5117

Кто нуждается в улучшении жилищных условий

ФОТО: Антон Полынов

О вопросах, возникающих при оформлении и выдаче государственных жилищных сертификатов, а также при учёте граждан, которым они положены, рассказывает старший специалист по особым поручениям Управления жилищной политики, имущественных и хозяйственных отношений Департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России кандидат юридических наук полковник внутренней службы Ольга Грашичева.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153, право на получение государственного жилищного сертификата (далее – сертификат) имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемые со службы в органах внутренних дел, и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел (далее – граждане), которые были приняты на учёт федеральным органом исполнительной власти, по месту прохождения службы, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьёй 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) регламентировано, что граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3–6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учёту лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади (Приказ МВД РФ от 24 мая 2003 г. № 345 «Об упорядочении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел») регламентирован порядок жилищного учёта граждан.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ закреп­лены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

То есть одним из обязательных условий предоставления сертификата является обоснованность признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Причём нуждаемость гражданина в жилом помещении должна учитываться с даты принятия на жилищный учёт по настоящее время.

Вопросы ведения учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе правомерности принятия граждан на жилищный учёт, нахождения их на данном учёте, а также снятия с него, рассматриваются жилищно-бытовыми комиссиями (далее – комиссия) территориальных органов МВД России, организаций и учреждений системы МВД России.

Согласно пункту 1 статьи 29 ЖК РСФСР одним из оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являлось обес­печенность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов. Вместе с тем данное положение не всегда соблюдалось.

Так, гражданин Э., на момент постановки на жилищный учёт в 1996 году имевший состав семьи из 4 человек, был зарегистрирован и проживал в жилом помещении общей площадью 114 квадратных метров. Таким образом, в данном случае имеется основание снятия с жилищного учёта в соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЖК РФ «Выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт».

Перечень документов, предоставляемых гражданами в комиссии для подтверждения нуждаемости, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми перерегистрация граждан проходит как ежегодно, так и не реже одного раза в пять лет.

Например, у гражданина А. с 2009-го по 2013 год находилось в собственности жилое помещение общей площадью 60,4 квадратного метра, где также были зарегистрированы его супруга и сын. То есть он и его семья были обеспечены жилым помещением по 20,1 квадратного метра на каждого члена семьи в указанный период. Следовательно, имеется основание снятия с жилищного учёта в связи с утратой основания, которое до введения в действие ЖК РФ давало право на жильё по договору социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 189-ФЗ).

Как указывалось ранее, основания снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий закреплены только статьёй 56 ЖК РФ и статьёй 6 Федерального закона № 189-ФЗ. Однако гражданин С. в 2015 году в соответствии со статьёй 53 ЖК РФ, которая регламентирует последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий при постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, был снят с учёта в связи с прекращением в 2010 году права собственности жилого помещения общей площадью 140,8 квадратного метра. Вместе с тем следует учитывать, что сроки принятия комиссией решения о снятии с жилищного учёта ЖК РФ не предусмотрены.

В соответствии с частью 8 статьи 58 ЖК РФ необходимо учитывать, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению.

Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Приведённые положения также закреплены в пункте 16 (2) Правил.

Площадь жилого помещения, находящегося в собственности, учитывается при определении суммы социальной выплаты. При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину – участнику ведомственной целевой программы только в случае, если норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты составляет не менее 18 квадратных метров. Выдача сертификата возможна также при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.

Гражданин М. с составом семьи из 6 человек был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 108,7 квадратного метра, принадлежащем его матери. Однако в состав его семьи мать не была включена, что не соответствовало подпункту «а» пункта 17 Правил. Кроме того, с учётом собственности матери расчёт размера выплаты составлял менее 18 квадратных метров: 7·18 – 108,7=17,3 квадратного метра. В последующем гражданин М. в целях получения сертификата был снят с регистрационного учёта по месту жительства и зарегистрирован по месту пребывания. Таким образом, он совершил действия, приведшие к уменьшению размера занимаемого им жилого помещения и одновременно к увеличению размера социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в связи с чем вопрос о предоставлении ему сертификата может быть рассмотрен не ранее чем через 5 лет.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации») членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители, но и другие родственники, независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственников в качестве членов его семьи, а также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения, в случае если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи. При этом проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факта вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).

Так, гражданин Б. зарегистрирован в жилом помещении, принадлежащем гражданину П. Степень родства между гражданами Б. и П. не установлена, какое-либо соглашение, определяющее его право на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, не представлено. Однако данные обстоятельства не указывают на то, что он был зарегистрирован не в качестве члена семьи и что-либо препятствует его проживанию и пользованию данным жилым помещением.

Не всегда учитываются обстоятельства, связанные с действиями по приватизации жилого помещения как самим гражданином, так и членами его семьи. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на неё всех совершеннолетних членов семьи нанимателя.

В случае приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность одного из членов семьи, совместно проживающих в этом жилом помещении, лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на её осуществление, получают самостоятельное право пользования данным жилым помещением (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 5-П).

Гражданин У. с 1994-го по 2020 год был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 49,6 квадратного метра, которое передано в личную собственность в 1996 году его отцу. После приватизации жилого помещения гражданин У. оставался в нём зарегистрирован по месту жительства и, таким образом, не только имел жильё для постоянного проживания, но и был им обеспечен по нормам предоставления (по 24,8 квадратного метра на одного члена семьи).

В соответствии со статьёй 19 Федерального закона № 189-ФЗ при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения за бывшим членом семьи собственника, реализовавшим своё право на бесплатную приватизацию, сохраняется право пользования приватизированным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие.

Например, гражданин С. с 1999-го по 2020 год был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 46,8 квадратного метра с бывшей супругой и дочерью. В 2015 году он добровольно отказался от приватизации данного жилого помещения. При таких обстоятельствах С. не мог быть признан гражданином, не имеющим жилья для постоянного проживания, однако социальная выплата должна рассчитываться с учётом долевой собственности дочери. В последующем он был снят с регистрационного учёта по месту жительства, что привело к уменьшению размера занимаемого С. жилого помещения и одновременно к увеличению размера социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, а также к отсрочке разрешения вопроса о предоставлении сертификата на 5 лет.

Согласно статье 7 Правил социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставляется во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение нормативных положений, касающихся внеочередного порядка предоставления жилого помещения, влечёт за собой оформление сертификата гражданину в общем порядке согласно очерёдности.

Так, распоряжением администрации МО «Х» и заключением межведомственной комиссии жилое помещение гражданина Е. признано непригодным для проживания. Согласно акту обследования данного помещения комиссией рекомендовано в целях обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания проведение капитального ремонта и реконструкции жилого дома в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

А в акте обследования жилого помещения гражданина Р. рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, не приведены, вместе с тем в заключении документа помещение признано непригодным для проживания. Вывод о том, что данное помещение ремонту или реконструкции не подлежит, отсутствовал.

Приведённые выводы комиссий противоречат условиям пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, в связи с чем социальная выплата во внеочередном порядке не была предоставлена.

Из вышеизложенного следует, что вопросы, возникающие при определении нуждаемости граждан в жилых помещениях для оформления и выдачи сертификатов, могут быть разрешены при правильном применении нормативно-правовых актов.

Вернуться в раздел
Милицейская волна