Феномен Батяни
В Мордовии имя Николая Сидорского знает каждый водитель со стажем! 94-летний ветеран Великой Отечественной войны с 1972 по 1984 год возглавлял республиканскую Госавтоинспекцию. Главного инспектора в регионе уважали не только подчинëнные, но и все местные автолюбители.
Старожилы искренне обрадовались, узнав, что Николай Васильевич в добром здравии, проживает в Саранске. Ветеран внимательно следит, хоть в основном по телевизору, за событиями в стране и в мире. Но больше всего его интересуют новации в сфере обеспечения дорожного движения.
Сослуживцы говорят, за 12 лет руководящей работы большой начальник ни разу не повысил ни на кого голос. Относился и к подчинëнным, и к гражданским посетителям одинаково - с уважением и душевностью.
С простыми водителями общался, как с высокими руководителями - это редчайший дар. Феномен Сидорского заключался в том, что, обладая большими звëздами на плечах, он не оторвался от «земли», от нужд простых граждан. Стоит ли удивляться, что рядовые инспекторы той поры называли его уважительно Батяней.
На сегодняшний день Николай Васильевич - единственный ветеран ГАИ, непосредственный участник Великой Отечественной войны. 6 ноября 1943 года Николай Сидорский, тогда 17-летний паренëк, в котором было полтора метра роста и сорок семь килограммов веса, был мобилизован в Красную армию на защиту Родины. Его зачислили в учебный автомобильный полк, который дислоцировался в посëлке Измайлово Ульяновской области. Здесь он проучился до апреля 1944 года.
Квалификационная комиссия из ГАИ Ульяновской области приняла у новобранцев экзамены на шофёра 3-го класса, выдав соответствующее удостоверение. После чего бойцов направили в Москву для формирования 238-го отдельного батальона. На вооружение автобата поступили тогда новейшие американские автомобили - «Студебеккеры», «Форды» и «Доджи». Учились же солдатики на наших стареньких «ГАЗ-ММ», «ЗИС-5». Пришлось рядовому Красной армии Николаю Сидорскому приспосабливать сиденья незнакомых машин под свой рост, так как ноги до педалей сцепления не доставали.
Вместе с войсками 2-го Украинского фронта Николай Сидорский прошёл северную часть Румынии, всю Венгрию до Будапешта, вошёл в Чехословакию и в город Трнава, недалеко от Праги встретил День Победы. Так что географию будущему начальнику мордовской ГАИ пришлось изучать не по книгам, а по фронтовым дорогам, нередко под бомбëжками фашистов.
Но война не закончилась для Сидорского 9 мая 1945 года. Его подразделение перебросили в Монголию, в город Чойболсан, для сражений с отборными войсками японцев. Красноармейцы прошли через Большой Хинган, добрались до города Ванемяо, где «свой закончили поход».
В Саранске фронтовика встретили хорошо - предложили работу в ГАИ. Молодой человек согласился. Службе в республиканской Госавтоинспекции Николай Васильевич честно отдал 34 года своей жизни.
Николай Сидорский (справа)
Читайте также
