229

Когда волны не помеха

АВТОР: Ксения Батаева
Когда волны не помеха
ФОТО: Дмитрий Лыков

Лето, солнце, жара. На Москве-реке кипит жизнь: лавируют вейксёрферы, плавают байдарочники, а на берегу наслаждаются тёплыми деньками горожане. Для полиции тоже началась горячая пора. Об этом в нашем репортаже из рейда сотрудников речной полиции.

«Держимся ближе к берегу!» - командует купальщикам голос с полицейского судна. Мы выходим на быстроходном ведомственном катере со столичного причала «Троице-Лыково» совместно с катером Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Главная задача рейда - профилактика. Необходимо следить за безопасностью купальщиков и рыбаков, контролировать передвижение по водоёмам. Как только отдыхающие замечают наш катер, на реке сразу же успокаивается хаотичное движение. Люди на лодках суетливо застёгивают спасательные жилеты и двигаются ближе к берегу. «Идём» дальше.

Отвлекаться на столичные красоты патрульным некогдаОтвлекаться на столичные красоты патрульным некогда

Невзирая на безмятежные пейзажи летней Москвы, стражи правопорядка не могут себе позволить расслабиться и утратить бдительность. Заместитель начальника ЛОП в порту «Северный» ЛО МВД России на водном транспорте УТ МВД России по ЦФО майор полиции Александр Чурюмов подмечает:

- Здесь нельзя допускать ошибок. На воде нужны реакция и внимание.

Спокойный ход полицейского судна длился недолго. С начала рейда не проходит и получаса, как мимо стремительно проносится гидроцикл. Сотрудники усмотрели в действиях водителя нарушение. И вот мы уже направляемся к месту стоянки под названием «Речник» - именно там происходит проверка документов.

- Двигался по центру реки с большой скоростью, - поясняет командир 2-го отделения отдельного взвода патрульно-постовой службы полиции Алексей Михайлов.

Знакомимся ближе, выясняем, что старший сержант полиции охраняет порядок в акватории с 2013 года, поэтому уже накопил опыт.

- Судоводитель должен держаться кромки воды, быть ближе к берегу. Все обязаны соблюдать установленный скоростной режим, а не «летать» мимо пляжа, - продолжает транспортный полицейский.

Оказывается, здесь, как и на суше, есть много ограничений. К примеру, нельзя пересаживаться с борта на борт - следовать нужно по обозначенным местам. Стражи правопорядка всегда начеку: оценивают обстановку - существует ли опасность, не создают ли друг другу помехи участники «водного движения».

По словам патрульных, большинство нарушений, с которыми во время таких рейдов сталкиваются, - это вождение незарегистрированных транспортных средств, управление маломерным судном человеком, не имеющим на это права, выход на воду в состоянии алкогольного опьянения и нахождение на борту без спасжилетов. Так что водителя промчавшегося мимо нас гидроцикла ожидает административный штраф. А мы отправляемся дальше.

Полицейский катер разгоняется всего до 40 км/ч, но разбегающиеся волны, мелькающие домики и бесконечные леса создают ощущение высокой скорости.

Как правило, застигнутые за нарушением водители уже не пытаются скрыться при виде катера с надписью «полиция», ведь в акватории, по словам сотрудников, довольно тяжело остаться незамеченным.

- Плавсредство - это не автомобиль, на котором можно спрятаться в подворотне и там его оставить. Есть специальные места стоянки. Транспорт как минимум надлежит поднять на берег, - рассказывает Александр Чурюмов. - Например, этот водный мотоцикл. Водитель сначала хотел уйти, а затем понял, что мы будем его преследовать, и передумал.

Тем временем на реке становится заметно просторнее. Досадно, что соблюдение правил - следствие присутствия правоохранительных органов.

Внезапно по рации поступает сигнал от соседнего катера - сотрудники Государственной инспекции маломерных судов ГУ МЧС России по г. Москве сообщают о правонарушении. И снова нам встречается гидроцикл - только его водитель пытается уйти от полицейских. Майор полиции командует в громкоговоритель: «Сбрасываем скорость!». Однако тот, не обращая внимания, лихо уходит. По радиосвязи патрульные и работники государственной инспекции по маломерным судам оперативно договариваются о перехвате - начинается погоня. Чурюмов принимает решение ловить нарушителя с другой стороны русла. Катер резко разворачивается и берёт новый курс.

- Допускаю, что водитель мог нас не слышать из-за гула машины, но тот факт, что он не сбавил скорость и резко «ушёл», настораживает. Если человек давно «ходит» на реке, то должен знать все правила, - говорит замначальника Линейного отдела полиции.

Настигаем лихого шофёра через пару километров, точнее, окружаем - подоспели и сотрудники ГИМС. Как объяснили полицейские, помимо быстрой езды, судоводитель эксплуатировал транспортное средство в неположенном месте - катался на той части водного пространства, где разрешено плавать только судам определённой категории. На этот раз гидроциклисту повезло - дело закончилось предупреждением. Также патрульные вручают парню памятку с правилами безопасного поведения на воде. Надеемся, инцидент послужит уроком, ведь от ответственности и законопослушности человека зависит безопасность и его самого, и окружающих.

И без того напряжённая «прогулка на катере» вовсе не ограничилась двумя нарушениями, а напротив, чуть не обернулась аварией. В момент очередного преследования мимо нас мчится лодка с водным лыжником. Судоводитель совершает опасный манёвр, повернув транспортное средство наперерез катеру сотрудников инспекции. Такое действие сродни выезду на встречную полосу на автомобильной дороге. Благо представитель МЧС успел среагировать и уйти от столкновения. И вновь сопровождаем нарушителя к месту стоянки для составления административного протокола.

Во время рейда мы воочию убедились в необходимости слаженной работы сотрудников ГИМС, спасательных служб и полицейских. Последний случай наглядно продемонстрировал важность соблюдения правил безопасного поведения на воде. Ведь сохранить здоровье на всю жизнь важнее мимолётного развлечения.

Наша справка

Речная полиция появилась в структуре российских правоохранительных органов во второй половине ХIХ века - проект о её создании утверждён в июне 1867 года. Она вошла в состав наружной полиции как специальный орган для наблюдения за порядком на водных пространствах Санкт-Петербурга.

25 июля 1918 года издан декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции».

В 2003-м подразделение водной милиции переименовали в Линейное управление внутренних дел на водном транспорте. Перед службой поставили такие задачи, как контроль за общественным порядком на главных водных магистралях центрального региона России, гидротехнических сооружениях и объектах жизнеобеспечения столицы.

Сегодня речная полиция - структурная часть системы органов внутренних дел на транспорте. Она есть в каждом федеральном округе страны.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна