1605

Модернизацию взял на себя

АВТОР: Татьяна Подлесная
ФОТО: из архива семьи Морозовых

Каждому ветерану органов внутренних дел есть что вспомнить о службе. Полковник милиции в отставке Николай Морозов, недавно отметивший 75-летие, не исключение. Он стоял у истоков преобразования и развития тульской Госавтоинспекции, по сей день с радостью обменивается профессиональным опытом с коллегами и передаёт его тем, кто решил связать свою жизнь с работой в ГИБДД.

Любимая служба

- ГАИ, ГАИ, моя звезда! - говорит бывший начальник Госавтоинспекции УВД Тульской области полковник милиции в отставке Николай Морозов, посвятивший службе многие годы.

В далёком 70-м он поступил в Саратовскую среднюю специальную школу милиции МВД СССР. С тех пор прошёл большой путь. Трудился в разных подразделениях и регионах.

- На мой взгляд, работа в ГИБДД - одна из самых сложных. Я много дней провёл на дорогах во время рейдов, проверок, дежурств, выездов на ДТП. С уверенностью могу сказать: «Наша служба и опасна, и трудна», - считает Николай Николаевич.

Первые шаги он делал в должности старшего инспектора дорожного надзора УВД Архангельского облисполкома, а заключительным аккордом стало руководство ГАИ УВД Тульской области. Возглавил её Николай Морозов в 92-м и был у руля шесть лет.

Край доски, трески и тоски

- Мы только переехали в Архангельск. Николай устроился в ГАИ. Оформляя первое ДТП, он потерял всю зарплату, - вспоминает супруга Алефтина. - Так нас встретил суровый «край доски, трески и тоски».

- Работать к нам Морозов пришёл сразу после окончания милицейской школы, - рассказывает бывший начальник Управления ГАИ Архангельской области полковник милиции в отставке Александр Столяров. - В то время интенсивно шла реорганизация подразделения, Госавтоинспекция менялась на глазах, совершенствовалась. Николай многое сделал для укрепления дорожно-патрульной службы.

Благодаря настойчивости, решительности и ответственному подходу к делу молодой специалист быстро стал командиром дивизиона милиции дорожного надзора. В этой должности проработал пять лет. Затем Морозов трудился в подразделении охраны общественного порядка, службе участковых. Однажды за поимку преступника в одной из деревушек области ему вручили подарок - туристическую палатку. Она сохранилась до сих пор.

- Разное было за годы службы на северо-западе нашей страны. Двадцать лет я там провёл, - делится воспоминаниями Николай Николаевич. - Работать в таком климате, конечно, непросто. Низкие температуры, высокая влажность, частые северные ветры, обширная территория области не каждому придутся по душе. Зато люди здесь потрясающие! Добрые, душевные и открытые, готовые всегда прийти на помощь.

У истоков

- В начале 90-х я перевёлся в тульскую Госавтоинспекцию, в подразделении проходили службу 450 сотрудников, - говорит Морозов, - а к 1998 году их было уже 1200. Личный состав для меня всегда был ценен и важен. Я старался относиться к людям с душой. Моё главное кредо: можешь помочь - помоги.

В мае 92-го Правительство Российской Федерации утвердило «Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации». Документ возложил на подразделение функции государственного контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Для выполнения этих задач требовалось ускорить работу по модернизации службы и техническому оснащению, так как количество транспорта с каждым днём увеличивалось.

Большой объём информации об автомобилях, мотоциклах, автобусах, их владельцах, нарушениях ПДД, авариях захлестнул работников тульской ГАИ. Никакие записи, опыт, гениальная память не помогали инспекторам, несущим службу на улицах региона.

Проблема цивилизованной системы деятельности, а именно компьютеризации неизбежно встала перед руководством подразделения, которое в 95-м преобразовалось в управление. Между тем задачи были выполнены. Приобретались новые автомобили, закупалась техника, позволяющая не только фиксировать скорость, но и выявлять подлинность документов, номерных агрегатов.

В то время парк автотранспорта областной ГАИ увеличился более чем на 150 единиц, из них 25 % - иномарки. Практически каждое рабочее место было оборудовано компьютерной техникой, установлена модемная связь, позволяющая использовать локальную и глобальные сети. Для улучшения условий труда работников проведена реконструкция служебных помещений в управлении ГАИ, регистрационно-экзаменационных подразделениях и на стационарных постах.

Мой дом - моя крепость

Со своей женой Алефтиной Морозов познакомился, будучи курсантом Саратовской средней специальной школы милиции. Они учились в одной группе.

- На втором курсе мы поженились, - улыбается ветеран.

С тех пор супруги не расставались. Алефтина всегда и во всём поддерживала мужа, хотя порой это было непросто. Она и сама трудилась в органах внутренних дел. Сначала в ГАИ, затем в транспортной милиции Архангельска, а по приезде в Тулу - в паспортно-визовой службе.

В 1980 году Николай Николаевич обеспечивал правопорядок на Олимпиаде в Москве. В этот период у четы родилась дочь Оля. Увидеть её офицер смог спустя несколько месяцев, когда вернулся из командировки.

- Зато папа отвёл меня первый раз в первый класс, - вспоминает Ольга, - мама в тот день дежурила. Родители всегда много работали. Из-за большой загруженности на службе частенько не успевали забрать меня из сада. На подстраховке были их коллеги. Воспитатели знали: если к детскому учреждению подъехала милицейская машина, то это за мной.

Оптимизм - главное

2022-й - значимый год для семьи Морозовых и богатый на радостные, счастливые события. Главе семейства - 75, его любимой жене - 70. Они отпраздновали золотую свадьбу, а их внуку Артёму исполнилось 15. Мальчик ещё не определился с будущей профессией. Но одно для себя решил: однозначно будет таким же энергичным, отзывчивым, открытым и добрым, как дедушка.

- Артём увлекается футболом, внучка Анютка - спортивным ориентированием. Они у меня активные, - с нежностью произносит Николай Николаевич.

А на вопрос о своём хобби, смеясь, отвечает: «Автомобили люблю, зимой - снег чистить, летом - газон косить».

- Ребятам, несущим службу в ГИБДД, искренне желаю терпения и оптимизма - это главное в жизни, - говорит полковник милиции в отставке. - Мне бы очень хотелось, чтобы Госавтоинспекция развивалась, процветала и людям было комфортно работать. Не стоит забывать, что в некоторых вопросах порой лучше обращаться к истокам, опыту прошлых лет. Мне кажется, можно задуматься о возвращении стационарных постов ДПС. Это повысит как безопасность на дорогах, так и уровень удобства для сотрудников.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна