1695

«Добрые порядки» – языком юриста

«Добрые порядки» – языком юриста
ФОТО: предоставлены ДПД МВД России

В этом году исполнилось 240 лет со дня образования юридической службы МВД России. Об основных этапах её создания и развития рассказывает начальник Договорно-правового департамента МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Александр Авдейко.

Уже при трёх различных государственных устройствах ведётся правовая работа, направленная на соблюдение правопорядка, защиту человека, общества и государства.

Благочиние – именно так называлась деятельность по охране правопорядка ещё со времён свода законов «Русской правды».

19 апреля 1782 года (8 апреля по старому стилю) – день, когда императрицей Екатериной II был утверждён «Устав благочиния, или Полицейский».

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слову «благочиние» даётся определение – «юридический термин, обозначающий со времён русской кодификации законодательство о мерах, обеспечивающих безопасность». Когда при Петре Великом в употребление входит термин «полиция», благочиние не исчезает, а наоборот, – означает понятие всего полицейского. Именно поэтому изданный для руководства созданной полиции устав был назван «Уставом благочиния, или Полицейским». Он установил единый порядок «учинения блага» полицией на территории всей империи.

Екатерина IIЕкатерина II

С учётом этого в новом свете для нас звучат слова Петра I о том, что полиция «есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».

Сегодня благочиние как предназначение полиции заменено на казённое «деятельность полиции», что можно назвать исторической ошибкой. Ведь противодействие злу силой гораздо точнее характеризует полицию, чем просто противодействие силой. А понуждение к закону – это лучше, чем беззаконие.

В «Очерке науки полицейского права» профессора Императорского Московского университета Ивана Тарасова рассказывается, что первая попытка анализа внутреннего государственного управления, а именно – наука о полиции, появляется во Франции, опередившей в этом отношении другие государства. Но в данной науке вся полицейская деятельность рассматривается не с точки зрения права и определения правовых границ для неё, а исключительно с философско-исторической точки зрения, исходя из понятия об общем благе.

Немного позже профессор Императорского училища правоведения Николай Белявский в конспекте лекций «Полицейское право (Административное право)», обосновывает тезис о том, что наука о полиции всё-таки правовая, а «внутреннее управление проявляет деятельность в двояком направлении:

а) деятельность прогрессивную, направленную на развитие и преумножение сил физических, интеллектуальных и экономических населения,

б) деятельность охранительную, направленную на удержание народом совокупности благ, добытых современной цивилизацией».

То есть деятельность полиции, помимо задач предупреждения опасности, характеризовалась как обеспечивающая благо для гражданского общества.

Принятый в 2011 году Федеральный закон «О полиции» позволил пересмотреть накопленный опыт и определить исторически обозримую и значимую дату начала исчисления периода деятельности юридической службы ведомства с издания «Устава Благочиния, или Полицейского».

Именно Уставом полиции, которая до создания министерств наряду с военными была основным органом обеспечения власти государства на местах, впервые структурируются полномочия полиции не только по разработке актов, но и по правовой экспертизе, правовому информированию и мониторингу правоприменения, определяются те, кто выполняет эту работу.

В статье 48 Устава записано, что «управа благочиния не взыскивает с людей исполнения по закону, буде закон не обнародован». В соответствии с данной статьёй определялся и порядок действий, включавший в себя «внесение стряпчим (государственным служащим – Прим. авт.) законодательного акта в книгу, доведение данного акт до населения, а в случае несогласия – доложить о необходимости внесения в него изменений».

Во времена правления внука Екатерины II Александра I была проведена крупная реформа (Манифест от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств»), в результате которой образовано восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Каждое получило «наказ» (положение), которым определялись его задачи. Самым большим и профильным стало фактически отвечавшее за внутреннее управление страной МВД, в которое входила и полиция.

С 25 июня 1811 года в течение 10 лет функционировало Министерство полиции с огромными полномочиями по контролю за другими министерствами и почти за всем государственным аппаратом, после чего полиция опять вошла в состав МВД империи.

Естественно, что все эти преобразования оформляли юристы.

С приходом к власти Александра II издаётся указ от 20 июня (2 июля) 1865 года, в соответствии с которым в аппарате МВД создаётся юрис­консультская часть. 2 января 1868 года указом № 45359 должности юрисконсультов вводятся во всех министерствах.

Развитие правовой службы органов внутренних дел не закончилось и после революции 1917 года. Правопреемником Департамента полиции МВД стал Народный комиссариат внутренних дел РСФСР. В январе 1919 года в нём создаётся юридической отдел, основные направления деятельности которого: подготовка законодательных предложений и их согласование с другими ведомствами по вопросам взаимодействия НКВД с государственными учреждениями, осуществление надзора за соблюдением законодательства в деятельности аппарата наркомата, юридическое консультирование.

Последующие десятилетия для юридической службы стали периодом постоянных изменений, вызванных различными событиями: Гражданской и Великой Отечественной войнами, политическими и экономическими преобразованиями, сложной международной и геополитической обстановкой, другими исторически значимыми событиями и процессами. Правовая служба, как и в целом система органов внутренних дел, неоднократно реформировалась, изменялись ведомственная подчинённость, структура и штатная численность.

Новый период для юридической службы органов внутренних дел начался в послевоенное время.

Приказом МВД СССР от 19 июля 1946 года № 00706 в составе центрального аппарата ведомства была создана юридическая часть и утверждено положение о ней. На подразделение возлагались функции по наблюдению за законностью издаваемых правовых актов в системе МВД СССР и консультированию по правовым вопросам.

В 1957 году утверждено Положение «О юридическом отделе», согласно которому юридическая служба получила статус самостоятельного структурного подразделения центрального аппарата МВД СССР с определённой штатной структурой и основными функциями, которые составляют основу её деятельности и сегодня.

После распада СССР Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1992 года № 21 было восстановлено Министерство внутренних дел Российской Федерации.

В числе первых был издан приказ МВД России от 29 января 1992 года № 19, во исполнение которого организовано Управление правового обеспечения МВД России.

Этапным событием в организации и деятельности юридической службы ведомства стала Концепция правового обеспечения деятельности МВД, утверждённая приказом МВД России от 23 сентября 1992 года № 340, согласно которой в министерстве и подчинённых ему органах создаются юридические группы, интенсивно развивается нормотворческая деятельность.

По приказу МВД России от 30 октября 1995 г. № 401 Правовое управление входит в состав Главного штаба МВД России.

В 1998 году на основе Правового управления и Международно-правового управления Главного штаба создаётся Главное управление правовой работы и внешних связей МВД России. 23 июля 2001 года оно преобразовывается в Главное правовое управление МВД России, а 20 ноября 2004 года – в Правовой департамент МВД России.

Начало 2000-х годов стало для юридической службы этапом бурной законотворческой деятельности и создания новых правовых механизмов регулирования деятельности органов внутренних дел России. Тогда же впервые определяется дата образования юридической службы, для неё создаются марш, гимн, утверждается геральдический знак, то есть все атрибуты и скрепы профессионального сообщества людей, ценящих и любящих свою правовую работу, почитающих за честь её выполнять и привлекающих к ней своих сторонников.

Огромная роль в развитии юридической службы ведомства и законодательства России в сфере внутренних дел с начала 90-х годов принадлежит одному из её руководителей – Валерию Черникову. Также велика заслуга его учеников – Виктора Воробьёва, Владимира Колесникова, Татьяны Москальковой, Виталия Комлева.

После принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на базе Правового департамента МВД России и Управления международного сотрудничества Административного департамента МВД России 21 июля 2011 года создаётся Договорно-правовой департамент, который определён головным подразделением в области правовой работы в системе МВД России.

В этот период юридической службе МВД России удалось обеспечить эффективное нормативное регулирование оперативно-служебной, социальной и иных сфер законодательства Российской Федерации, затрагивающего интересы органов внутренних дел.

Без учёта проходных актов об изменениях эту деятельность сейчас регулируют 384 федеральных закона, 287 указов Президента, 687 постановлений Правительства и 1151 нормативный правовой акт МВД России.

Эффективность деятельности органов внутренних дел выросла с развитием правовых основ противодействия наиболее опасным видам преступлений, в первую очередь – терроризму, экстремизму, организованной и транснациональной преступности, коррупции, незаконному обороту наркотиков, в сфере информационных технологий, а также профилактики правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения; применения оперативно-разыскных мероприятий и мер административного воздействия.

Вклад юридической службы есть и в улучшение криминогенной ситуации: уже не первый год сокращается количество тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе убийств и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, снижается число лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния.

Сегодня в юридических подразделениях МВД России проходят службу более 5 тысяч сотрудников органов внутренних дел, государственных гражданских служащих и работников, из которых почти половина – в правовых подразделениях территориальных органов МВД России на районном уровне.

Право старо как сознательный мир. Конечно, ключевые решения всегда принимали руководители различного уровня, но переводили их в нормы права далеко не купавшиеся в лучах славы писари, стряпчие, юрисконсульты, встраивавшие эти нормы в своё время. Поэтому нам не просто отыскивать прародителей юридической службы ведомства. Однако это надо делать, чтобы вычленить те зёрна правовой мысли, которые нужны сегодня, особенно с учётом внешнеполитической ситуации.

Важно сохранять традиции высокого уровня компетенции сотрудников правовых подразделений. И здесь необходимо выразить отдельную благодарность ветеранам службы за ту помощь, которую они оказывают действующим сотрудникам, и за тот опыт, который является основой дальнейшего правового развития системы МВД России.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна