790

О предках судят по потомкам

АВТОР: Анастасия Табакаева
ФОТО: Анастасия Табакаева

На территории нашей страны проживают представители 200 этнических групп. 47 народностей признаны малыми коренными. О существовании некоторых из них мало кто подозревает. Одни держатся вдали от цивилизации, сохраняя вековой уклад жизни. Другие органично интегрируются в более многочисленные группы.

По всей планете 9 августа отмечают Международный день коренных народов мира. Идея отмечать эту дату появилась в 90-х годах прошлого века. В 1992-м состоялось первое заседание Организации Объединённых Наций, посвященное теме малых этносов. А спустя два года подписана резолюция, устанавливающая отдельный праздник, посвященный малым нациям и народностям. Сделано это для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам малочисленных групп населения планеты. Ущемление человеческих прав, бедность и высокий уровень смертности - основные угрозы, которых способны привести к полному исчезновению этноса.

Конечно же, для многонациональной России этот праздник имеет важное значение. В нашей стране проживают коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. А родиной самого малочисленного народа по праву считается Северный Кавказ, где, согласно последней переписи 2010 года, живут всего 24 россиянина, относящих себя к чамалам. Коряки, манси, нанайцы, ненцы, ханты, шорцы - лишь неполный перечень этносов с российской «пропиской». Их права закреплены на законодательном уровне, в частности, в статье 69 Конституции Российской Федерации.

9 августа или в преддверии праздника традиционно проводятся фестивали и выставки народных культур, где демонстрируются национальные костюмы, кухня, обычаи, песни и пляски малых этнических групп. Такие мероприятия показывают красоту и уникальность населяющих страну этносов и популяризируют уважительное отношение к ним. Крайне важно, чтобы представители малых народов могли ощущать себя членами одной общей российской семьи, а граждане других национальностей больше узнавали об истории и быте тех, кто живёт по соседству.

К примеру, в Республике Саха (Якутия) живут эвенки и эвены, чукчи и юкагиры, долганы, люди иных малых народов, которые не могут пожаловаться на отсутствие внимания со стороны властей региона. Вот и накануне праздника в гости к участникам творческих коллективов малочисленных народов Севера пришли сотрудники транспортной полиции региона, чтобы узнать о традициях, быте, в целом о жизни коренных жителей этой земли.

Старший инспектор отделения охраны общественного порядка Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте старший лейтенант полиции Анатолий Камбур и специалист отделения кадров ОРЛС Северо-Восточного ЛУ МВД России на транспорте младший лейтенант внутренней службы Анастасия Трепалова побывали на репетиции праздника и поздравили представителей малочисленных народов Севера. Члены творческого коллектива радушно встретили стражей правопорядка, рассказали о национальных костюмах и обычаях.

Например, у коряков-оленеводов главные торжества - осенние праздники - «Перегонять оленей» и «Праздник забоя оленей», «Хололо» («Ололо»), или «Праздник нерпы». Зимой отмечают «Возвращение Солнца», весной - «Праздник рогов». Оседлые народы устраивали гуляния по случаю «Спуска байдары», «Первой рыбы», «Первой нерпы».

- Издавна байдарка для местных жителей была средством добычи мяса. И для того чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали обряд, - делится полученными знаниями Анатолий Камбур. - Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде варёного мяса.

А ещё стражам правопорядка рассказали, как эвенов отличить от эвенков. Эти два народа очень похожи. В дореволюционное время тех и других считали «тунгусами». Впрочем, эвенов иногда называли ещё и «ламутами» от тунгусского слова «лам» - «море». Потому что этот народ заселяет северную часть Охотского побережья и северо-восточные районы Якутии, тогда как эвенки живут в остальной части Восточной Сибири.

Издавна мужская и женская одежда эвенов была одинакова. Разница лишь в количестве и характере украшений. Мужские передники расшиты скромно, женские отличаются бахромой, кисточками из меха, подвесками.

Для оформления одежды и предметов представители народов Севера используют бисер. Из поколения в поколение передаётся тонкое искусство шитья этими мелкими стеклянными шариками. В дореволюционной России за несколько бисерных бусинок отдавали целого оленя.

Ярким орнаментом в сочетании с мехом, сукном, кожей мастерицы Севера украшали всё: оленьи нарты, унты и головные уборы. Самый известный орнамент «Оленьи тропы», или «Шахматный». Среди распространённых узоров - рога снежного барана, следы зверей.

Орнаменты и декоративные элементы служили календарями, также с их помощью определяли статус обладателя. А металлические подвески якобы отпугивали злых духов и надёжно защищали своего владельца.

- Постоянно принимаем активное участие в этнических праздничных мероприятиях, поддерживаем и взаимодействуем с представителями малочисленных народов Севера, - говорит Анастасия Трепалова. - Традиции якутского народа - это уникальный ресурс для воспитания подрастающего поколения и развития национальной культуры.

Сотрудники полиции побывали на репетиции национального праздникаСотрудники полиции побывали на репетиции национального праздника

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна