270

Что превращает детей в монстров

АВТОР: Роман Илющенко
Что превращает детей в монстров
ФОТО: Коллаж Евгения Карташова

Пресс-служба Следственного управления СК России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу распространила на днях заявление о завершении расследования особо тяжкого преступления. Совершено оно было летом прошлого года и вызвало широкий общественный резонанс.

Новые ощущения как мотивация

Тогда по горячим следам, благодаря совместной работе следователей и сотрудников УМВД России по г. Архангельску, были задержаны две 16-летние подруги, подозревавшиеся в умышленном убийстве своей ровесницы. К сожалению, подобные факты, моментально подхваченные СМИ и с каким-то сомнительным, болезненным удовольствием тиражируемые в соцсетях, сегодня уже не являются чем-то из ряда вон выходящими. Причина, на мой взгляд, в том, что наш народ крепко подсел на «чернуху», различные страшилки и ужастики, перекочевавшие с теле- и киноэкранов в «всамделишную» жизнь.

Давно уже не являюсь поклонником триллеров, героям которых место в лучшем случае в сумасшедшем доме, а точнее, в аду. Поэтому всегда внутренне содрогаюсь от подобных злодеяний, происходящих в реальной жизни. У меня растут две замечательные внучки, и любой нормальный родитель или родственник невольно задумается о будущем своих потомков, узнав о подобных леденящих душу фактах.

Но больше всего поразила мотивация совершения преступления. За что могли юные создания лишить жизни сверстницу: обида, ревность, месть? Сегодня, как, впрочем, и сто, и двести лет назад, эти вышедшие из-под контроля страсти становятся причиной многих злодеяний. Но первоначальные версии о личной неприязни, наказании за заносчивость, предлагаемые фигурантками уголовного дела, были отвергнуты.

«В рамках расследования, - сообщает пресс-служба регионального следственного комитета, - установлено, что в действительности обвиняемые не имели какого-либо повода к убийству несовершеннолетней. Свои действия они объяснили желанием испытать новые ощущения». Такого, признаюсь, за свою не такую уж короткую жизнь мне не доводилось слышать! Это как? Где росли, кем воспитывались юные… монстры?

Морфология преступления

Между тем из сообщений местного информационного агентства со ссылкой на источник в силовых структурах известно: «Одна из обвиняемых в убийстве учится в школе, другая - в техникуме. Обе ранее не стояли на учёте в полиции и воспитывались в благополучных семьях».

Ах оно, это видимое, обманчивое «благополучие», спрятанное от посторонних глаз за непроницаемыми дверями с кодовыми замками, обнесённое высокими заборами! Сколько от него, отдающего холодным равнодушием к своим же детям, происходит бед, от которых страдают не только чада, но и их горе-родители!

Но давайте пойдём другим путём. Вдумаемся в смысл слова, разбив его на две части: благо - получие. Всё хорошо вроде бы на первый взгляд, подразумевается получение какой-то пользы. Что в этом может быть плохого, преступного? Копнём глубже…

Синонимами являются тоже вполне ясные понятия и словосочетания: благоденствие, довольство, обеспеченность, сладкая жизнь и, наконец, счастье. Ничего себе получился смысловой ряд, на конце которого затаилось убийство.

По моему мнению, налицо явный нонсенс, подмена понятий, ибо благо и зло - это диаметрально противоположные значения, которые не должны, не могут сходиться. Но вот, поди ж ты, - в наше безумное время сошлись!

Двигаемся дальше. Понимание мотивации внешне благополучных злоумышленниц, думаю, можно поискать и в смысловом значении синонимов. Довольство - это почти что самодовольство, крайняя степень эгоизма - полное удовлетворение собой, когда субъект, как ему кажется, не нуждается более ни в ком и ни в чём. Сыт, пьян и нос в табаке, как гласит старая русская пословица, то есть обеспечен всем необходимым и вследствие этого благоденствует - проживает дни во благе! Всё вместе - это символ «сладкой жизни» в понимании наших современников.

Трансформированное воспитание

По версии следствия, «обвиняемые в ходе личных встреч, телефонных разговоров и обмениваясь сообщениями, договорились убить человека. Они хладнокровно подбирали жертву, обсуждали место и способ убийства, а также методы сокрытия следов преступления. Когда выбор пал на их 17-летнюю знакомую, одна из обвиняемых предложила ей встретиться».

Взяв с собой резиновые перчатки, ремень, пакеты и чистящее средство, подруги заманили жертву в заранее выбранное место. Ударив потерпевшую бутылкой по голове, дальше действовали согласно разработанному плану.

Когда девушка перестала подавать признаки жизни, скрылись, прихватив её сотовый телефон. После «предприняли меры к сокрытию следов совершённого преступления». И никакого раскаяния! А ведь именно пробуждение в человеке совести и является главной задачей воспитания в национальных педагогических традициях. Об этом, в частности, писал в своих трудах знаменитый педагог, один из основателей русской классической школы Василий Сухомлинский.

Главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» студент Родион Раскольников тоже совершил в конце позапрошлого века не вполне мотивированное убийство: решил проверить себя, «тварь ли он дрожащая или право имеет». Но он был терзаем муками совести и по сути добровольно сдался полиции. Что, кстати, было типичным для того времени и чем значительно облегчалась работа следователей и сыщиков. И это не заслуга правоохранительных органов, а дань традиции - нравы и воспитание были другие! В семьях, школе, церковных общинах, учреждениях обращали внимание прежде всего на такой фактор, как совесть. Сегодня всё по-другому. А от образования остался лишь утверждённый набор знаний, который надо в установленные сроки впихнуть в голову (но не в душу) учащимся.

Вместо эпилога

Не от сытой ли беспечности, неподкреплённой должными воспитанием, просвещением и образованием, рождаются люди, готовые в погоне за «новыми ощущениями» оказаться «по ту сторону добра и зла». Кто был кумиром для этих несчастных? Что наполняло их внутренний мир?

Дети в некоторых семьях, как водится, бывают часто предоставлены сами себе - не испытывая материальных нужд и проблем, не видя вокруг достойных примеров для подражания, они выбирают свой путь к счастью. Куда он привёл наших подружек - уже ясно. А вот чего, похоже, не было у них, так это настоящей любви, которую не дали им слишком благополучные родители.

Фигурантки уголовного дела задержаны, дали признательные показания и скоро предстанут перед судом. Но можно ли было избежать трагедии сразу трёх молодых жизней и душ? Думаю, да, если бы не безразличие, безответственность и равнодушие близких и общества, занятых улучшением своего личного… благополучия.

«Бойтесь равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается всё зло на земле!» - предупреждал нас чешский журналист-антифашист Юлиус Фучик, казнённый в концлагере в 1943 году за свою любовь к правде. Что изменилось 77 лет спустя?

Комментарий специалиста

Инна Илларионова, психолог:

- Немотивированная агрессия со стороны подростков сегодня не редкость. Причины всегда индивидуальны и часто не связаны с какой-то общей тенденцией.

Свойство, исторически характерное для нашей нации, - подавлять чувства, как негативные, так и позитивные. Эта тенденция связана с российским менталитетом. Согласитесь, что в хороших семьях не принято открыто ругаться, говорить о проблемах, выплёскивать эмоции. И посмотрите итальянский фильм. Почувствовали разницу?

Как действует любая хорошая с виду мама, если её пятилетний мальчишка упал и ему больно? Она строго говорит: «Терпи! Мужчины не плачут!» Такие родители и в школе советуют своим чадам «не высовываться», быть тише воды, ниже травы. Диктуют, как им жить, как одеваться, не дают свободно вздохнуть. Дети привыкают подавлять эмоции. Это приводит к негативным последствиям в подростковом возрасте, связанном с половым созреванием человека. У мальчиков он в среднем проходит с 13 до 18 лет, а у девочек - с 12 до 16.

На самом деле подросткам свойственен выплеск эмоций, и то, как родители подготовили чадо к непростому периоду, очень важно. Если в семье взаимопонимание, дружба и выработан принцип «спуска пара» - всё будет благополучно.

Для наглядной иллюстрации того, что случается с несовершеннолетними во время полового созревания, психологи используют метафору «кипящий чайник». Чтобы он не взорвался, следует дать выход пару. При этом понимать: кипеть он сам не перестанет. Надо думать, что делать: приподнять крышку или убавить газ - то есть уменьшить интенсивность влияния какого-то события. Иначе пар выйдет через открытый носик (выразится в ругани, матерных выражениях, хулиганских выходках). Ещё вариант - переключить энергию в мирное русло. Можно и не реагировать на раздражающую ситуацию, тогда последствия непредсказуемы.


Вернуться в раздел
Милицейская волна