1066

Разбудить водителя, остановить… корову

ФОТО: Андрей Басхаев

Сотрудникам Госавтоинспекции Республики Калмыкия при обеспечении безопасности на дорогах нередко приходится решать специфичные задачи, связанные с особенностями региона. В работе им помогает система видеофиксации правонарушений. Ещё два года назад здесь действовали всего три камеры: одна - на оживлённой улице в Элисте и две на федеральных трассах. Сегодня ситуация с техническим оснащением в корне меняется. 

Техника в помощь

При поддержке министерства цифрового развития Калмыкии на территории региона установлено 29 стационарных комплексов контроля скорости. Ещё 14 действуют в тестовом режиме. В ближайшее время планируется настроить камеры и на среднюю скорость. Проехал водитель, к примеру, по одной из самых оживлённых трасс Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь 90 километров из точки А в точку Б быстрее, чем за час, - жди «письма счастья».

Сотрудники Госавтоинспекции уверены, что с появлением этой системы нарушителей станет меньше.

- Увидели камеру - сбросили скорость, отъехали - разогнались - такого теперь не будет, - поясняет старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД МВД по Республике Калмыкия старший лейтенант полиции Игорь Зайцев. - В зоне нашей ответственности 4785 километров дорог федерального и муниципального значения. На каждом аварийном участке инспектора не поставишь. Поэтому возлагаем большую надежду на технику и вспомогательные средства. В ситуации, когда численность патрулей небольшая, выручают муляжи с проблесковыми маячками. Ставим их возле обочин дорог. За счёт солнечных батарей днём они накапливают энергию, а ночью включаются. Для водителей это сдерживающий фактор, так как на расстоянии трудно понять, реальный это экипаж или имитация.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» республика получила шесть патрульных легковых машин и два внедорожника. Они укомплектованы всем необходимым для оказания доврачебной помощи, оснащены современными видеорегистраторами, снимающими «картинку» вокруг автомобиля с приближением и отдалением, а также всё, что происходит в салоне. Информацию, записанную на жёсткий диск, невозможно удалить без помощи специалиста. Двигатель и ходовая полицейских транспортных средств позволяют развивать скорость и маневренность при погоне: шансы у нарушителя уйти от преследования сотрудников ДПС мизерные. 

Когда хорошая встряска не помешает

Сон за рулём - бич калмыцких дорог. Однообразный пейзаж - плывущие за окном бескрайние степи - способствует засыпанию. А если человек испытывает ещё и усталость в пути дальнего следования, то до беды недалеко.

- Проблема серьёзная, и она касается не только нашего региона и соседних, так как гибнут водители, проезжающие транзитом в Астрахань, Ставропольский край, Дагестан, - продолжает Игорь Зайцев. - Один из последних случаев: ночью на 264-м километре автодороги Р-216 «Каспий» 35-летний житель Дагестана, управляя автомобилем «Лада-Приора», задремал за рулём. В результате его машина выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с грузовиком. Оба автомобиля получили механические повреждения, водитель легковушки госпитализирован. Но нередко такие ДТП заканчиваются летальным исходом.

Нанесение на дорожное полотно шумовых полос помогает разбудить водителя.

Раньше их устанавливали исключительно перед пешеходными переходами, сейчас это делают и в тех местах, где наиболее часто происходят аварии. Когда машина заезжает на покрытие, возникает вибрация. После такой встряски сон как рукой снимает.

- Наши астраханские коллеги вышли с инициативой проводить межрегиональные профилактические операции «Трасса», - продолжает собеседник. - Первая совместная работа начала осуществляться летом прошлого года. С помощью беспилотников мы вычисляли автолюбителей, нарушающих правила, выходящих на обгон там, где сплошная линия. Проводили беседы с водителями, рассказывали, как бороться со сном за рулём. На обочине трассы разворачивали точки, где каждый мог выпить чашку бодрящего кофе. Также мы раздавали памятки, информировали о ближайших местах отдыха. А ещё угощали астраханскими арбузами. Как раз был сезон сбора урожая.

Из-за большой протяжённости территории, когда расстояния между населёнными пунктами могут доходить до 100 километров, возникает и проблема оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Членами комиссии по безопасности дорожного движения была высказана идея о строительстве фельдшерских пунктов на обочинах трасс, где чаще всего происходят аварии. Руководство республики поддержало инициативу, и с сентября прошлого года заинтересованные ведомства приступили к её реализации. Более того, за пунктами закрепили современные реанимобили, которые несут круглосуточное дежурство. 

Присмотрят электропастухи

У въезда в населённый пункт, где разводят сельскохозяйственный скот, как правило, висят соответствующие знаки. Но порой животные так стремительно выскакивают на проезжую часть, что избежать несчастного случая невозможно.

…Страшная авария с четырьмя погибшими произошла осенью прошлого года на 63-м км автодороги Комсомольский - Яшкуль в Черноземельском районе. Водитель иномарки сбил корову, из-за чего выехал на полосу встречного движения и врезался в грузовик.

В результате ДТП управлявший легковым автомобилем мужчина и три его пассажира погибли. Все они были гражданами Республики Беларусь. Владелец животного установлен и привлечён к ответственности.

Чтобы предотвратить подобные трагедии, помимо предупреждающих знаков, в Калмыкии начали установку так называемых электропастухов. Научить животных переходить дорогу в положенном месте невозможно, но специальные изгороди «подсказывают» бурёнкам, куда идти запрещено: ток из-за низкого напряжения безопасен, но заставляет парнокопытное остановиться и выбрать другой путь. Учитывая, что пастбища находятся вдоль федеральной трассы, там, где наблюдается интенсивный поток транспорта, эта мера позволит снизить аварийность с участием животных.

На сегодняшний день общая протяжённость электропастухов в республике 243 километра.

 Несмотря на то, что финансовые расходы ложатся на плечи самих хозяев рогатого скота, желающих обзавестись таким помощником становится всё больше.     

 Такие знаки висят у населённых пунктов, где разводят скотТакие знаки висят у населённых пунктов, где разводят скот

Инспектора знают в лицо

Штат сотрудников ДПС в Калмыкии небольшой. В Элисте многие автолюбители знают их поимённо.

- Главное - нет у населения к представителям власти негативного отношения, - отмечает Игорь Зайцев. - Напротив, люди всегда готовы прийти на помощь, если объявлена операция «Перехват», выступить в качестве свидетелей или понятых. Недавно в течение двух дней произошло сразу два случая наезда на пешеходов. В результате столкновения ребёнок и женщина получили травмы. Оба водителя скрылись с места ДТП. Благодаря активной поддержке автолюбителей, социальных групп и представителей СМИ один наезд был раскрыт в течение семи часов, второй - за сутки.

Бдительные граждане информируют по телефону доверия о фактах, когда после распития алкогольных напитков человек садится за руль. Недавно сообщение о неадекватном поведении водителя фуры спасло дальнобойщику жизнь. Оказалось, управляя большегрузом, он неожиданно почувствовал сильное головокружение и боль в сердце. Выехавший ему навстречу экипаж ДПС быстро и правильно среагировал на ситуацию. Патрульная машина на всех парах домчала недомогавшего мужчину в больницу. Врач констатировал инсульт. Любое промедление могло стоить заболевшему жизни.

Куда уезжает мадам Авария?

В Калмыкии мечтают о своём, оборудованном всем необходимым, автогородке, где можно проводить занятия по изучению ПДД с детьми. Подрастающее поколение, искушённое компьютерными технологиями, уже трудно заинтересовать традиционными подходами к образовательному процессу. Сегодня предпочтение отдаётся новаторским методам. Ведь старые уже не работают. Поэтому в республике изучается опыт Кемеровской области, которая в этих вопросах уже не один год опережает многие регионы.

Правда, и свои интересные подходы к предупреждению детского травматизма имеются. Театр юного зрителя в Элисте уже порядка 14 лет выступает со спектаклем «Мадам Авария уезжает в Америку». Детям в увлекательной форме рассказывается о правилах поведения на дороге. Представление собирает полные залы. В начале учебного года посмотреть постановку приглашают детей 1-4 классов с родителями. Актёры выезжают с ней и в самые отдалённые районы.

- В том, что спектакль действительно интересный и познавательный, я убедился сам, - признаётся старший лейтенант полиции Игорь Зайцев. - Помню, был так увлечён происходящим на сцене, что забыл про фотоаппарат, который взял с собой, чтобы сделать снимки для нашего сайта.

Все калмыцкие детишки обеспечены светоотражающими аксессуарами и жилетами. В этом вопросе сотрудники ГИБДД нашли поддержку у региональной организации Всероссийского общества автомобилистов. Созданная на их базе автошкола 20 % заработанных средств выделяет на пропаганду безопасности дорожного движения и необходимую атрибутику. К слову, её выпускники имеют репутацию самых дисциплинированных водителей в республике.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна