Доказательства не останутся в тени

На соблюдение социальных гарантий россиян, развитие обороноспособности страны и обеспечение государственных органов из федерального бюджета выделяется немало средств. Но как показывает практика, лица, получившие к ним доступ, порой не могут удержаться от соблазна их «прикарманить». Как же пресекают подобные злодеяния и каков алгоритм их выявления и раскрытия? На эти и другие вопросы нашему корреспонденту отвечает заместитель начальника 2-го отдела (по расследованию особо важных дел о преступлениях в кредитно-финансовой сфере и коррупционной направленности) Управления по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России полковник юстиции Дмитрий Дибров.
- Дмитрий Владимирович, число уголовных дел по факту хищения денежных средств, выделенных в рамках государственных программ, по-прежнему остаётся значительным. Что делается Следственным департаментом МВД России для исправления ситуации?
- За 2020 год у нас в производстве находилось пять уголовных дел, в первом полугодии 2021-го - семь. Сотрудники нашего отдела собирают материалы по факту хищения денег, выделенных на развитие перинатальных центров в Российской Федерации за счёт Фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов России на условиях софинансирования; реконструкцию военных полигонов, расположенных в республиках Казахстан, Крым, Кабардино-Балкарской Республике и Астраханской области; строительство объектов инфраструктуры на территории Западного и Восточного военных округов.
Кроме того, с обвинительным заключением в суд направлено уголовное дело, возбуждённое в отношении бывшего руководителя Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации Дмитрия Безделова. Он возглавлял организацию с 2008 по 2013 год.
В период с 1 июля по 7 сентября 2009 года Безделов создал не просто группу, а целое преступное сообщество, в состав которого привлёк как подчинённых - начальника управления обустройства объектов государственной границы и администрирования пунктов пропуска Росграницы, так и лиц из коммерческих структур.
Чиновники подыскали строительные организации, которым обеспечили победу в конкурсах на право заключения государственных контрактов по реконструкции, строительству и оснащению пунктов пропуска. При этом часть выделенных на эти цели средств злоумышленники похитили и легализовали. В итоге в собственности нечестных чиновников появились автомобили и недвижимое имущество. В общей сложности фигурантами похищено более 480 млн рублей
С утверждённым прокурором обвинительным заключением уголовное дело в отношении двух сообщников бывшего руководителя Росграницы направлено в Таганский районный суд г. Москвы для рассмотрения по существу.
В марте 2016 года фигуранты признаны виновными в хищении в составе преступного сообщества государственных денежных средств и их дальнейшей легализации. Назначены наказания в виде лишения свободы на три и четыре года.
Что касается самого Дмитрия Безделова, то он скрылся в Итальянской Республике, однако от правосудия ему уйти не удалось. После объявления в международный розыск в октябре 2014 года обвиняемый взят под стражу итальянскими полицейскими, а в апреле 2016-го экстрадирован в Российскую Федерацию и помещён в следственный изолятор.
В декабре 2017-го Мещанским районным судом г. Москвы Дмитрий Безделов признан виновным в совершении двух эпизодов хищения денежных средств.
Как видим, несмотря на то, что организатор преступной схемы попытался скрыться, благодаря активным и слаженным действиям наших следователей и компетентных органов Итальянской Республики его не только экстрадировали в Российскую Федерацию, но и предъявили обвинение по всем эпизодам, привлекли к уголовной ответственности.
- Часто ли приходится сталкиваться с нецелевым использованием денежных средств в рамках реализации федеральных целевых программ? Как обстоят дела с государственным оборонным заказом?
- В 2010 году принята федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы» (в составе государственного оборонного заказа). Она разработана в целях увеличения объёма инвестиций в предприятия оборонной промышленности. Для модернизации российской оборонки предназначалось около трёх триллионов рублей, часть из которых пошла на реконструкцию полигонов, строительство объектов инфраструктуры на территории Западного и Восточного военных округов. Законом установлена процедура формирования заданий для головных исполнителей на поставки товаров, оказание услуг. При этом выплачиваемые средства предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Задача подрядчиков - строить, реконструировать в рамках бюджета. Нормативные правовые акты подчёркивают, что головной исполнитель несёт ответственность за нецелевое использование денег.
Для строительства и реконструкции на указанных объектах привлекли коммерческие организации, руководители которых объединились в организованную группу с целью хищения бюджетных денег.
Механизм совершения этого злодеяния такой же, как и в первом рассмотренном примере. Злоумышленники обеспечили победу в конкурсах на право заключения государственных контрактов на строительство и реконструкцию объектов военной инфраструктуры. Затем выделенные Министерством обороны Российской Федерации на государственные цели средства были похищены.
Деятельность сообщества пресечена. Уголовное дело расследуется сотрудниками нашего отдела.
Виновными в совершении подобных преступлений являются, как правило, руководители или фактические владельцы коммерческой организации - непосредственного исполнителя выполняемых работ. Так получилось и при освоении средств, которые должны были пойти на развитие сети перинатальных центров, то есть на решение проблем планирования семьи. Но даже эти обстоятельства не остановили обвиняемых, а наоборот, побудили тщательным образом спланировать хищение: приобрести для этой цели организацию и вывести часть выделяемых бюджетных денег.
В 2014-2018 годах крупная государственная корпорация реализовала масштабную федеральную программу развития сети перинатальных центров в регионах страны, разработанную Министерством здравоохранения Российской Федерации. Её разработчики стремились повысить уровень медицинской помощи новорождённым и женщинам в период беременности и после родов. Общая стоимость строительных работ и поставляемого оборудования превышала 37 млрд рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 года утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации за счёт средств Фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования (далее - Программа). Распоряжением президента Российской Федерации от 4 марта 2014 года № 46-рп на Корпорацию возложено обеспечение строительства и ввод в эксплуатацию перинатальных центров (далее - ПЦ), в том числе возложены функции заказчика по обеспечению выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации для строительства региональных ПЦ в субъектах Российской Федерации.
Активный этап реализации программы наступил в 2014 году. Тогда же перинатальные центры были спроектированы, а строили и оборудовали уже на протяжении 2015 и 2016 года. В этот период решалось много вопросов, связанных с администрированием проектирования и строительства. Финансирование осуществлялось за счёт средств региональных бюджетов и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Однако основной проблемой стали недобросовестные подрядчики, которые не только срывали сроки, но и похищали средства, выводя их на счета подконтрольных организаций. То есть деньги, выделенные на государственные нужды, ушли в карман нечестных предпринимателей.
Совершению преступления предшествовало приобретение обвиняемыми статуса юридического лица для осуществления предпринимательской деятельности и участия в конкурсах в сферах строительства на территории Российской Федерации. При этом основная цель, которую преследовали злоумышленники, - получение доступа к управлению средствами, выделяемыми в рамках программы. Прерогатива позволяла регулировать выплачиваемое вознаграждение за привлекаемые денежные средства, условия работы и размер заработной платы себе и задействованным родственникам, а также определять контрагентов приобретённого юридического лица и расчётные счета, на которые направлять необходимые суммы.
Заполучив желаемое, обвиняемые назначили на руководящие должности компании подконтрольных им людей. Последние подали заявки на участие в конкурсе на право заключения государственных контрактов на строительство перинатальных центров и победили в нём, пользуясь связями.
Для сокрытия следов преступления злоумышленники организовали поиск субподрядных организаций. С ними заключили договоры на осуществление строительно-монтажных работ на вышеуказанных объектах; подыскали подконтрольные организации и создали гражданско-правовые основания для перечисления на их расчётные счета похищенных денег и в дальнейшем распорядились ими по своему усмотрению.
Когда в 2016 году организация не исполнила обязательства по строительству ПЦ при достаточном финансировании, стало понятно, что часть денежных средств ушла не на стройку, а на личные нужды руководителей.
После проведённых правоохранительными органами проверочных мероприятий выявлены факты хищения денег и возбуждено уголовное дело.
- Имеется ли алгоритм выявления и раскрытия подобного рода преступлений? Расскажите на этом примере.
- Да, конечно. Во-первых, проверяется финансово-хозяйственная деятельность организации - исполнителя работ, устанавливаются каналы расходования денежных средств путём изучения банковских выписок и финансово-хозяйственных документов организации.
Следующий шаг следствия к сбору доказательств - производство строительно-технической экспертизы. Её цель - установить, какой объём строительных работ выполнен организацией-подрядчиком, и сколько на это затрачено.
Как правило, бюджетные деньги через подконтрольные организации выводятся в теневой оборот и оказываются в распоряжении похитителей. Задача следователя состоит в том, чтобы отследить движение бюджетных денежных средств до «кармана» обвиняемых или третьих лиц.
Несмотря на множество сложностей, ситуацию со строительством ПЦ удалось нормализовать. Основные работы выполнены, завершается благоустройство территорий и внутренняя отделка, ведётся монтаж медицинского оборудования. Перинатальные центры введены в эксплуатацию и уже помогают решать возникающие проблемы развития семьи.
Из всех этих примеров напрашивается справедливый вывод о том, что желающие обогатиться за счёт государства и придумывающие различные схемы криминальной деятельности рано или поздно будут вычислены и рука государства настигнет виновных. Они ответят по всей строгости закона, поскольку главной и высшей задачей МВД России является защита прав и свобод граждан и организаций, а также интересов государства.
Вернуться в разделЧитайте также
