1157

Про жизнь и честную прозу

АВТОР: Роман Илющенко

Писатель Виктор Некрасов, 110 лет со дня рождения которого исполнилось в июне, обречён находиться в тени своего однофамильца - великого классика русской литературы Николая Некрасова. Но это нисколько не умаляет ни его талант, ни тем более твёрдую гражданскую позицию, схожую с автором поэмы «Кому на Руси жить хорошо?».

«Если завтра война…»

Родился Виктор Платонович 17 июня (по новому стилю) 1911 года в Киеве, став вторым ребёнком в семье. Воспитанием мальчика больше занималась мама - потомок древнего аристократического рода Мотовиловых, роднёй которого, кроме шведских и итальянских дворян, значилась известная русская поэтесса Анна Ахматова. Зинаида Некрасова имела широкую русскую душу и нрав общительный и порывистый. На всё она, работая врачом и имея неплохую частную практику, старалась смотреть с оптимизмом. Её слабостью - передалась она и сыновьям - были русская и французская литература, а также казавшаяся такой заманчивой Европа.

Спустя год после рождения сына Зинаида с детьми уезжает за границу: живёт в Швейцарии, Франции. В 1915-м они возвращаются в родной город - здесь их и застаёт революция. Чтобы спасти от голодной смерти хотя бы старшего сына Колю, мать отправляет его под Полтаву, где была возможность устроить мальчика в детский санаторий, которым заведовал их дальний родственник. Однако Николай трагически погибает.

Ну а Вика - так долгие годы называли будущего писателя родные - не просто выжил в то непростое время Гражданской войны, но и получил неплохое образование. В 1926-м он поступает в аналог ремесленного училища или ПТУ - профшколу, где готовили специалистов для обслуживания железной дороги. Жизнь к тому времени постепенно налаживается, входит в русло. Стране, строившей светлое будущее, требовались миллионы молодых рук. И он как гражданин и патриот своей Родины включается в этот жизнеутверждающий процесс! Некрасову довелось участвовать в строительстве Киевского железнодорожного вокзала, возведении других пристанционных построек и объектов. Виктора захватил неподдельный энтузиазм - желал успеть везде и всюду.

В 1930 году он поступил в строительный институт. Из всех существующих выбрал, пожалуй, самый творческий факультет - архитектурный. Здесь, как было тогда положено, существовала военная кафедра, где парень получил специальность военного инженера. «Если завтра война, если завтра в поход…» - неслось тогда из репродукторов. Молодёжь дружно записывалась в Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству, сдавала нормы ГТО. Не отставал от сверстников и Виктор.      

Но в нём вдруг просыпается жажда журналистской деятельности. В вечернее время он посещает занятия литературной студии. Тогда же появляется его первая заметка «Мысли вслух о нашем журнале», опубликованная в издании «Советский коллекционер». Не оставляя пера, на последнем курсе института Некрасов поступает в театральную студию при Киевском театре русской драмы, которую с успехом оканчивает в 1937-м, сыграв несколько ролей в любительских спектаклях и студенческих «капустниках».

В то, по-своему удивительное, неповторимое предвоенное время молодёжи действительно были открыты многие пути-дороги. В какой-то момент Виктор оказался на распутье. Ему уже 25, но он не может определиться, что же ближе сердцу: любимая архитектура или обожаемые театр, кино, литература? Некрасов, казалось, пытается сочетать несочетаемое - числится в архитектурных мастерских и одновременно играет роли в спектаклях молодёжного железнодорожного передвижного театра, который гастролирует по всей стране.  

«В окопах Сталинграда»

Великая Отечественная застала его в Ростове. Некрасова и его товарищей прикомандировывают к Театру Красной армии Северо-Кавказского военного округа. Они объезжают части и полевые лагеря с концертными программами, агитируют, поднимая дух защитников Родины. Но можно ли это делать искренне, если сам не готов с оружием в руках встать в ряды добровольцев? Этот вопрос недолго терзал Виктора и его приятелей. Вскоре на стол начальника театра легли рапорты с просьбой направить их в ряды действующей армии бить врага.

Удовлетворён был лишь документ Некрасова. По военно-учётной специальности Виктор являлся сапёром, что и стало решающим, поскольку на передовой таковых не хватало.

С августа 1941 года лейтенант Некрасов - на фронте. Война стала поворотным этапом в судьбе и положила конец исканиям, определив дальнейший путь всей его жизни - писательство. Он поклялся: если выживет, честно опишет всё пережитое.

На долю Виктора выпали тяжелейшие бои в составе Юго-Западного фронта весной 1942 года под Харьковом, закончившиеся неудачей и окружением больших сил Красной армии. Позже его часть была передана Сталинградскому фронту, и он, выполняя приказ, снова с боями отступает по выжженной задонской степи, чтобы упереться в Волгу, «за которой земли нет». В итоге Некрасов оказался в самом эпицентре грандиозного Сталинградского сражения. Он принимал участие во многих ключевых эпизодах битвы, в том числе на знаменитом Мамаевом кургане.

Те сумасшедшие, слившиеся порой в сплошной день месяцы героической обороны легли позже в основу прославившей Некрасова книги «В окопах Сталинграда». По мнению многих критиков, она стала настоящей окопной правдой. В произведении под образом лейтенанта - инженера Юрия Керженцева автор вывел себя, а также подарил нам положительных героев, списанных с однополчан и сослуживцев. Однако, оставаясь верным себе, он честно показывает и малоприятные типажи тех командиров и солдат, которых тоже хватало на фронте: бездушных и упрямых, посылающих солдат без острой необходимости на пулемёты противника, трусов, паникёров и дезертиров.

За это произведение, впервые опубликованное в 1946 году в журнале «Знамя», Виктор Некрасов получил Сталинскую премию. Причём в списки лауреатов его фамилию внёс лично Иосиф Виссарионович. Это было мудрое решение, ведь, как отмечал современник писателя, литературный критик Владимир Лакшин: «Из «Окопов» Некрасова, как из «Шинели» Гоголя, вышла вся наша честная военная проза».

Но прежде высоких наград и лавров были ещё три тяжелейших года войны, два серьёзных ранения, орден Красной Звезды «за восстановление двух разрушенных мостов и переправу через реку Западный Буг двух орудий на построенных силами его подразделения плотах под исключительным огнём противника», как написано в наградном, и капитанские погоны.

Идейный невозвращенец

После первой госпитализации Некрасову удалось побывать дома. Он обнял маму, пережившую оккупацию, гибель многих друзей и соседей, расстрелянных карателями в Бабьем Яру. Это совсем не рядовое в условиях войны событие легло в основу другого его известного произведения - повести «В родном городе» - и повлияло на взгляды, в частности, по сохранению памяти жертв фашизма.

Долгожданная победа, которую Некрасов встретил комиссованным по ранению, обещала ему большое будущее. Сталинградская книга выдержала множество переизданий общим тиражом более четырёх миллионов экземпляров и переведена на 36 языков. По мотивам повести на киностудии «Ленфильм» была снята картина «Солдаты», отмеченная премией Всесоюзного кинофестиваля. Виктора Платоновича избирают заместителем председателя правления Союза советских писателей Украины. В одном из самых популярных литературных журналов «Новый мир» выходят одна за другой 18 публикаций и произведений писателя. По мотивам его другой повести «В родном городе» на той же киностудии поставили ленту «Город зажигает огни».

Тучи начали сгущаться в октябре 1959 года. Некрасов выступил в «Литературной газете» против осквернения мест массового захоронения жертв оккупации в Бабьем Яру, где карателями были расстреляны свыше 100 тысяч советских граждан и военнопленных. Власти планировали в этом месте разбить парк и построить стадион, но позже, засыпав ров, превратили в очистные сооружения. Некрасов встал на пути этих проектов. К слову, памятник в Бабьем Яру был всё-таки позже установлен.

До этого, в 1957 году, в разгар «оттепели» Некрасов посетил Европу, затем состоялась поездка в США. Свои впечатления от закулисного для советского человека капитализма он оставил в путевых заметках «По обе стороны океана. В Италии - в Америке», опубликованных в журнале «Новый мир» в 1962 году, за что был подвергнут беспощадной критике. Находясь за границей, Некрасов, наплевав на партийные инструкции, свободно встречался и общался с согражданами-эмигрантами и иностранцами.

В 1968-м ему объявили партийный выговор, что считалось серьёзным наказанием для советского гражданина. Но это не помешало в 1971-м выйти его последней книге на Родине «В жизни и в письмах». Спустя два года Некрасова исключают из партии. Он обращается за разрешением выехать в Швейцарию к родственникам и получает его. В 1974 году писатель с женой навсегда покинул Родину, став невозвращенцем.

Живя за границей, он продолжал заниматься творчеством. В этот период были написаны несколько очерков, рассказов. Последней книгой, изданной в Лондоне в 1986-м, стала «Маленькая печальная повесть».

Писатель умер от рака лёгких в Париже в сентябре 1987 года. Похоронен на известном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В изголовье могилы установлена гранитная табличка с прикреплённым крупным снарядным осколком, подобранным самим Некрасовым в 1947-м на Мамаевом кургане.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна