214

Добро пожаловать на пост!

АВТОР: по материалам пресс-служб территориальных подразделений МВД России
Добро пожаловать на пост!
ФОТО: городовой из Санкт-Петербурга. Фото 1899 года

Раньше в шутку говорили, что в лесу есть леший, в доме - домовой, а в городе - городовой. Но больше ста лет назад в дни Февральской революции ситуация изменилась. В мятежном 1917-м на них была объявлена настоящая охота. И эти бравые усатые мужчины в форменных фуражках исчезли с улиц российских населённых пунктов. Для стражей правопорядка, верой и правдой служивших Отечеству с 1862 года, всё закончилось в одночасье большой кровью и разгулом преступности. Однако в последнее время они возвращаются. В разных уголках нашей необъятной страны стали появляться необычные памятники и скульптуры этим незаменимым хранителям тишины и спокойствия. «Щит и меч» предлагает познакомиться с ними.

Украшение местного Арбата

Девять лет назад в Челябинске появилась скульптура «Городовой», выполненная в виде фигуры мужчины во весь рост. Бронзовый страж правопорядка предстал перед жителями столицы Южного Урала и её гостями в полной амуниции. Скульптура тут же стала одной из самых интересных достопримечательностей. Располагается она на улице Кировка - старейшей в городе. В XIX столетии местные купцы рядами возводили здесь красивые и добротные дома. Благодаря этим архитектурным строениям, был создан особый колорит, а строгий «Городовой» теперь является украшением данного местечка.

Бронзовый добряк - одна из известных достопримечательностей Челябинска / Фото Максима ЛупееваБронзовый добряк - одна из известных достопримечательностей Челябинска / Фото Максима Лупеева

Легенда гласит, что, если сделать фотографию на фоне скульптуры, будет намного проще найти общий язык с современными коллегами городового. Некоторые в это не верят. Но с тем, что дореволюционный герой присматривает за посетителями Челябинского Арбата, не спорит никто.

Чистота и порядок

В дореволюционной России именно служители лопат и мётел были первыми помощниками полиции - считались внештатными сотрудниками, носили специальную бляху и свисток, чтобы подавать сигнал представителю власти в случае ЧП. Дворники следили за порядком, знали всех местных жителей, сообщали о подозрительных, запирали на ночь ворота дворов, могли даже участвовать в задержании мелких воришек, пьяниц и мошенников.

Поэтому неслучайно в 2014 году в Елабуге состоялась церемония открытия скульптурной композиции «Городовой» и «Дворник». Её приурочили к 25-летнему юбилею городского музея-заповедника. Памятники были созданы по инициативе главы Елабужского муниципального района и местного отдела МВД России. Композиция символизирует покой и порядок. Расположилась она на важном перекрëстке исторической части города - на пересечении улиц Гассара и Казанская. Место выбрано не просто так. Именно здесь обычно дежурили блюстители порядка в конце XIX - начале XX века.

Хранитель порядка на улице Казанская в Елабуге / Фото Надежды НазаровойХранитель порядка на улице Казанская в Елабуге / Фото Надежды Назаровой

Скульптура городового - образ собирательный. По установившимся канонам и в соответствии с приказами императорского Министерства внутренних дел городовые должны были быть ростом не менее 170 см. По моде того времени их обязывали носить усы. Если у городового при себе была шашка, это значило, что он находится при исполнении служебных обязанностей. Если её не было, значит, у него в этот день выходной. Но даже в этом случае страж порядка обязан был пресекать все безобразия.

Обязательно при себе у полицейского имелась кобура, хотя иногда она и оставалась пустой, поскольку в ХIХ веке оружия на всех не хватало. Особенными у городового были и сапоги: высокие, с подогнутой верхней частью, которая называлась халява. Когда подошва изнашивалась, верхнюю часть отрезали и пришивали к нижней.

Вот как много могут рассказать любознательным горожанам и гостям города двое коллег: городовой и дворник!

