Разбудить водителя, остановить… корову
Сотрудникам Госавтоинспекции Республики Калмыкия при обеспечении безопасности на дорогах нередко приходится решать специфичные задачи, связанные с особенностями региона. В работе им помогает система видеофиксации правонарушений. Ещё два года назад здесь действовали всего три камеры: одна - на оживлённой улице в Элисте и две на федеральных трассах. Сегодня ситуация с техническим оснащением в корне меняется.
Техника в помощь
При поддержке министерства цифрового развития Калмыкии на территории региона установлено 29 стационарных комплексов контроля скорости. Ещё 14 действуют в тестовом режиме. В ближайшее время планируется настроить камеры и на среднюю скорость. Проехал водитель, к примеру, по одной из самых оживлённых трасс Р-216 Астрахань - Элиста - Ставрополь 90 километров из точки А в точку Б быстрее, чем за час, - жди «письма счастья».
- Увидели камеру - сбросили скорость, отъехали - разогнались - такого теперь не будет, - поясняет старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения ОГИБДД МВД по Республике Калмыкия старший лейтенант полиции Игорь Зайцев. - В зоне нашей ответственности 4785 километров дорог федерального и муниципального значения. На каждом аварийном участке инспектора не поставишь. Поэтому возлагаем большую надежду на технику и вспомогательные средства. В ситуации, когда численность патрулей небольшая, выручают муляжи с проблесковыми маячками. Ставим их возле обочин дорог. За счёт солнечных батарей днём они накапливают энергию, а ночью включаются. Для водителей это сдерживающий фактор, так как на расстоянии трудно понять, реальный это экипаж или имитация.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» республика получила шесть патрульных легковых машин и два внедорожника. Они укомплектованы всем необходимым для оказания доврачебной помощи, оснащены современными видеорегистраторами, снимающими «картинку» вокруг автомобиля с приближением и отдалением, а также всё, что происходит в салоне. Информацию, записанную на жёсткий диск, невозможно удалить без помощи специалиста. Двигатель и ходовая полицейских транспортных средств позволяют развивать скорость и маневренность при погоне: шансы у нарушителя уйти от преследования сотрудников ДПС мизерные.
Когда хорошая встряска не помешает
Сон за рулём - бич калмыцких дорог. Однообразный пейзаж - плывущие за окном бескрайние степи - способствует засыпанию. А если человек испытывает ещё и усталость в пути дальнего следования, то до беды недалеко.
- Проблема серьёзная, и она касается не только нашего региона и соседних, так как гибнут водители, проезжающие транзитом в Астрахань, Ставропольский край, Дагестан, - продолжает Игорь Зайцев. - Один из последних случаев: ночью на 264-м километре автодороги Р-216 «Каспий» 35-летний житель Дагестана, управляя автомобилем «Лада-Приора», задремал за рулём. В результате его машина выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с грузовиком. Оба автомобиля получили механические повреждения, водитель легковушки госпитализирован. Но нередко такие ДТП заканчиваются летальным исходом.
Раньше их устанавливали исключительно перед пешеходными переходами, сейчас это делают и в тех местах, где наиболее часто происходят аварии. Когда машина заезжает на покрытие, возникает вибрация. После такой встряски сон как рукой снимает.
- Наши астраханские коллеги вышли с инициативой проводить межрегиональные профилактические операции «Трасса», - продолжает собеседник. - Первая совместная работа начала осуществляться летом прошлого года. С помощью беспилотников мы вычисляли автолюбителей, нарушающих правила, выходящих на обгон там, где сплошная линия. Проводили беседы с водителями, рассказывали, как бороться со сном за рулём. На обочине трассы разворачивали точки, где каждый мог выпить чашку бодрящего кофе. Также мы раздавали памятки, информировали о ближайших местах отдыха. А ещё угощали астраханскими арбузами. Как раз был сезон сбора урожая.
Из-за большой протяжённости территории, когда расстояния между населёнными пунктами могут доходить до 100 километров, возникает и проблема оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП. Членами комиссии по безопасности дорожного движения была высказана идея о строительстве фельдшерских пунктов на обочинах трасс, где чаще всего происходят аварии. Руководство республики поддержало инициативу, и с сентября прошлого года заинтересованные ведомства приступили к её реализации. Более того, за пунктами закрепили современные реанимобили, которые несут круглосуточное дежурство.
Присмотрят электропастухи
У въезда в населённый пункт, где разводят сельскохозяйственный скот, как правило, висят соответствующие знаки. Но порой животные так стремительно выскакивают на проезжую часть, что избежать несчастного случая невозможно.
…Страшная авария с четырьмя погибшими произошла осенью прошлого года на 63-м км автодороги Комсомольский - Яшкуль в Черноземельском районе. Водитель иномарки сбил корову, из-за чего выехал на полосу встречного движения и врезался в грузовик.
В результате ДТП управлявший легковым автомобилем мужчина и три его пассажира погибли. Все они были гражданами Республики Беларусь. Владелец животного установлен и привлечён к ответственности.
Чтобы предотвратить подобные трагедии, помимо предупреждающих знаков, в Калмыкии начали установку так называемых электропастухов. Научить животных переходить дорогу в положенном месте невозможно, но специальные изгороди «подсказывают» бурёнкам, куда идти запрещено: ток из-за низкого напряжения безопасен, но заставляет парнокопытное остановиться и выбрать другой путь. Учитывая, что пастбища находятся вдоль федеральной трассы, там, где наблюдается интенсивный поток транспорта, эта мера позволит снизить аварийность с участием животных.
Несмотря на то, что финансовые расходы ложатся на плечи самих хозяев рогатого скота, желающих обзавестись таким помощником становится всё больше.
Такие знаки висят у населённых пунктов, где разводят скот
Инспектора знают в лицо
Штат сотрудников ДПС в Калмыкии небольшой. В Элисте многие автолюбители знают их поимённо.
- Главное - нет у населения к представителям власти негативного отношения, - отмечает Игорь Зайцев. - Напротив, люди всегда готовы прийти на помощь, если объявлена операция «Перехват», выступить в качестве свидетелей или понятых. Недавно в течение двух дней произошло сразу два случая наезда на пешеходов. В результате столкновения ребёнок и женщина получили травмы. Оба водителя скрылись с места ДТП. Благодаря активной поддержке автолюбителей, социальных групп и представителей СМИ один наезд был раскрыт в течение семи часов, второй - за сутки.
Бдительные граждане информируют по телефону доверия о фактах, когда после распития алкогольных напитков человек садится за руль. Недавно сообщение о неадекватном поведении водителя фуры спасло дальнобойщику жизнь. Оказалось, управляя большегрузом, он неожиданно почувствовал сильное головокружение и боль в сердце. Выехавший ему навстречу экипаж ДПС быстро и правильно среагировал на ситуацию. Патрульная машина на всех парах домчала недомогавшего мужчину в больницу. Врач констатировал инсульт. Любое промедление могло стоить заболевшему жизни.
Куда уезжает мадам Авария?
В Калмыкии мечтают о своём, оборудованном всем необходимым, автогородке, где можно проводить занятия по изучению ПДД с детьми. Подрастающее поколение, искушённое компьютерными технологиями, уже трудно заинтересовать традиционными подходами к образовательному процессу. Сегодня предпочтение отдаётся новаторским методам. Ведь старые уже не работают. Поэтому в республике изучается опыт Кемеровской области, которая в этих вопросах уже не один год опережает многие регионы.
Правда, и свои интересные подходы к предупреждению детского травматизма имеются. Театр юного зрителя в Элисте уже порядка 14 лет выступает со спектаклем «Мадам Авария уезжает в Америку». Детям в увлекательной форме рассказывается о правилах поведения на дороге. Представление собирает полные залы. В начале учебного года посмотреть постановку приглашают детей 1-4 классов с родителями. Актёры выезжают с ней и в самые отдалённые районы.
- В том, что спектакль действительно интересный и познавательный, я убедился сам, - признаётся старший лейтенант полиции Игорь Зайцев. - Помню, был так увлечён происходящим на сцене, что забыл про фотоаппарат, который взял с собой, чтобы сделать снимки для нашего сайта.
Все калмыцкие детишки обеспечены светоотражающими аксессуарами и жилетами. В этом вопросе сотрудники ГИБДД нашли поддержку у региональной организации Всероссийского общества автомобилистов. Созданная на их базе автошкола 20 % заработанных средств выделяет на пропаганду безопасности дорожного движения и необходимую атрибутику. К слову, её выпускники имеют репутацию самых дисциплинированных водителей в республике.
Вернуться в разделЧитайте также
