Прошедший обкатку свинцом

- Отсылали только те кадры, где ничего не говорило о характере действий советских войск, - делится старший прапорщик милиции в отставке Владимир Бегиев.
О службе в Афганистане вспоминать он не любит. Рассказы о тех днях даются с большим трудом:
- Служба как служба, мы просто выполняли долг.
Однако лукавая улыбка и взгляд нашего героя свидетельствуют об обратном - ему точно есть о чём поведать.
…В апреле 1985 года Владимира призвали в ряды Советской армии. Распределили в сапёрную роту взвода автомобильного обеспечения. Что попадёт на войну, в военкомате скрывать не стали.
- Служил я в провинции Нангархар в Джелалабаде. Наша часть стояла на реке. Вода жёлтая, как глина, пить её нельзя. Днём очень жарко, а по ночам холодно, поэтому в бушлатах ходили, - делится ветеран. - Джелалабад же считался оазисом - самый зелёный район. Особенно мандарины запомнились. Мы частенько их ели. Боялись, конечно, лазить в эти рощи - вдруг заминировано.
Адаптация и акклиматизация прошли довольно легко. Помогла этому трёхмесячная подготовка в учебке Кировабада. Служил Владимир старшим водителем УРАЛа и КамАЗа. Возил продовольствие, боеприпасы, вооружение, хозяйственный инвентарь - всё необходимое для обеспечения жизнедеятельности бригады.
В Кабуле находилась центральная точка, там формировались колонны, а уже оттуда разъезжались по разным направлениям. Бывало, во время боевых действий передвигались и ночью. Дороги в Афгане с обеих сторон окружены скалами, а в горах они узкие, с крутыми обрывами. Солдаты знали, что есть опасные участки, где возможна засада. Естественно, перед ними колонна приостанавливалась, шли вперёд саперы и обследовали территорию.
- Когда по дороге такой едешь, знаете, сколько увидишь? По обочине сгоревшая техника через каждый метр: наши танки, БТР, - хмурится афганец.

В колонне всегда шла техническая поддержка, на случай, если сломается транспорт. На месте старались не ремонтировать - цепляли и тащили дальше. К бамперу каждой машины бойцы привязывали или прикручивали специальной проволокой шпалы. С их помощью освобождали путь, если впереди идущий автомобиль подбили душманы. Вышедшее из строя транспортное средство откатывали или сталкивали вниз. А во время привала эти шпалы служили и столиком.
Владимир, как и его коллеги-водители, считал за везение, если колонна попадала под обстрел, когда машины были загружены продуктами питания, а не боеприпасами. Все понимали: в противном случае просто ранением не обойдётся.
- Но страха как такового не испытывали. Молодые были… - улыбается ветеран Бегиев.
Земляков опознавали по козырьку от солнца в салоне машины. Его откручивали, указывали на нем свой город и ставили на панель.
Как говорит Владимир Керимович, ему посчастливилось видеть немного смертей, призыв был удачный.
Домой вернулся с медалями «За боевые заслуги», «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа». Придя из армии, дембель попытался забыть те времена. Но годы в Афгане не прошли бесследно. Они дали хорошую школу мужества, научили брать ответственность за выполнение любой поставленной задачи. Война сделала одних замкнутыми, других наоборот - общительными, но почти у всех, прошедших обкатку пулями, имеется чувство сплочённости и дружбы, умение постоять за себя и за друга…
В органы внутренних дел Владимир пришёл не сразу - в 1992 году. До 2000-го служил в ГАИ, а затем работал водителем в областном УВД. На пенсию уволился в 2010-м в звании старшего прапорщика милиции. С тех пор уже 10 лет работает на гражданке. Закон и порядок по-прежнему остаются его главными принципами.
Вернуться в разделЧитайте также