Возвращён из забвения

Металлическая скульптура нижнетагильского городового установлена на набережной местного пруда в 2015-м. Поводом для его появления стал проходивший в августе того же года симпозиум городской и ландшафтной скульптуры «Сезон искусств в Демидовском крае». Его организатором выступил Нижнетагильский музей изобразительных искусств. В симпозиуме приняли участие художники из Нижнего Тагила, Невьянска, Уфы и Казахстана. Участники создали десять скульптур, в числе которых и оказался городовой.

Исполненный тагильским мастером Александром Брусницыным городовой одет по-зимнему. Осанистый, с шикарными усами и пышными подусниками - его внешность явно навеяна многочисленными иллюстрациями к известному рассказу Антона Павловича Чехова «Хамелеон».

Нижний Тагил получил статус города в советское время - до этого оставался рабочим посёлком при известном заводе. Охрана порядка здесь несколько отличалась от городской. До реформы Александра II 1861 года эта задача была возложена на заводских исправников, которые находились на содержании Горного управления, а затем перешли к земской полиции.

Степенный, надёжный, солидный персонаж из Нижнего Тагила / Фото Валерия ГорелыхСтепенный, надёжный, солидный персонаж из Нижнего Тагила / Фото Валерия Горелых

На службу брали прежде всего отставных солдат и унтер-офицеров. При этом к званию, полученному на действительной военной службе, добавлялось полицейское, на которое указывали поперечные погоны и наложенный сверху двойной оранжевый шнур с посеребрëнными гомбочками. Число последних зависело от оклада. К головному убору у них была прикреплена металлическая округлая бляха с изображением герба города и служебным номером. На содержание городовых из бюджета выделялось: старшим - не более 180 рублей, младшим - не более 150 рублей в год, не считая 25 рублей ежегодно на обмундирование.

Городовые были вооружены саблями или шашками, которые в народе именовались «селёдками» и пистолетами. С 80-х годов XIX века их заменили на револьверы. На всех оружия не хватило, зато знаменитые кобуры с красными шнурами было положено носить каждому. Летом городовые были одеты в льняную гимнастëрку, подпоясанную ремнëм, или двубортные кители. Для зимы форма шилась из сукна. Шинели застëгивались крючками. Именно в такой форме и красуется городовой - степенный, надёжный, солидный.

Меценат дядя Вася

В 2015 году в Саратове открыт памятник городовому. Скульптура украсила площадку перед фонтаном на улице Октябрьская в историческом центре города. Прообразом стального полицейского стал частный пристав Василий Васильевич Гришин, живший в первой половине XIX века.

Он вошёл в историю не только как добросовестный страж правопорядка, но и как изобретатель и меценат. Именно он, например, создал проект первого в городе водопровода и оплатил из собственных сбережений его постройку, заслужив благодарность и признательность земляков и властей.

За 12 лет безупречной службы в полиции Василий Гришин был приставом в разных частях быстрорастущего города, а потом занял должность помощника полицмейстера - начальника полиции Саратова. В отставку вышел в 1849 году.

Прототип этого стального полицейского из Саратова был известным меценатом / Фото Анатолия ЧерноваПрототип этого стального полицейского из Саратова был известным меценатом / Фото Анатолия Чернова

Автор скульптуры - мастер художественной ковки Сергей Кирин. Памятник создан на благотворительные средства и стал подарком городу. Он олицетворяет дань уважения служивым людям, полицейским - тем, кому вверена забота о безопасности сограждан. Монумент восстанавливает связь времён и эпох, разорванную по идео­логическим мотивам в годы революции.

Сегодня меценатство со стороны полицейских вряд ли возможно, но помогать людям - вполне по плечу наследникам дяди Васи!

В романтическом настроении

Омский городовой стоит на страже порядка в самом центре - на Любинском проспекте, который застроен ансамблем каменных зданий конца XIX - начала XX веков. Здесь располагались торговые склады и магазины. Сегодня же это улица Ленина, и она стала излюбленным местом омичей для неспешных прогулок и отдыха. А в праздничные дни здесь проходят народные гуляния и шествия.

Заказчиком работы стал местный предприниматель, а автором - известный омский скульптор Сергей Норышев. С момента появления идеи до её воплощения прошло не более двух месяцев.

Омский городовой вовсе не суров / Фото Алексея ИванищеваОмский городовой вовсе не суров / Фото Алексея Иванищева

Колоритный бронзовый городовой «заступил на пост» в Омске в 2011 году. Его обмундирование в мельчайших деталях воссоздано по фотографиям и изображениям XIX века. Рослый страж правопорядка - высота скульптуры 180 сантиметров - вооружëн револьвером, саблей и свистком. В отличие от аналогичных памятников в других российских городах омский городовой изображëн не таким суровым. Он добродушно, с лукавым прищуром, наблюдает за оживлëнной жизнью улицы. По словам автора, он придал скульптуре романтическое настроение.

- Городовой щёгольски покручивает ус - видимо, совсем недавно мимо прошла дама, - уточняет скульптор.

Памятник пользуется огромной популярностью у омичей и гостей города. Существуют и счастливые приметы: подержавшихся за нос и усы городового непременно ждёт удача в делах, а если потереть рукоять сабли, будешь под защитой стража правопорядка целый год.

Кстати, с холодным оружием городового связана криминальная история: в 2019 году пропала рукоять. Полицейские опубликовали в соцсетях и СМИ видеозапись, на которой был виден молодой человек, отломивший эфес. Уже на следующий день родственники злоумышленника позвонили в полицию и рассказали, где искать пропавший элемент и самого вандала.

Вскоре после инцидента у стража порядка появился напарник - бронзовый пёс. Он неотрывно и преданно смотрит на городового, словно ожидает его команды. Узли - так зовут спаниеля - стал любимцем детей, которые непременно гладят его по голове, проходя мимо.

Памятники городовым такие разные, как сами прототипы этих колоритных персонажей. Ностальгия по ним - символам закона, порядка и старых добрых времён - объясняет появление подобных скульптур в разных городах нашей страны.

Городовой на площади около церкви Иоанна Воина в Москве. Фото 1900 годаГородовой на площади около церкви Иоанна Воина в Москве. Фото 1900 года

Наша справка

Городовой - представитель низшего чина полицейской стражи в столичных, губернских и уездных городах Российской Империи. Проще говоря, рядовой сотрудник. Он не пользовался правами и привилегиями государственной службы, считался вольнонаёмным в полицейской команде, содержался за счёт городского бюджета. Его зарплата составляла около 150 рублей в год, не считая 25 рублей на обмундирование. Это почти в два раза меньше, чем у низшего городского чиновника Российской империи. Экономила страна не только на зарплатах. Снаряжение городовых не отличалось высоким качеством. Для сотрудников городской полиции закупались самые дешёвые сабли. С 80-х годов XIX века им также полагались револьверы, однако их на всех не хватало - многие носили пустые кобуры. У каждого стража порядка был свисток - полезнейший инструмент в борьбе с преступниками, террористами и революционерами.

Городовой имел свой определëнный участок, на котором он проживал и должен был обходить его пешком по несколько раз за сутки. Также ежедневно по шесть часов он нёс постовую службу.

Набирали городовых из отставных солдат, драгун и егерей. Попадали на службу и унтер-офицеры. Большинство представителей этой профессии были выходцами из простого народа - рабочих, крестьян, реже из представителей низшей интеллигенции, обедневшей мелкой буржуазии. При выборе кандидатов на службу предпочтение отдавалось физически развитым женатым мужчинам. В обязательном порядке будущий городовой должен был уметь читать и писать. Согласно закону Российской Империи, на 500 человек полагался один городовой.

Почему же именно городовым досталось в 1917 году, когда грянула Февральская революция? Дело в том, что они были представителями власти, а значит, в глазах простого народа отвечали за все беды и несправедливость.

Вернуться в раздел
Милицейская волна