1719

Приключения Деда Мороза в России

АВТОР: подготовил Роман Илющенко
ФОТО: коллаж Евгения Карташова

Без сомнения, Новый год - самый любимый и ожидаемый праздник. А какова история этого торжества? Когда его начали отмечать наши предки? Путаница с датами возникает с самого начала, ведь в разные времена в России использовали два календаря - юлианский, исчисление по которому мы называем старым стилем, и григорианский - новый, нынешний. Кроме того, летоисчисление, начиная с Крещения Руси, долгое время велось от Сотворения мира.

Чудачество Петра

Систематизировать всё разно­образие, приведя к единому знаменателю, решил царь-реформатор Пётр I. Накануне 1700 года от Рождества Христова государь своим указом повелел изменить и отечественный календарь, обосновав своё решение тем, что «…во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира…».

В одночасье резко поменять веками устоявшиеся традиции было невозможно. Очередное нововведение могло вызвать недовольство в народе.

Чтобы избежать возможных нежелательных последствий, предлагалось «…в знак веселия, друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же…».

Тогда же было велено ставить в домах ёлки - символ вечной жизни - и украшать их конфетами, шарами, сосульками и гирляндами.

То март, то сентябрь, то январь

Как видим, в указе царя о простом народе речи нет, как и о Деде Морозе и Снегурочке. Можно предположить, что простолюдины и холопы имели свои планы на празднование Нового года, и какое-то время никто не мешал им этого делать. Надо заметить, что до знаменитого указа смену лет в России отмечали по-иному и в другой день - 1 сентября. Под названием «Новолетие» праздник был внесён в церковный календарь, сохранившись в нём до наших дней. Эта дата выводилась из Ветхого Завета и носила мистический характер, а наименование было латинским и означало повеление о сборе подати по случаю окончания жатвы. На государственном и законодательном уровне дата вводилась специальным указом 540 года (от Рождества Христова) римского императора Юстиниана (между прочим, славянина по происхождению), отменившего прежнее летоисчисление, которое велось от создания Рима и праздновалось как раз 1 января.

Отмечался Новый год в России по тем временам весьма прозаично - во всех храмах служился молебен и, если не выпадал на постные дни (среду или пятницу), простой люд позволял себе, вернувшись домой, закусить скоромной пищей добрую чарку ставленого мёда. Никаких широких гуляний, как, например, на Масленицу, статус праздника не предусматривал. День этот в народе был связан ещё и с фактическим окончанием сбора урожая, подсчётом выращенных съестных припасов, сделанных домашних заготовок, полученной прибыли, понесённых убытков.

В то же время с древних времён многие народы отмечали Новый год 1 марта. Эта дата тоже имела понятный любому земледельцу смысл - земля-матушка просыпалась от долгого зимнего сна. В России традиция существовала вплоть до 1492 года, что соответствовало юбилейному и страшному для всех 7000-летию от Сотворения мира, когда все ждали апокалипсиса. Он так и не наступил, и народ, вздохнув с облегчением, начал жить по новому расписанию - пасхалии - церковному календарю, составляемому на несколько ближайших лет для расчёта главного православного праздника - Пасхи - Воскресения Христова.

Запретить нельзя восстановить

Новый год, введённый Петром с 1 января по юлианскому календарю, наступал спустя неделю после куда более значимого в православной России Рождества Христова, который, собственно, и считался главным зимним праздником. С середины XIX века в России он широко отмечался уже с обязательными для всех ёлками, звездой на них, непременными колядками в сочельник - день накануне праздника, когда дети, одетые в костюмы, обходили с весёлыми частушками соседей, обсыпали их зерном и просили гостинцев, которые потом складывали в большой мешок.

Очередные изменения наступили после прихода к власти большевиков в октябре 1917 года и перехода в связи с этим на григорианский календарь. Первый раз в таком формате праздник отмечался в 1919-м. Однако произошла очередная путаница, и Новый год опередил Рождество. Спустя десять лет торжество вообще отменили на государственном уровне, и 1 января стал обыкновенным рабочим днём. Рождество же на волне воинствующего атеизма попало под запрет. За этим, кстати, следили народные дружинники, заглядывая в окна - не отмечают ли буржуазный праздник граждане СССР.

К счастью, без Нового года страна жила недолго. Оставить советских детей без ёлки и подарков власти посчитали неправильным. Инициаторов запрета обвинили в левом уклоне, уже в 1935 году зелёную красавицу реабилитировали, и она снова появилась в домах советских граждан. Официально выходным днём 1 января было объявлено только в 1947-м. По воспоминаниям ветеранов Великой Отечественной войны, и на фронте они праздновали Новый год как полагается, с ёлкой! С тех пор торжество прочно вернулось к нам, став, по сути, одним из главных государственных праздников.

Навсегда с нами

А что же Дед Мороз и Снегурочка? Откуда эти персонажи? Есть вполне имеющая право на существование версия, что главные новогодние герои появились не так давно, а именно в послевоенное время. За основу взяли фольклорно-былинный образ Мороза Ивановича (Морозко), хорошо известного по русским народным сказкам как символ холодной зимы, которого по языческим обычаям древних славян было необходимо задабривать подарками. Однако задолго до этого, после реформы Петра I, с которой мы начали наше новогоднее расследование, он стал ассоциироваться с Василием Великим - православным святым, на чей день памяти и выпадал Новый год по старому стилю - 13 января.

Надо сказать, у других народов Европы процесс шёл своим путём, не прерванным различными экспериментами, и был изначально связан с рождественскими праздниками. Чаще всего его связывали со святым Николаем - реальным историческим персонажем, епископом города Миры, жившем в IV веке в бывшей Византийской империи. Этот человек прославился небывалым милосердием к ближним, стараясь помочь всем нуждающимся.

Как-то он узнал, что в одной семье нет денег на приданое, чтобы выдать замуж старшую из дочерей. Желая остаться неизвестным, Николай подбросил в окошко необходимую сумму в мешочке, чем способствовал успешному разрешению проблемы. В дальнейшем он был узнан отцом девушки и уже не мог скрывать свой благородный поступок, ставший известным далеко за пределами города.

Святой Николай со временем стал тем щедрым персонажем, который незаметно накануне Рождественской ночи подкладывает под ёлку подарки. У разных европейских народов он получил свои имена. Ну а в СССР решили пойти другим путём и, не преклоняясь перед Западом, вспомнить про наши корни, возродив давнего знакомого Мороза Ивановича в роли Деда Мороза, дав ему в помощницы внучку Снегурочку - ещё один фольклорный персонаж, известный по одноимённой русской народной сказке.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна