933

Феномен Батяни

АВТОР: Олег Корчиганов
ФОТО: из личного архива Николая Сидорского

В Мордовии имя Николая Сидорского знает каждый водитель со стажем! 94-летний ветеран Великой Отечественной войны с 1972 по 1984 год возглавлял республиканскую Госавтоинспекцию. Главного инспектора в регионе уважали не только подчинëнные, но и все местные автолюбители.

Старожилы искренне обрадовались, узнав, что Николай Васильевич в добром здравии, проживает в Саранске. Ветеран внимательно следит, хоть в основном по телевизору, за событиями в стране и в мире. Но больше всего его интересуют новации в сфере обеспечения дорожного движения.

Сослуживцы говорят, за 12 лет руководящей работы большой начальник ни разу не повысил ни на кого голос. Относился и к подчинëнным, и к гражданским посетителям одинаково - с уважением и душевностью.

С простыми водителями общался, как с высокими руководителями - это редчайший дар. Феномен Сидорского заключался в том, что, обладая большими звëздами на плечах, он не оторвался от «земли», от нужд простых граждан. Стоит ли удивляться, что рядовые инспекторы той поры называли его уважительно Батяней.

- В работе с сотрудниками ГАИ старался убедить их в том, что ни в коем случае нельзя допускать грубость, высокомерие и унижение при общении с участниками дорожного движения, - говорит Николай Васильевич. - Нареканий со стороны населения в адрес мордовской ГАИ в те годы практически не было.

На сегодняшний день Николай Васильевич - единственный ветеран ГАИ, непосредственный участник Великой Отечественной войны. 6 ноября 1943 года Николай Сидорский, тогда 17-летний паренëк, в котором было полтора метра роста и сорок семь килограммов веса, был мобилизован в Красную армию на защиту Родины. Его зачислили в учебный автомобильный полк, который дислоцировался в посëлке Измайлово Ульяновской области. Здесь он проучился до апреля 1944 года.

Квалификационная комиссия из ГАИ Ульяновской области приняла у новобранцев экзамены на шофёра 3-го класса, выдав соответствующее удостоверение. После чего бойцов направили в Москву для формирования 238-го отдельного батальона. На вооружение автобата поступили тогда новейшие американские автомобили - «Студебеккеры», «Форды» и «Доджи». Учились же солдатики на наших стареньких «ГАЗ-ММ», «ЗИС-5». Пришлось рядовому Красной армии Николаю Сидорскому приспосабливать сиденья незнакомых машин под свой рост, так как ноги до педалей сцепления не доставали.

В начале августа железнодорожными эшелонами водителей доставили в расположение 2-го Украинского фронта, где в это время шли напряжённые бои по окружению Ясско-Кишинëвской группировки румыно-немецких войск. При разгрузке с платформы в городе Бельцы юноша получил боевое крещение: попал под интенсивную бомбëжку.

Вместе с войсками 2-го Украинского фронта Николай Сидорский прошёл северную часть Румынии, всю Венгрию до Будапешта, вошёл в Чехословакию и в город Трнава, недалеко от Праги встретил День Победы. Так что географию будущему начальнику мордовской ГАИ пришлось изучать не по книгам, а по фронтовым дорогам, нередко под бомбëжками фашистов.

Но война не закончилась для Сидорского 9 мая 1945 года. Его подразделение перебросили в Монголию, в город Чойболсан, для сражений с отборными войсками японцев. Красноармейцы прошли через Большой Хинган, добрались до города Ванемяо, где «свой закончили поход».

В Саранске фронтовика встретили хорошо - предложили работу в ГАИ. Молодой человек согласился. Службе в республиканской Госавтоинспекции Николай Васильевич честно отдал 34 года своей жизни.

Николай Сидорский (справа)Николай Сидорский (справа)

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна