От «Волги» до «Победы»

На столе у Николая Васильевича Сидорского - список авто, на которых довелось поездить. Не всех, конечно. А из учтённых - 23 позиции! Среди них американский грузовик «Студебекер», знаменитый вездеход «Виллис», немецкие - представительский седан «Опель-Капитен» и «Вандерер». Последние две машины - трофейные. Ветеран прошёл бойцом автомобильного батальона Великую Отечественную войну, «зацепив» и Советско-японскую.
На защиту Родины в Красную армию Николай Васильевич Сидорский был мобилизован в ноябре 1943 года, зачислен в учебный автомобильный полк. Сдав экзамены на шофёра третьего класса, юноша отправился в Москву для формирования отдельного автобатальона. На его вооружение поступили новейшие американские автомобили: «Студебекеры», «Форды» и «Додж». Железнодорожными эшелонами молодых водителей доставили на второй Украинский фронт, где в то время шли напряжённые бои по окружению Ясско-Кишинёвской группировки румыно-немецких войск.
При разгрузке в городе Бельцы Николай Сидорский получил первое боевое крещение, попав под интенсивную бомбёжку. Однако благодаря нашим лётчикам-истребителям всё обошлось благополучно. Забрав повреждённые машины, автобат разместился на окраине города. Его солдаты подвозили танковой бригаде снаряды, запчасти, продовольствие.
Николай Васильевич прошёл северную часть Румынии, всю Венгрию до Будапешта, вошёл в Чехословакию и в городе Трнаве, недалеко от Праги, встретил День Победы. Однако для Сидорского война не закончилась.
Когда Сидорский демобилизовался, ему сразу предложили должность в МВД. Можно было стать участковым, оперативником, но он остановился на службе в ГАИ в Саранске. Там и проработал всю жизнь. Первое время инспектором дорожного надзора патрулировал улицы, выезжал на ДТП. На весь город таких должностей было две. Затем, поднимаясь по ступенькам карьерной лестницы, фронтовик возглавил Госавтоинспекцию Мордовии.
Очередное ДТП
- Вспоминается ДТП на трассе недалеко от Саранска, где-то рядом с Пензяткой, - рассказывает ветеран. - Водитель сел за руль немножечко с похмелья, поэтому не справился с автобусом и съехал в овраг… Кажется, девять человек погибли, много пострадало… Тогда, в 50-е, эта трасса была частично грунтовой. Или вот случай: на перекрёстке мотоциклист налетел на легковушку, проехав прямо по крыше, и люди в ней сгорели, так и не сумев выбраться.
В 1997 году Николай Васильевич сам попал в сводку ДТП… В центре Саранска, когда переходил проезжую часть на зелёный сигнал светофора, его зеркалом заднего вида зацепил УАЗ. Водитель пытался скрыться, но очевидцы подняли шум и не дали этого сделать. Сидорский тогда получил травмы, последствия которых сказываются на здоровье до сих пор.
- По пьянке какой водитель тебя будет слушать?! Конечно, он проигнорирует все указания! - говорит бывалый инспектор. - И погони тогда также случались, и нетрезвых задерживали… Но с такой конфронтацией между стражем дорог и водителем, как в фильме «Инспектор ГАИ», встречаться не доводилось. Помню, нашу машину едва автобус не снёс, чудом живы остались. Конечно, догнал нарушителя, но только пожурил, даже штраф не выписал - так всегда поступал. Если шофёр трезв, читал ему небольшую лекцию по ПДД, и всё. А вот пьяных по всей строгости закона наказывал.
- УАЗ тоже неплох, но «Нива» лучше в управлении и легче, поэтому её проще вытащить, если застрянет, - замечает фронтовик.
Кстати, когда-то вместе с другом Сидорский собрал самодельный кабриолет, взяв детали от «Победы», «Волги» и других автомобилей. За рулём ветеран ездил вплоть до 83-летия, а сейчас ему уже 96. Но Николай Васильевич по-прежнему бодр духом, ведь он с юности в движении, а движение -это жизнь.
Вернуться в разделЧитайте также
