343

Непростой подростковый синдром, или Как снять ярлык преступника

АВТОР: Ирина Тарасова
Непростой подростковый синдром, или Как снять ярлык преступника
ФОТО: Наталья Жарикова, Валентина Алпатова
Психологи утверждают, что ребёнку для счастья нужно немного. Достаточно его понять, принять таким, каков он есть, вселить надежду в победу, поверить в его возможности, создать ситуацию успеха. Более остальных в этом нуждается человек, когда родители ссорятся или он попал под дурное влияние. Как ему помочь? Этот вопрос детально изучили в Тульской области. Специалисты уже наработали опыт организации наставнической деятельности в отношении детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Для чего это нужно?

Под отдельный контроль инспекторы ПДН взяли категорию несовершеннолетних, которые уже совершали преступления - убийства, тяжкие телесные повреждения, разбои, кражи, мошенничества, угоны автомобилей. Это дети, освободившиеся из колонии, те, кто отбывал наказание в специализированных учебных заведениях закрытого типа или преступил закон до достижения возраста, подлежащего уголовной ответственности. А также ребята осуждённые, но не лишённые свободы, оставшиеся в привычной среде, в своих семьях, учебных заведениях, компаниях.

Сотрудники полиции стараются помочь несовершеннолетним в ресоциализации, пытаются снять с них ярлык преступника, чтобы ни дети, ни взрослые не смотрели косо.

Ведь это огромная психологическая проблема. Выйдя из учреждения закрытого типа, подросток попадает в прежнюю среду, в которой чаще всего его отвергают. Сверстники отворачиваются от нарушителей закона, родители настаивают, чтобы их благополучные отпрыски не общались с «малолетними преступниками», которые могут оказать негативное влияние. Ребёнок, и так попавший в сложную жизненную ситуацию, становится ещё и изгоем в обществе. Что ему остаётся? Поддерживать имидж злодея. Чтобы этого не случилось, чтобы дать возможность такому подростку адаптироваться в обществе и помочь окружению принять его, поверить ему, существует институт наставничества в тульской полиции.

Мужское влияние

В подразделениях по делам несовершеннолетних работают в основном женщины, а подопечные, как правило, мальчишки, которые живут и воспитываются в неполных семьях, без отцов. При этом мамы, бабушки, пытаясь обеспечить материальное благосостояние, не имеют достаточно времени на общение и воспитание чад.

В результате бесконтрольность, избыток свободного времени и плохие компании создают благоприятные условия для опасных шалостей. Подростки неверно трактуют понятие «свобода», самоутверждаются через правонарушение или преступление. Они не могут самостоятельно сделать правильный выбор. Совершив серьёзный проступок, сами не понимают, как пошли на такое, пугаются последствий.

Эти дети как никто нуждаются в авторитетном мужском окружении. Чтобы отвлечь ребёнка от улицы, от пагубного влияния взрослой криминальной среды, необходимо обладать специфическими качествами. Поэтому наставничество над ними доверяют чаще всего представителям сильного пола - полицейским, имеющим большой опыт правоохранительной и управленческой деятельности, умеющим повести за собой коллектив, решить сложные межличностные проблемы, мнение и слово которых звучит весомо. Как правило, это руководители подразделений территориальных органов, начальники отделов и отделений, часто сотрудники уголовного розыска, которые по роду деятельности сталкиваются с такими несовершеннолетними.

Выбор падает на тех, кто неравнодушен к детям, может найти к ним подход, имеет опыт позитивного взаимодействия, использует в работе методы воспитательного характера.

Только при таких условиях концепция наставничества будет развиваться и приносить позитивные результаты.

Привести за руку

Категория детей, за которыми решено закреплять наставников, в регионе немногочисленна: около 80 человек из 2000, состоящих на учёте.
Методы работы апробированы временем. Их выбор зависит от психосоматических, поведенческих особенностей подопечных и возможностей наставников.

Прежде сотрудники ПДН аккумулируют, анализируют всю информацию о ребёнке, его семье, преподавателях, друзьях, образе жизни и вырабатывают для наставников конкретный план действий в зависимости от ситуации.

На первом этапе необходимо организовать досуг. Чаще всего подростков привлекают к занятиям спортом, чтобы энергию молодого организма направить в нужное русло.

Мужчины, избравшие службу в правоохранительных органах, сами прошли путь становления и знают, что нужно мальчишкам в том или ином возрасте, чтобы в будущем стать успешными. Они не только знакомы с тренерами, которые способны взять на себя ответственность за ребят, попавших в сложную жизненную ситуацию, но и могут обратиться к ним за помощью лично. При этом наставники являются гарантами дисциплинированного поведения подопечных. Конечно, спортсмены по-разному воспримут трудного подростка, одиноко стоящего у дверей спортивной секции, и такого же мальчугана, которого за руку привёл в зал человек в форме.

Немаловажный фактор для таких детей - материальная составляющая. Многие из неполных семей, где достаток довольно скромный. Да и проблема нехватки карманных денег в подростковом возрасте стоит достаточно остро. Поэтому помощь наставника во временном трудоустройстве для многих воспитанников просто необходима.

Зачастую ребята предпочитают работать вместо того, чтобы бесцельно шататься по улице. Но с не очень радужной биографией это сложно сделать. И опять огромное значение имеет весомое слово авторитетного попечителя перед работодателями. 

Дружба в службе

У одного подростка сложилась непростая ситуация в семье: отца не было, мать попала в места лишения свободы. Его длительное время воспитывала бабушка, которая не могла в полной мере контролировать действия внука. Материальное положение оставляло желать лучшего, и в погоне за модными вещами парень совершил кражу из магазина.

Наставником подучётника стал заместитель начальника ОП «Зареченский» УМВД России по городу Туле Сергей Донюшкин. Причём отношения между мальчиком и подполковником полиции начались с неформального общения. Они встречались, много разговаривали. Куратор помог парню устроиться к своему знакомому в автосервис для выполнения подсобной работы, не требующей квалификации и обучения. Школьник начал подрабатывать в свободное от учёбы время, увлёкся автомобилями, присматривался, как трудятся мастера, начал изучать устройство разного типа машин. Деньги хоть и небольшие, но очень нужные, получал регулярно.

Теперь ему стало не интересно тратить время на улице с дурными компаниями, он бежал к старшим товарищам в автосервис или к наставнику в отдел полиции.

Юноша окончил школу, поступил в автомеханический техникум и больше не совершил ни одного преступления. Наоборот, с энтузиазмом участвовал в профилактических полицейских мероприятиях как общественный помощник, проводил контрольные закупки.

Позитивные изменения возникают на фоне искренних дружеских отношений. Это невозможно сделать по долгу службы, только когда чувства идут от сердца.

- Сергей Донюшкин не раз вступал в единоборство с опасными преступниками, рискуя жизнью, спасал людей. Он - сильная личность. Вот почему мальчик к нему потянулся и получился реальный контакт, - рассказывает начальник ООДУУПиПДН УМВД России по Тульской области подполковник полиции Наталья Кашинцева. - А ведь найти его с такими детьми совсем не просто. Нужен талант, чутьё, понимание, искренняя заинтересованность и умение говорить на одном языке. Мы рассчитываем, что хоть какая-то часть несовершеннолетних, стоящих на учёте, потянется за наставниками и встанет на путь исправления. 

Между преступлением и наказанием

Сейчас в ПДН утверждена новая инициатива. Согласно предложенной концепции расширяется категория детей, на которых распространяется институт наставничества. Теперь в неё включены несовершеннолетние, находящиеся в промежуточном этапе между преступлением и наказанием. Это подозреваемые и обвиняемые, но ещё не осуждённые.

Довольно часто подростки, не дождавшись первого суда, на стадии предварительного следствия совершают новые злодеяния. Именно таких детей планируется взять под усиленный контроль.

Ещё одно изменение касается самих наставников. Непростую миссию смогут теперь выполнять не только руководители, которые часто оказываются сверхзагруженными, но и опытные, ответственные и пользующиеся авторитетом рядовые сотрудники.

Функции их разные, всё зависит от ситуации, натуры ребёнка, возможностей попечителя. Он, конечно же, должен быть вхож в круг общения воспитанника, встречаться с родителями, учителями, друзьями.

Иногда нужен тесный контакт, длительные беседы, частые встречи, но бывает достаточно наладить связь с учителями и контролировать посещение школы. Некоторые быстро втягиваются в учебный процесс, меньше времени проводят на улице, начинают учиться, восстанавливая пробелы. 

От Москвы и до окраин

Непростой подростковый синдром-1.jpg
По словам Натальи Кашинцевой, сотрудники ПДН инициировали развитие наставничества в субъектах профилактики правонарушений. Теперь в эту деятельность вовлечены не только полицейские, но и чиновники, депутаты, учителя, тренеры, просто успешные представители разных сфер деятельности. Во всех муниципальных образованиях условно сформированы базы данных потенциальных кураторов трудных подростков.

Вопрос создания института общественных наставников рассмотрен на областной комиссии, опыт правоохранителей одобрен. На подготовительную и организационную работу ушло два года. Под контроль взяли не просто детей, а целые семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Теперь можно констатировать отрадный факт: наставничество используют как инструмент не только в органах внутренних дел области, но и в других государственных структурах.

В прошлом году в Москве на Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривался положительный опыт Тульской области с тем, чтобы распространить его на федеральном уровне в масштабах территории всей страны.

В Тульском педуниверситете проходила межрегиональная научно-практическая конференция на тему, касающуюся форм работы по профилактике деструктивного поведения детей и подростков. Один из центральных докладов, основанный на практическом опыте, прозвучал из уст наставника Сергея Донюшкина. Он представил не просто теоретические выкладки, а рассказал о поэтапной практической работе с ребёнком, основываясь на собственном опыте. 

Кураторы в погонах

Непростой подростковый синдром-3.jpg

Комплексно организована наставническая работа в Отделе МВД России Щёкинского района. Заместитель начальника ОУУПиПДН Иван Филатов курирует 16-летнего подростка, осуждённого за преступление средней тяжести и освобождённого судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера. Майор полиции организовал досуг несовершеннолетнего, помог записаться в спортивную секцию по вольной борьбе, держал связь с тренером и контролировал посещаемость, а также решил вопрос с временным трудоустройством. Школьник работал на летних каникулах и в учебные дни после уроков. 

Заместитель командира отдельной роты ППСП в этом же отделе Сергей Гуров взял шефство над мальчиком, стоящим на профилактическом учёте в ПДН, осуждённым к наказанию, не связанному с лишением свободы - 100 часов обязательных работ. Майор полиции привёл его в детско-юношескую спортивную школу по вольной борьбе, следил за успехами. Вместе приходили в центр занятости населения, чтобы найти подходящую подработку во время каникул.

А заместитель начальника отдела уголовного розыска Андрей Бобков курирует парня, который уже освободился из учреждения уголовно-исполнительной инспекции и нуждался в социальной помощи. Подполковник полиции помог с продолжением учёбы, содействовал в зачислении на первый курс технологического колледжа.

Эти наставники смогли найти контакт с воспитанниками. Может, о каких-то значимых положительных сдвигах говорить ещё рано, но первые шаги уже сделаны. Подростки почувствовали внимание со стороны ответственных и авторитетных взрослых людей. Дети влились в процесс обучения, занялись спортом, у них практически не остаётся времени бесконтрольно находиться на улице.

Позорное клеймо

Руководитель областной инспекции по делам несовершеннолетних считает, что у наставнической деятельности есть реальные перспективы, но она не решает проблемы, которая затрагивалась выше. Ведь подростки, находящиеся в сложной жизненной ситуации, чаще всего не нужны родителям. Они ощущают себя брошенными близкими, отвергнутыми сверстниками из благополучных семей. В здоровой социальной среде они не находят понимания. Статус малолетнего преступника превращается в позорное клеймо. Дети становятся изгоями и совершают новые противозаконные действия не только из-за плохого материального положения, но и назло.

Наставники выступают как связующее звено между оступившимися ребятами и окружающим социумом, беседуют с родителями, учителями, одноклассниками, убеждают помочь подопечным, понять их проблемы, наладить товарищеские контакты. 

Кредит доверия

Подросток из Суворовского района учился в школе-интернате. Очень часто самовольно убегал, вместе с дружками занимался мелким воровством, угонял машины, чтобы покататься, попадал в небольшие ДТП, курил, употреб­лял алкоголь и даже пробовал наркотики.

Биография у ребёнка не простая. Сирота. Из родных - только старшая сестра. Мама после тяжёлой болезни умерла, отец запил и лишился родительских прав.
Можно представить, какое несветлое будущее ожидало этого парня. У него насчитывалось около 20 эпизодов преступной деятельности. Участвовал в них и самостоятельно, и в составе группы сверстников, и даже со взрослыми.

Пока шло следствие, он совершил ещё несколько злодеяний, папка с материалами уголовного дела росла и росла.

После интерната его направили в автомеханический техникум. Во время учёбы студент проживал в общежитии. В Зареченском районе Тулы парнишка попал на учёт к заместителю начальника ОУУПиПДН ОП «Зареченский» УМВД России по городу Туле Елене Фролиной, которая вплотную занялась судьбой ребёнка, став его наставником. На судебном процессе подполковник полиции рассказала о его судьбе, просила дать ему ещё один шанс, не лишать свободы, взяла сироту на поруки, гарантируя контроль.

В результате мальчик практически жил в инспекции ПДН: после учёбы сразу бежал в полицию к наставнице. Стал общественным помощником, научился играть на гитаре, вместе с коллегами инспектора ходил в походы. Причём у опекаемого было ограничение свободы, не позволяющее выезжать за пределы района. Но Елена Фролина получила разрешение в уголовно-исполнительной системе изменить условия пребывания, чтобы юноша мог участвовать в коллективных вылазках в летнее время. Полицейские брали на себя серьёзную ответственность, и парень понимал степень доверия. Ни разу не подвёл наставницу. Летом работал в автосервисе, получал небольшие деньги. А ведь мог бы сесть в тюрьму в 15 лет, но инспектор помогла этого избежать. 

Не остаться в стороне

Непростой подростковый синдром-4.jpg

Конечно, наставничество не является панацеей. Наследственность, социальная среда, дурные привычки и наклонности порой имеют решающее значение для формирования личности и делают невозможным изменить ход судьбы несовершеннолетних, попавших в сложную жизненную ситуацию.

Но оставаться равнодушными, стоять в стороне и смотреть, как на глазах гибнут дети, для сотрудников полиции не представляется возможным. Даже если одному подростку из пятидесяти удастся помочь, это уже огромный прогресс. Показать, что есть другая жизнь, взять за руку и поставить на правильную дорогу, проявить внимание, заботу, просто поговорить и помочь в решении житейских вопросов - уже ценно.

Наставничество отнимает много времени, физических и эмоциональных сил, не каждый полицейский морально готов взять на себя такую ответственность. Но решиться на это - благородный поступок. Попечители осознают, что, останавливая ребёнка от пагубного поступка сегодня, они, быть может, помогают избежать уже взрослому человеку реального срока завтра, предотвращают серьёзное преступление.

По сути наставничество не является профессиональной обязанностью сотрудника органов внутренних дел. Возможно, эта миссия отвлекает от основной работы, но вместе с тем служит показателем высокой гражданской и личной ответственности, важных человеческих качеств, таких как душевная отзывчивость и неравнодушие.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна