корки. Ниточки расследования снова привели к Никитину. Знакомый операм фигурант до своего перевоплощения являлся Павлом Андреевым по прозвищу Америка. Дальнейшее было лишь делом техники. Совсем скоро любитель белых шарфов и его сообщники оказались за решёткой.
За уже известным адресом в Сокольниках оперативники установили негласное наблюдение. Как только на пороге логова в модном прикиде появился Пашка-Америка, начался штурм. Сыщикам удалось арестовать всю банду. Крови на руках этих нелюдей было столько, что хватило бы на несколько «пожизненных» сроков, ведь в это время в СССР действовал мораторий на смертную казнь.
Дальнейшая судьба Пашки-Америки достоверно неизвестна. Легенды ходили разные: и об амнистии после смерти Сталина, и даже о том, что отбыл наказание полностью, а потом уехал в небольшой город, где тихо и спокойно дожил свой век в одиночестве. Однако те, кто лично знал Пашку и его романтическую натуру, слабо верили в это. Скорее он бы погиб при очередном задержании от пули милиционера, чем в постели от старости.
Есть и иное предположение, которое нашло своё отражение в художественном фильме «Трактир на Пятницкой». Согласно этой версии, реальный Америка после ареста решил встать на путь исправления, заключив сделку с правоохранительными органами. И якобы с тех пор он помогал милиции в изобличении других преступников.
Был и четвёртый слух. В 1970-е годы якобы кто-то видел постаревшего Андреева, отсидевшего свой срок, но так и не бросившего свою американскую мечту. Вроде бы он даже оформлял документы на выезд в США на постоянное место жительства. Говорят, поверх скромной ветровки советского образца на нём болтался тот самый белый шарф. Этакая путеводная звезда в другую, свободную жизнь… Вернуться в разделЧитайте также
