3154

Особые миссии графа Соллогуба

АВТОР: Игорь Софронов, Студия писателей МВД России
ФОТО: из открытых источников

Этот человек с первых дней жизни имел всё, о чём только можно было мечтать в XIX веке - огромное богатство, роскошные особняки, десятки тысяч крепостных, практически неограниченную свободу. Он был связан кровными узами с высшей аристократией, более того - по материнской линии находился в дальнем родстве с семьёй российского монарха. Потому, если бы пожелал, мог провести отмеренные судьбой годы в неге и праздности, но выбрал иную стезю - служение Отечеству. И в силу щедро отпущенных ему талантов прославил своё имя сразу.

Статист и следователь

Знакомьтесь: граф Владимир Соллогуб, значительную часть жизни трудился чиновником особых поручений в российском МВД. Государственную службу начинал в русском посольстве при дворе австрийского императора, куда был направлен летом 1834-го сразу после окончания философского факультета Дерптского императорского университета. Однако дипломатическая карьера у 21-летнего аристократа по каким-то причинам не задалась. Уже в январе следующего года юный граф, возвратившийся в пределы Отечества, определяется в Министерство внутренних дел, где получает должность чиновника особых поручений при тверском губернаторе.

За три года Владимир Александрович исколесил всю губернию, 12 уездов которой раскинулись почти на 60 тысячах квадратных километров. Основными целями этих поездок являлись сбор, обобщение и анализ статистических данных, касающихся различных направлений жизни этого края и деятельности людей, его населявших, а также выявление и описание деревень и скитов староверов-раскольников. В письме одному из друзей граф лаконично характеризует свою службу в тот период: «Жизнь моя - постоянная дорога, мой дом - скрипучий тарантас».

Но рвение и педантизм молодого губернского секретаря были замечены начальством и вознаграждены переводом в столицу: с марта 1838 года Владимир Александрович - чиновник особых поручений при канцелярии Министерства внутренних дел. А в середине апреля получает ответственное задание: составить первое полное статистическое описание Симбирской губернии, на выполнение которого уходит почти два года. Этот документ до сих пор хранится в Российском государственном историческом архиве.

Следует отметить, что во время своей миссии Владимир Александрович был вынужден на пару месяцев вернуться к старому месту службы - в Тверскую губернию, куда его направили для расследования незаконной вырубки казённых лесов. Следствие он провёл настолько быстро и профессионально, выявив всех дерзнувших покуситься на государственную собственность, что после доклада в столице был удостоен личной похвалы графа Александра Строганова, исполнявшего в тот период обязанности министра внутренних дел.

Прослужив в МВД ещё около двух лет, Соллогуб получил должность столоначальника (заведующего отделом) в канцелярии Государственного совета Российской империи. Здесь прославился тем, что, используя родственные, служебные и дружеские связи, активно хлопотал и добился-таки возвращения из новгородской ссылки Александра Герцена. Последний, к слову, был выдворен из столицы за то, что резко высказывался о деятельности петербургской полиции, служа при этом в канцелярии МВД.

В 1849 году Владимир Соллогуб вышел в отставку. Но, как оказалось, ненадолго…

Драматург и писатель

Знакомства с самыми яркими представителями российской творческой интеллигенции Владимир Александрович вёл ещё в студенческие годы, а затем поддерживал и приумножал на протяжении всей жизни. В Дерпте (нынешнем эстонском Тарту), участвуя в постановке университетских спектаклей и посещая литературно-музыкальные салоны местной аристократии, он познакомился с поэтами Николаем Языковым и Василием Жуковским, братьями Андреем и Николаем Карамзиными, князем Петром Вяземским, а во время каникул, которые проводил в Петербурге и Павловске, - с Александром Пушкиным и Николаем Гоголем.

Немудрено, что, имея таких товарищей, молодой граф и сам пробовал силы в сложении стихов, написании рассказов, сочинительстве пьес. По свидетельствам современников, «делал всё это весьма недурно, успевая в перерывах между университетскими занятиями и литературными упражнениями бражничать, фехтовать и волочиться за бюргерскими дочками». Оды на русском и французском языках, элегии, куплеты, эпиграммы на сокурсников, переводы стансов лорда Байрона, повести и рассказы, даже романтическая поэма - чего только не написал начинающий литератор в студенческие годы!

Из-под пера графа вышло немало произведений      Из-под пера графа вышло немало произведений

Но и после поступления на государственную службу Владимир Александрович не оставил творчества, постоянно пробуя себя в разных жанрах. Так, служа в Твери, в 1835 году написал либретто для оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». Однако композитору оно не понравилось, сотрудничество не имело продолжения. Через несколько лет Соллогубом было создано либретто к опере Алексея Львова «Ундина», которое позже использовал для своего одноимённого произведения и Пётр Чайковский.

В этот же период из-под пера графа выходят рассказы «Три жениха», «Два студента», «Серёжа», которые печатает «Современник». А после публикации в журнале «Отечественные записки» повести «История двух калош», имевшей шумный успех в просвещённом обществе, Соллогуб, по меткому выражению современных ему критиков, «вошёл в первый ряд беллетристов и удачливо оказался посредником между аристократией и демократизирующей литературой».

В 1840 году в «Отечественных записках» вышла повесть Владимира Александровича «Большой свет», написанная по заказу великой княгини Марии Николаевны и посвящëнная ей. В качестве прототипа одного из героев автор взял гвардейского офицера Михаила Лермонтова, «прославившегося» на всю столицу своей непристойной выходкой в отношении великих княжон на маскараде в ночь на 1 января 1840 года.

В 1841-м в Санкт-Петербурге вышел сборник «На сон грядущий. Отрывки из вседневной жизни», включавший около 20 повестей и рассказов графа. Издание получило высокую оценку литературного критика Виссариона Белинского и было переиздано с дополнениями в 1845-м. В том же году отдельной книгой тиражом в пять тысяч экземпляров вышла самая известная повесть Владимира Александровича «Тарантас. Путевые впечатления», а в Александринском театре поставлена написанная им пьеса «Букеты, или Петербургское цветобесие».

Александринский театр в ПетербургеАлександринский театр в Петербурге

Чтобы у читателя сложилось полное представление о вершинах, которых граф Соллогуб достиг как драматург, скажу, что в 1856 году в том же Александринском театре состоялась премьера его комедии «Чиновник». Она вызвала настолько сильный резонанс в обществе, что через некоторое время была поставлена как любительский спектакль на «домашней» сцене во дворце великой княгини Марии Николаевны. На просмотр пригласили императора Александра II. Тот смотрел постановку, не отрывая взгляда от сцены, и, прощаясь с родственниками, сказал, что она содержит «очень много смелых вещей, изобличающих безнравственность и воровство властей». Проняло, видать, царя-батюшку...

Ещё один показательный факт. В 1858-м в честь 100-летия русского театра в России был объявлен конкурс на лучшую отечественную пьесу. Победила в нём комедия Соллогуба «30 августа 1756 года». Премьера состоялась в дни театральных торжеств в Петербурге.

«Поговорим о бурных днях Кавказа…»

Возвращение графа Соллогуба в Министерство внутренних дел произошло в ноябре 1850 года. Владимир Александрович получил должность чиновника особых поручений при кавказском наместнике князе Михаиле Воронцове, с которым давно состоял в тёплых отношениях. Ему в преддверии надвигавшейся войны срочно требовалось укрепить авторитет России в её отдалённых владениях. Военно-административную составляющую этого процесса он взял на себя, а вот формирование общественного мнения доверил товарищу.

Прибыв на Кавказ, Владимир Александрович, получивший к тому времени чин статского советника, взялся за организацию в Тифлисе постоянного русского театра (до этого столицу Грузии посещали лишь гастролирующие труппы). Одновременно стал налаживать плотное сотрудничество с газетой «Кавказ» и развил бурную общественную деятельность, направленную на сближение российской и грузинской аристократии и проникновение русской культуры в Закавказье. В это время существенно пополнился его творческий багаж: граф пишет и публикует цикл этнографических очерков «Салалакские досуги», повесть «Иван Васильевич на Кавказе», пьесу «Ночь перед свадьбой, или Грузия через 1000 лет», подборку своих кавказских стихов.

По поручению наместника он берётся за капитальный историко-публицистический труд - биографическую книгу о легендарном русском генерале Петре Котляревском. Опираясь на документы, одним из первых подробно рассказывает о Персидском походе 1796-го, положении дел в Грузии накануне её добровольного вхождения в состав России в 1801-м и Русско-персидской войне 1804-1813 годов. Помимо этого, редактирует и готовит к печати двухтомник «Записок Кавказского отдела императорского Русского географического общества», который выходит в 1853-м уже в ходе Крымской войны. На её начало граф откликнулся патриотической одой «Россия пред врагами» и циклами публицистических статей «Кавказ в восточном вопросе» и «Год военных действий за Кавказом».

Устроитель театров и торжеств

После того как на Кавказе был назначен новый наместник, Владимир Александрович вернулся в Петербург, приняв в начале 1856 года должность чиновника особых поручений Министерства императорского двора. Назначение ознаменовалось производством Соллогуба в следующий чин - он стал действительным статским советником.

На этом посту ему довелось выполнить ряд государственных задач высшего уровня. Например, именно графу поручили «составление описания» (разработку ритуала) коронации императора Александра II. Он же являлся главным организатором и устроителем праздничных представлений при дворе по случаю прибытия в Россию королевы Нидерландов.

В 1858-1859 годах Владимир Александрович по поручению министра императорского двора графа Владимира Адлерберга совершил поездку в Европу для «ознакомления с устройством театрального дела». Побывав за два года в Берлине, Вене, Париже и Лондоне, Соллогуб не только глубоко вникал в тонкости подготовки кадров для трупп, организации постановочного и репетиционного процесса, но и сам активно участвовал в жизни европейских театров.

Например, во время командировки он написал на французском языке пьесу Une prevue d’amite («Доказательство дружбы»), премьера которой состоялась в парижском театре Gymnase в 1859 году. В это же время граф Соллогуб знакомится, завязывает деловые и дружеские отношения с писателями - Александром Дюма, Анри Мюрже, Эженом Скрибом, композиторами Джоаккино Россини и Джакомо Мейербером. Писатель Ксавье Мармье берётся за перевод повестей и рассказов Владимира Александровича на французский язык (они выйдут во Франции солидным тиражом в 1864 году), а сам он совместно с Александром де Колонной переводит на французский роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» (впервые это произведение будет опубликовано в Париже в 1861 году).

После возвращения на родину Владимир Александрович составил пространную докладную на имя монарха. В ней он подробно изложил свои предложения по реформированию российских императорских театров и обосновал необходимость появления в России таких частных заведений.

Тюремное дело как наука

В начале 1860-х годов Владимир Александрович вновь перешёл в Министерство внутренних дел: сначала он занимал должность чиновника особых поручений при Лифляндском, Эстляндском и Курляндском генерал-губернаторе, а через несколько лет - при канцелярии министра. Главной сферой приложения его усилий в эти годы становится обу­стройство российских тюрем и смирительно-работных домов - тогда так называли исправительно-трудовые колонии, в которых содержались арестанты с небольшими сроками, полученными за мелкие преступления.

Смирительно-работный дом в СокольникахСмирительно-работный дом в Сокольниках

Граф взялся за порученное дело с присущей ему основательностью и педантизмом. Посетив более полусотни острогов, сделал вывод: «В настоящее время толковой тюремной администрации в России нет, да и тюрем, нравственно влияющих на заключённых, нет, а существует какой-то страшный подземный мир несчастных и отпетых».

Из-под его пера одна за другой выходят брошюры «Об организации в России тюремного труда», «Титовские казармы. Описание тюрьмы», «Тюрьмы и театры» и ряд других, что в последующем позволило историкам считать Владимира Александровича одним из основателей российской пенитенциарной науки.

В 1865 году он переходит от теории к практике - по просьбе министра внутренних дел становится заведующим Московским смирительно-работным домом, до этого находившимся в ведении Приказа общественного призрения. Энергично взявшись за дело, Соллогуб в короткие сроки сумел организовать среди своих подопечных пять ремесленных артелей: сапожную, башмачную, картузную, переплётную и портняжную. Его трудами существенно улучшилось питание арестантов, была открыта школа для обучения грамоте, разбит огород, создана библиотека.

Ремесленная артельРемесленная артель

Приглашённые графом подрядчики обеспечивали заключённых работой, предоставляли материалы и инструменты, выдавали пусть небольшую, но зарплату. Для поощрения качественного труда арестантов Владимир Александрович предложил ставить на выпускаемых ими изделиях клеймо с изображением государственного герба, названием смирительно-работного дома и именем купца-заказчика. Инициативу в министерстве утвердили, но штамп попросили заменить на герб Московской губернии.

За год, что длился этот эксперимент, среди осуждённых, занятых работой в артелях, бесчинства, пьянство и побеги сошли к нулю. Немудрено, что в записке, составленной непосредственным начальником графа на имя министра внутренних дел 5 декабря 1866 года, деятельность Владимира Александровича была названа «замечательной и полезной», а его опыт рекомендован к распространению по всей России.

В 1869-м Соллогуб вошёл в состав Особой комиссии, возглавляемой товарищем (заместителем) министра внутренних дел князем Алексеем Лобановым-Ростовским, и принял деятельное участие в подготовке нового «Положения об исправительных тюрьмах». В следующем году разработанная Владимиром Александровичем система исправления осуждённых по запросу американцев была направлена в Нью-Йоркское общество попечения тюрем, а в 1872-м графа пригласили выступить с докладом на международном тюремном конгрессе, проходящем в Лондоне. Там он был избран членом постоянно действующей Международной тюремной комиссии. В этом качестве в последующие несколько лет совершил поездки в Германию, Францию, Данию и Швецию для изучения европейского опыта организации пенитенциарной системы и возможности его внедрения в России. Наградой за труды на этом поприще стали орден Святого Владимира II степени, вручённый лично монархом, и премия в 225 рублей, выписанная в родном министерстве.

А в воздухе опять запахло порохом. Вскоре разразилась очередная русско-турецкая война. В 1877 году, сразу после начала боевых действий, Соллогуб был назначен официальным историографом при императорской штаб-квартире в действующей армии и вёл «Дневник высочайшего пребывания за Дунаем императора Александра II». Это стало последней особой миссией Владимира Александровича, доверенной ему сильными мира сего.

Скончался граф Соллогуб 5 июня 1882 года в Гамбурге, куда выехал на лечение. Согласно завещанию похоронен в Москве на фамильном участке кладбища Донского монастыря.

Вернуться в раздел
Милицейская волна