39

По жизни на крейсерской скорости

АВТОР: Елена Нагорная, Александр Погожев
По жизни на крейсерской скорости
ФОТО: Александр Погожев
У сотрудников отдела организации дознания ГУ МВД России по Ставропольскому краю сложилась добрая традиция знакомиться с талантливыми и неординарными личностями, людьми редких профессий и увлечений. Так они подружились с судостроителем Валентином Гловацким. Ну а в эти дни дознаватели поздравили инженера с 85-летием.

Пенсионер из Ставрополя проектирует и самостоятельно строит лодки, гоняет на чоппере «Аризона» и увлекается тяжёлой атлетикой. При этом история его жизни, о которой и поведал полицейским, показалась весьма непростой.

Войну Гловацкий встретил пятилетним мальчуганом. Мать и брата забрала война, отец пропал без вести. Никогда не забудет, как его, малыша, немцы заставляли мыть автомобили и технику.

Когда принимали работу, сердце в пятки уходило: дуло пистолета фашисты направляли в лицо и искали недостатки.

В 13 лет Валентин стал воспитанником на судне Каспийской флотилии. С ребячьим блеском в глазах пожилой мужчина рассказывает, как не хотели брать его, ещё мальчишку, в Саратовское военно-морское подготовительное училище, как сам адмирал Николай Кузнецов разрешил остаться на флоте, как было трудно ещё не окрепшему и не сформировавшемуся подростку выполнять тяжёлую, практически мужскую работу.

После училища Гловацкий сразу отправился в подводное плавание, где получил баротравму. В дальнейшем выучился на инженера. 

На учебном судне ходил по Атлантике и Средиземному морю, а также покорял Балтику, Онегу, Ладогу, Волгу.

По распределению оказался в Каспийске, занимался торпедами. Довелось поработать инженеру и на Севере, и в Сибири: в Ангарске возглавлял конструкторское бюро. А став пенсионером, Валентин переехал в Ставрополь.

Как-то в начале 80-х увидел среди строительного мусора доску с идеальным изгибом для килевой балки. Не удержался - забрал домой и принялся творить. Причём в собственном гараже.

На постройку яхты уходило полтора-два года На постройку яхты уходило полтора-два года

Инженер долго продумывает, проектирует будущую лодку, потом ещё дольше строит и проводит испытания на ближайших к городу озёрах. Выходит на ней в море. А когда «наиграется», дарит своё творение яхт-клубам. При этом строительство одного судна обходится примерно в 300 тысяч рублей.

- Да, раздарил, а что? - разводит руками пенсионер. - Такую флотилию содержать дорого: налог высокий. Я и так при строительстве получил необходимое: нашёл новые конструкторские решения и добился результата. А дальше неинтересно. Пусть яхты служат увлечённым людям.

Почти все лодки Гловацкий называет одинаково - «Орнатус».

- Орнатус - это рыбка, обитающая в Амазонке. Увидел её в старой книжке. Грациозная, и название красивое, - поясняет бывалый моряк.

Своего последнего «Орнатуса», лодку-тримаран, судостроитель изготавливал в течение года. Судно состоит из трёх соединённых между собой корпусов, обладает повышенной устойчивостью и хорошими мореходными качествами.

Азовское море обошёл по периметру в одиночестве за месяц Азовское море обошёл по периметру в одиночестве за месяц

Но самым масштабным оказалось строительство «Ривы». В течение пяти лет Валентин проектировал и создавал, чтобы в лодке были и рубка, и капитанская каюта, и спальные места. В итоге родилась она, 12-метровая яхта, на которой избороздил всё Чёрное море.

Строительству инженер посвятил 40 лет. За это время мастер в одиночку изготовил 32 судна.

По его словам, конструкторский склад мышления до сих пор помогает сохранить ясность ума.

- Всю жизнь боялся оказаться обездвиженным, и ещё больше - стать дураком. Нужна гимнастика для мозгов, в моём случае - это строительство яхт!

Самое главное для Валентина - находиться в постоянном движении, применять знания, общаться с людьми и делиться с ними полученными за долгую и интересную жизнь опытом и умениями.

- Скорее всего, больше не буду строить новые лодки. Мне 85, моя крейсерская скорость снижается, - сетует подводник. Но тут же с горящими глазами добавляет:

- Правда, в сентябре хочу спустить на воду новую моторную лодку, посмотреть её ходовые качества.

Не в службу, а в дружбу Не в службу, а в дружбу

Просто удивительно, как при такой нелёгкой судьбе он не растерял человечность, любовь к людям, доброту, щедрость и понимание. И, пожалуй, стражам правопорядка, на чью долю выпадает тоже немало трудностей, есть чему поучиться у человека с богатым жизненным опытом. Прошу поделиться, как достигать душевной гармонии.

- Никакого секрета нет, - улыбается судостроитель. - Главное - при любых обстоятельствах оставаться человеком! А с трудностями чтобы справиться, нужен характер - стойкий, справедливый, сострадательный. Мне помогали терпение и труд, и остальным советую к ним прибегать.

И похоже, дознаватели во время общения с Валентином Гловацким получают заряд оптимизма и положительной энергии, которые он излучает. Ведь именно благодаря им этот человек с благородной сединой и горящими голубыми глазами идёт по жизни на полных парусах.

Вернуться в раздел
Милицейская волна