1100

Следующая остановка - «зона отчуждения»

АВТОР: Елена Пареха
ФОТО: из открытых источников / четвёртый энергоблок Чернобыльской АЭС после взрыва, 1986 г.

37 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС. Это случилось в ночь на 26 апреля 1986 года. На четвёртом энергоблоке станции проводились испытания турбогенератора. Планировалось остановить реактор и замерить генераторные показатели. Однако безопасно это сделать не удалось. В 1 час 23 минуты произошёл взрыв и пожар. Огонь бушевал в течение 10 суток. Катастрофа стала крупнейшей в истории атомной энергетики: активная зона реактора полностью разрушилась, здание энергоблока - частично, произошёл значительный выброс радиоактивных материалов в окружающую среду. Загрязнению подверглись более 200 тысяч квадратных километров, из них 70 % - на территории Украины, Белоруссии и России. Также пострадали европейские страны - Норвегия, Финляндия, Швеция. Одними из первых, кто принял участие в ликвидации аварии, были сотрудники органов внутренних дел. На разных этапах их задействовалось 18,5 тысячи человек.

Владимир Патока учился в Киевской высшей школе МВД СССР, когда случилось ЧП на атомной электростанции в Чернобыле. К тому времени за его плечами уже были шесть лет в патрульно-постовой службе и уголовном розыске Сочи. В первый же день слушателей ведомственного вуза подняли по тревоге и отправили устранять последствия катастрофы.

На пути в Припять

- Ночь была, а мы по форме, с противогазами и «тревожными чемоданами» стоим на плацу, - вспоминает Владимир Борисович. - Из всех слушателей примерно человек 80 набралось. Нас погрузили в «Икарус» и повезли. Что случилось, мы ещё не знали. От Киева до Чернобыля примерно 150 километров. Пока ехали, заметил на обочине автобусы. Много их было, друг за дружкой выстроены. Попросил водителя замерить расстояние - получилось более

23 километров дороги с припаркованными транспортными средствами и спецтехникой.

Согласно официальным данным, свыше 47 тысяч жителей Припяти эвакуировали из города на 1225 автобусах и 250 грузовиках.

- Наша задача была простая - помощь в эвакуации, охрана общественного порядка и, как оказалось потом, борьба с мародёрами, - продолжает ветеран органов внутренних дел. - О том, что всё это связано с риском для жизни, мы, конечно же, не знали. Да никто тогда этого не понимал.

…Рано утром автобус с милиционерами оказался в пригороде Чернобыля, до Припяти оставалось около 15 километров. Молодых людей пересадили в другое транспортное средство и направили в глубь трагических событий - в один из самых красивых населённых пунктов Советского Союза. Это сейчас Припять привлекает в основном сталкеров и иных любителей острых ощущений. А тогда это был молодой, грамотно спроектированный город. Вместо традиционных берёз, вязов или сирени в парках и скверах высадили 30 тысяч кустов роз. Уютные улочки, ухоженные дорожки, красивые строения - первое, что увидел здесь Владимир Патока.

Фото: С семьёй, г. Киев, 1987 г.Фото: С семьёй, г. Киев, 1987 г.

- В основном люди покидали дома спокойно, много вещей с собой не брали, - продолжает ветеран. - Были и те, кто уезжал в одном спортивном костюме и с документами в кармане, будучи уверенным, что через несколько дней вернётся. Но никто из них в свои квартиры уже никогда не попал.

Борьба с радиацией и мародёрами

Чернобыльскую катастрофу спустя годы будут сравнивать с трагедией в Хиросиме и Нагасаки. Только в отличие от бомбардировок японских городов, авария на Чернобыльской АЭС напоминала взрыв очень мощной «грязной бомбы» с последующим радиоактивным загрязнением. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло «заразу» по большей части Европы, и масштабов негативных последствий мы не знаем до сих пор.

Сочинский милиционер Владимир Патока оказался «в сердце» событий.

- Мы работали днём, а ближе к ночи нас отвозили к автобусу, припаркованному в яблоневом саду, - вспоминает он. - Я спал прямо под деревьями, подстелив куртку.

На улице тепло было, небо звёздное - красота! Бабули, что жили рядом, приносили картошку варёную, соленья.

Тем временем к опустевшим квартирам потянулись мародёры. Они пытались утащить всё самое ценное, что не забрали с собой люди во время эвакуации.

- Злоумышленники на машинах к домам подъезжали, грузили посуду, мебель, одежду - всё, что можно перепродать, - рассказывает Владимир Борисович. - Ловили таких и доставляли в районное отделение милиции, где уже никого из местных не было - всех по больницам развезли. А кого-то из наших ребят на вышки отправляли, куда дул ветер с радиоактивной пылью. Парни очень быстро из строя вышли, тревожили головная боль, рвота. Потом я уже понял - это первые признаки лучевой болезни. Никого из них в живых не осталось.

Радиация распространялась стремительно. По улицам передвигались специальные группы с дозиметрами, замерявшие её.

- Эти ребята ходили в брезентовых костюмах. Однажды их встретили, и они посоветовали не подходить близко к реке, а также показали улицы, по которым лучше не перемещаться. Мы послушались, а наш преподаватель - нет. Спустя время он потерял голос, прямо во время лекции не смог говорить, - продолжает ветеран. - Для того чтобы хоть как-то остановить распространение радиоактивной пыли, взорвавшуюся станцию при помощи вертолётов покрывали клеем ПВА. Его же лили на улицы города. Потом по ним идёшь, а под ногами склизкое-противное чавкает. Но в воздухе всё равно какая-то дымка была, наша серо-зелёная форма казалась синеватой из-за пыли.

Счастье рядом

…После учёбы в Киевской высшей школе МВД СССР Владимир Борисович ещё год служил в Хостинском райотделе милиции оперативником. А в лихие 90-е стоял у истоков создания сочинского ОМОНа, тогда же получил орден Мужества за несение службы в Чернобыле.

Фото: Слушатели Киевской высшей школы МВД СССР (Владимир Патока - третий справа)Фото: Слушатели Киевской высшей школы МВД СССР (Владимир Патока - третий справа)

С его активным участием была сформирована, обучена и запущена в жизнь новая структура. В тот период Патока являлся заместителем командира отряда, был наделён большими полномочиями. Подразделение обеспечивало общественный порядок и частично выполняло функции по охране границы во время грузино-абхазского конфликта, выезжало на Северный Кавказ.

Затем последовал новый этап. Профессиональные и организаторские способности Владимира Борисовича руководство Сочинского УВД решило применить при совершенствовании дежурной части. Патока возглавлял её с 1996 по 2000 год и настроил на новый лад работу во всех 11 городских подразделениях.

- Сейчас много электроники, но мы заложили основы в дежурной части, которые стали базовыми, - анализирует деятельность своей команды Владимир Борисович.

Уже третий десяток лет он в отставке, но продолжает принимать участие в мероприятиях МВД, является активистом ветеранской организации органов внутренних дел.

- Судьба сложилась удачно, - улыбается Владимир Патока, - ещё и потому, что со мной была супруга. Школьная дружба переросла в любовь на всю жизнь. Людмила всегда рядом - и это настоящее счастье!

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна