947

Когда грянул военный гром

АВТОР: Игорь Софронов
ФОТО: экипаж МБР-2 уточняет полётное задание

Среди тех, кто первыми встретил войска фашистской Германии, вторгшиеся на нашу землю 22 июня 1941 года, были и лётчики авиационных частей НКВД. О том, что в Советском Союзе перед Великой Отечественной войной существовал такой вид боевых подразделений, сегодня знает весьма ограниченный круг любителей военной истории, а для многих наших соотечественников, особенно молодых, данный факт будет сродни научному открытию.

Соколы из харьковских предместий

Зародившись в середине 20-х годов прошлого века, к началу Великой Отечественной авиация Народного комиссариата внутренних дел прочно встала на крыло. Её лётный и технический состав имел не только богатый опыт выполнения служебных задач над своей территорией, но и успел, что называется, понюхать пороху: сводные авиаподразделения НКВД воевали с басмачами в песках Туркестана, сходились в воздушных сражениях с японскими лётчиками в китайском небе, наносили бомбовые удары в Маньчжурии по подданным микадо.

В конце 1932-го правительством был утверждён государственный план формирования авиационных частей войск НКВД, рассчитанный на три года. За это время предполагалось довести количество авиа­отрядов в ведомстве до 21, разместив их от Минска до Камчатки. Естественно, встал вопрос: где брать пилотов и специалистов по обслуживанию техники?

После рассмотрения всех возможных вариантов выбор пал на 2-ю (Харьковскую) объединённую школу пограничной охраны и войск НКВД имени Ф.Э. Дзержинского. И в сентябре 1934-го на её территории, располагавшейся в предместье Померки, появились ученики и преподаватели в авиационной форме.

Учебный авиаотряд насчитывал 164 человека постоянного состава и 140 курсантов, набранных как из числа военнослужащих войск НКВД, так и гражданской молодёжи. Специальным приказом наркома устанавливался общеобразовательный порог для кандидатов в лётчики и штурманы - не ниже девяти классов. Между тем чтобы стать курсантом пехотного или, скажем, автобронетанкового училища, достаточно было закончить семилетку.

Уже в следующем году харьковский учебный авиаотряд вырос до отделения - количество курсантов увеличилось на сто человек. А летом 1936-го состоялся первый выпуск лейтенантов для авиационных частей войск НКВД.

Большинство из них уходили служить на границу. Там вчерашним курсантам приходилось летать на предельно малых высотах, в сложных погодных и климатических условиях, часто садиться на ограниченные по размеру, а порой и неподготовленные полевые площадки. Всё это требовало от авиаторов высокой подготовки, смелости самостоятельно принимать решения на вылет, в совершенстве знать местность, над которой пролегали их маршруты.

Выпускники авиационного отделения Харьковского училища НКВД им. Дзержинского. 1939 г. Первый слева в нижнем ряду - Виктор Голубев, будущий дважды Герой Советского СоюзаВыпускники  авиационного отделения Харьковского училища НКВД им. Дзержинского. 1939 г.

До начала Великой Отечественной с харьковского учебного аэродрома успели подняться в небо чуть более 200 молодых пилотов и штурманов, что составило почти треть лётных кадров предвоенной авиации НКВД. Кто-то скажет: это капля в море, если сравнивать со всеми советскими лётными полками и дивизиями. Спорить не стану, но отмечу - из этих 200 человек восемь стали Героями Советского Союза. Причём один из них - майор Виктор Голубев - удостоен этого звания дважды. Немногие профильные авиаучилища с более продолжительной довоенной историей могут похвастаться такой результативностью работы и качеством подготовки выпускников!

К бою готовы!

Летом 1939 года вся авиация НКВД СССР была объединена в отдельную авиа­бригаду, состоявшую из 10 отдельных авиаэскадрилий 12-самолётного состава и двух гидрозвеньев по три самолёта в каждом. Кроме них, в соединение входили три авиаремонтные мастерские, располагавшиеся под Москвой, в Алма-Ате и Хабаровске. Штаб соединения размещался в подмосковном Быкове.

В первые часы войны все авиационные части войск НКВД, расположенные вдоль западной границы, подверглись нападению и приняли бой. Например, на аэродроме гродненской эскадрильи первые бомбы разорвались около четырёх часов утра 22 июня. Несколько машин были уничтожены на земле, но пятерым экипажам удалось поднять в воздух свои Р-10 - двухместные разведчики, способные при необходимости выступать и в качестве лёгкого бомбардировщика, бравшего на борт до 700 килограммов бомб.

Увы, эти фанерные самолёты мало что могли противопоставить в воздушном бою скоростным «мессершмиттам», поэтому эскадрилья, сумевшая частично сорвать налёт фашистской авиации на Гродно, в первый же день войны потеряла пятерых пилотов. Оставшиеся в живых лётчики и техники, пробившись из окружения в составе пехотных частей, впоследствии воевали в полках ВВС Красной Армии.

В первые две военные недели каждый день совершали по несколько боевых вылетов экипажи отдельной авиационной эскадрильи войск НКВД, базировавшейся на острове Сааремаа (Эзель). На её вооружении стояли скоростные бомбардировщики СБ и «летающие лодки» - морские разведчики МБР-2.

Ещё до полудня 22 июня три самолёта этой эскадрильи у населённого пункта Руцава в пух и прах разнесли колонну немецкой военной техники. Другие экипажи в течение самого длинного летнего дня несколько раз вылетали на бомбардировку наземных войск противника, атаковавших позиции подразделений Либавского погранотряда. Именно благодаря поддержке лётчиков пограничники смогли продержаться до темноты.

26 и 30 июня эскадрилья вылетала на бомбёжку в полном составе. Дважды целью становились колонны немецких танков, бронемашин и грузовиков, рвущихся к Даугавпилсу. Лётчикам удавалось не только уничтожить большое количество живой силы и техники врага, но и без потерь возвратиться на свой аэродром.

Помимо ударов по гитлеровским колоннам, пилоты войск НКВД непрерывно вели разведку побережья и прибрежных вод, чтобы своевременно обнаружить десант противника к островам, прикрывавшим вход в Финский и Рижский заливы.

С 1 июля эскадрилья перешла в оперативное подчинение 4-й авиационной дивизии ВВС РККА и перебазировалась вначале на аэродром Вехна, а затем под Старую Руссу, где собирались остатки многих авиачастей, отходивших с северо-западного направления.

Советская бомбардировочная авиация в те дни несла большие потери - противник господствовал в воздухе, вылеты наших машин почти не прикрывались истребителями. Бомбометание проводилось с малых высот, на которых самолёты подвергались воздействию огня всех видов наземного оружия. Случалось, после некоторых вылетов техники насчитывали в фюзеляже и плоскостях по два-три десятка пробоин. Пока лётчики и штурманы, положив голову на парашют, забывались чутким сном, тут же на аэродроме латали израненные машины, готовя их к следующему полёту.

7 июля 1941 года состоялся последний боевой вылет эскадрильи. Цель - скопление моторизованных частей противника на переправах через Даугаву. Ударная группа состояла из двух шестёрок бомбардировщиков СБ: одна - сааремской эскадрильи войск НКВД, другая - 35-го бомбардировочного полка ВВС РККА.

Мосты были уничтожены, но на аэродром под Старой Руссой вернулись лишь две машины.

Прикрывали Москву от налётов

Примерно так же складывалась в первые дни войны судьба остальных авиачастей войск НКВД, располагавшихся вдоль западной границы.

В конечном итоге все они прекратили существование как самостоятельные воинские части, влившись в состав действующей армии. Принадлежность к Наркомату внутренних дел СССР сохранили лишь штаб и управление авиабригады, а также базировавшаяся в Быкове её отдельная авиационно-транспортная эскадрилья, в которой насчитывалось 18 самолётов, и вспомогательные технические подразделения.

В сентябре 1941-го, когда немцы стояли на дальних подступах к столице, а Быково, по сути, стал прифронтовым аэродромом, в составе авиасоединения НКВД был сформирован истребительный авиационный полк, на вооружение которого поступило 32 истребителя МиГ-3. Позже при нём появилась 4-я эскадрилья, оснащённая восемью бомбардировщиками Пе-2, переоборудованными для выполнения специальных задач.

Полк оперативно подчинялся 6-му истребительному авиакорпусу ПВО, который прикрывал Москву от воздушных налётов. В своём секторе ответственности лётчики обязаны были обеспечить безопасность перевозок войск Западного фронта, шоссейных и железнодорожных мостов в районе Ярославля, Коломны, Каширы, Малоярославца и Наро-Фоминска, а также Каширской электростанции, питавшей многие оборонные объекты столицы.

С этой задачей они справились на отлично: во время битвы за Москву пилоты истребительного полка НКВД совершили более двух тысяч боевых вылетов и ни один из прикрываемых ими объектов не был разрушен!

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна