1151

Михайло руку приложил

АВТОР: Александра Колотова
ФОТО: Александра Колотова

Ломоносовский зал краеведческого музея. Щелчок резиновых перчаток. Тихо жужжащий микроскоп. Очень бережно и аккуратно главный эксперт отделения почерковедческих и технико-криминалистических экспертиз документов ЭКЦ УМВД России по Архангельской области подполковник полиции Игорь Свицков поднимает полотно и достаёт уникальный исторический документ...

Необычная идея

Это подрядная тетрадь за 1726 год, найденная священником Васильевым и сотрудником статкомитета Тышинским в архиве Куростровской церкви на родине учёного Ломоносова. В 1865-м она и ещё одна тетрадь за 1730-й были переданы ими в «музеум» Архангельского статистического комитета. В двух уникальных документах сохранились записи, сделанные тогда ещё юным и никому не известным Михайло Ломоносовым.

Игорь Свицков вместе с заместителем начальника ЭКЦ УМВД России по Архангельской области полковником полиции Владимиром Столыпиным принял участие в записи телепрограммы, рассказывающей о начале Ломоносовской декады, и проводимом в её рамках цикле праздничных встреч под названием «Почерк Михаила Васильевича Ломоносова: взгляд криминалиста». Именно таким необычным способом в местном краеведческом музее решили отпраздновать 310 лет со дня рождения великого русского учёного, уроженца Холмогорского района Архангельской области.

- Нам показалось интересным провести открытую сравнительную экспертизу подлинных автографов Ломоносова в присутствии посетителей, сопоставить образцы его почерка в оригиналах и музейных копиях, изготовленных в 70-х годах прошлого века. Для этого нам необходимы были специалисты-почерковеды. За помощью обратились в региональное УМВД. Наша идея была с интересом поддержана руководством управления, - отмечает научный сотрудник музея Андрей Жданов.

Первая встреча

Ради необычного проекта из закрытых витрин достали уникальные экспонаты - «Арифметику» Леонтия Магницкого и Мелетия Смотрицкого («врата моей учёности», как называл книги сам Ломоносов), а из фондов - подлинники подрядных тетрадей за 1726 и 1730 год с собственноручной подписью Михаила Васильевича. Эти документы в присутствии гостей и предстояло исследовать стражам правопорядка.

Уникальные экспонаты достали из закрытых витринУникальные экспонаты достали из закрытых витрин

- Сотрудники Экспертно-криминалистического центра совершенно не медийные личности. Телевизионные камеры, фотоаппараты, представители средств массовой информации - всё очень далеко от нас, - за несколько минут до начала съёмки признался Владимир Столыпин. - Но ради памяти великого учёного и возможности своими глазами увидеть столь ценные исторические документы решили попробовать себя в новой роли.

Свет. Камера. Сотрудники музея знакомят заинтригованную публику с редкими экспонатами. Полковник полиции Владимир Столыпин рассказывает о работе Экспертно-криминалистического центра, производимых исследованиях и особенностях профессии. На глазах посетителей главный эксперт отделения почерковедческих и технико-криминалистических экспертиз документов подполковник полиции Игорь Свицков с помощью специальной аппаратуры внимательно изучает предоставленные ему документы. Он подробно объясняет, чем отличаются подлинники подрядных тетрадей от их музейных копий, рассказывает об особенностях бумаги и чернил того времени, разбирает отличительные характеристики почерка великого учёного и указывает на неточности, которые были допущены создателем музейной копии при попытке повторить почерк Михаила Ломоносова.

«Четвёртого февраля 1726 года вместо подрядчиков Алексея Старопопова и Григория Иконникова Михайло Ломоносов руку приложил», - с непривычки перепачкавшись чернилами, старательно выводят гости под диктовку научного сотрудника музея Андрея Жданова. Именно эта фраза была начертана 15-летним Ломоносовым в одной из подрядных тетрадей. По словам Андрея Юрьевича, Михаил Васильевич выучился грамоте с малых лет, а потому часто расписывался в различных документах за своих неграмотных односельчан.

Игорь Свицков, как строгий судья, оценивает, насколько точно участники встречи смогли воссоздать почерк первого российского академика.

- У вас вполне неплохо получилось, но не хватает твёрдости, а самое главное - навыка письма пером и чернилами. Это особое искусство. Да и манера, правила написания того времени… Для того чтобы всё это точно воспроизвести, нужно быть серьёзным специалистом. Смотрите, даже музейный работник, делавший копию тетради, не смог со 100-процентной достоверностью скопировать почерк гениального учёного. На первый взгляд похоже, но, если рассматривать с точки зрения эксперта-криминалиста, тут верхний элемент великоват, тут нажим не соответствует, здесь более узкая петля, - объясняет одному из посетителей Игорь Свицков.

Подержать в руках артефакты

После ухода гостей Игорь Александрович и Владимир Владимирович ещё раз внимательно осматривают ценности. В тишине древнего зала вместе с сотрудниками музея они обсуждают сегодняшний эксперимент и ведут уже профессиональную беседу.

- Любопытно, но бумага копии выглядит более старой, чем у оригинала. Скорее всего, её искусственно старили, и используемые для этого вещества продолжают действовать. Где-то пигмент ушёл, а на нескольких страницах подлинника я обнаружил водяные знаки. Бумага в то время была редкостью. Возможно, её собирали, а потом по необходимости брошюровали, поэтому странички и разные. Да, на каждой просматриваются горизонтальные полосы. Это, по всей видимости, следы реставрации? - интересуется Игорь Свицков.

- Да, она всегда оставляет следы. А копию действительно специально старили, - отвечают сотрудники музея.

Постепенно разговор заходит об удивительной судьбе великого учёного, родившегося в глухой поморской дерене и сумевшего достичь таких высот в научном мире; о тайне пропажи после смерти Михаила Ломоносова всех его вещей, архива и книг, а в связи с этим об уникальности и ценности сохранившихся на Севере тетрадей, о превратностях судьбы, чудом сберёгшей их в старой церквушке.

Как признались полицейские, участие в таких мероприятиях непривычно, но очень интересно.

- Обычно мы работаем с документами не слишком большой давности. А вот подержать в руках подлинные исторические артефакты, которым почти три сотни лет, своими глазами увидеть почерк учёного с мировым именем, иметь возможность исследовать его особенности… Для эксперта-криминалиста это уникальная возможность и бесценный опыт, - считает Игорь Свицков.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна