Полёты во сне и наяву
Он родился 26 апреля 1926 года в деревне Акшенас Рузаевского района Саранского уезда Пензенской губернии. Грише едва исполнилось девять лет, когда не стало отца и на ребёнка легла вся мужская работа по дому. Несмотря на это, он учился отлично, преуспевая среди сверстников.
С началом Великой Отечественной войны мать мобилизовали на трудовой фронт, и 15-летнему подростку пришлось заботиться о младшем брате. Было нелегко, но он не сдавался: вёл хозяйство, работал в поле на тракторе и продолжал получать образование. Стойко перенося трудности, готовил себя к службе в армии.
В октябре 1943 года юношу зачислили в военно-морское училище, дислоцировавшееся в Саранске.
После его окончания в мае 1944‑го Корнилаева направили в штурмовой авиационный полк, базировавшийся на Одесском аэродроме и входивший в состав ВВС Черноморского флота. На Ил-2 18-летний лётчик не раз выполнял боевые задания по уничтожению гитлеровцев на морских коммуникациях, штурмовал передовые позиции врага.
Противник для наступления сосредоточил там огромное количество войск. При подходе к городу встретили мощным заградительным огнём зенитных батарей. Небо густо заволокли разрывы снарядов. Казалось, не было малейшей возможности преодолеть эту стену. Но бронированные «илы», применив умный и хитрый манёвр, с ходу начали обрабатывать позиции немцев. Для этого у штурмовиков имелось всё: бомбовая нагрузка и полный боекомплект для двух пушек и трёх скорострельных пулемётов.
- На третьем заходе я взглядом окинул город. Большой, ещё недавно отличавшийся белизной, теперь он походил скорее на огромную дымящуюся печь, - вспоминает Григорий Корнилаев. - При выходе из четвёртой атаки вдруг ощутил резкий удар. Машина словно наткнулась на воздушный вал, в то же мгновение неожиданно умолк мотор. Наступила тишина. Было понятно - конец. От командира экипажа получил сообщение: садиться на море. Страха не испытывал. Очевидно, его вытесняла лихорадочная работа мозга, запредельное нервное напряжение. Вот и водная поверхность. Механически вывалился из кабины за борт самолёта, который ещё несколько метров проскользил по воде и медленно погрузился в пучину.
Сработали спасательные жилеты и лодки, и Григорий вместе с командиром держались на воде легко.
Случай приостановил боевую жизнь экипажа всего на три дня. За это время лётчики получили новенький Ил-2, пахнувший свежей краской, - и снова в битву с фашистами!
В 1945-м Григория Корнилаева перевели на Тихоокеанский флот, где в составе штурмового авиаполка до конца войны он участвовал в разгроме японских вооружённых сил, освобождая Южный Сахалин.
Спустя три года при вынужденной посадке самолёта пилот получил серьёзную травму, в результате чего не смог продолжать подниматься в небо, о чём сожалеет до сих пор. Ему и сейчас снится родной Ил-2.
После демобилизации Григорий Степанович работал секретарём в Рузаевском райкоме комсомола. Успешно окончил 10 класс вечерней школы. Осенью 1954-го его направили на учёбу в партийную школу, после которой откомандировали в органы внутренних дел, где прослужил около 30 лет. В отставку ушёл с должности заместителя начальника штаба МВД Мордовской АССР, а по выходе на заслуженный отдых много лет возглавлял республиканский Совет ветеранов органов внутренних дел.
Несмотря на солидный возраст, каждое утро Григорий Степанович начинает с зарядки, пристально следит за новостями, ходом специальной военной операции и международной обстановкой. Ему присвоено звание «Почётный гражданин Республики Мордовия».
ФОТО: Григорий Корнилаев
Читайте также
