Когда сценарий пишет жизнь
Тонкости работы сотрудников уголовного розыска из-за специфики зачастую остаются неизвестными широкой публике, поэтому судят об оперативниках, как правило, по фильмам или книгам. В отечественном кинематографе в прокат вышло множество картин о сыщиках, где главные роли исполняют известные артисты. Их экранные образы в большинстве случаев отнюдь не выдумка сценаристов. За обожаемыми зрителями героями детективных киносюжетов стоят реальные прототипы. О некоторых из них сегодня наш рассказ.
«Место встречи изменить нельзя»
Самые известные киношные сыскари - Жеглов и Шарапов из «Место встречи изменить нельзя» (1978-1979). Кинолента, созданная по мотивам романа Аркадия и Георгия Вайнеров «Эра милосердия», получила широкую известность не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В основу легла реальная история раскрытия преступлений банды Ивана Митина, получившей название «Чёрная кошка».
Он, как и герой фильма, начал работу в МУРе, пройдя фронт. Новобранцу пришлось служить в самом в то время криминальном районе столицы - Марьиной Роще. Позже Чванов рассказывал: «Главное качество для сыщика - не умение палить от бедра, а найти к каждому подход. Человеческий, а не волчий».
Взять хотя бы эпизод с украденными хлебными карточками. Ситуация случилась на самом деле. Только несчастная женщина не рыдала в коммунальной кухне, а от безысходности полезла в петлю. К счастью, её успели откачать. Найти вора поручили Владимиру Чванову.
И внедрение в банду под видом преступника тоже было. Тогда Чванову пришлось раскрывать убийство, для чего он сыграл громилу, приехавшего «на гастроли» в столицу. Бандитам приглянулся незнакомый блатной. Они предложили ему идти на грабёж вместе. Во время разговора в малине Чванов, будто сомневаясь, стоит ли иметь дело с новыми «друзьями», сумел вытянуть у тех рассказ о совершённых преступлениях. После чего отправился с ними обмывать знакомство в ресторан. Там бандитов и взяли.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
В уголовном розыске Владимир Чванов - личность легендарная. В 1960-е занимался знаменитым делом «Мосгаза» - серийным убийцей Ионесяном, проникавшим в квартиры под видом коммунальщика. Оперативник нашёл зацепку, которая в итоге привела к убийце. В те же времена сыщик поразил всех, найдя угнанную машину начальника Генштаба. Заодно раскрыл полсотни других угонов, на которых уже было поставили крест. Помимо прочего, смог вернуть похищенные награды Сталина, раскрыть кражи в квартирах балерины Суламифи Мессерер, скульптора Веры Мухиной и художника Евгения Вучетича. Последний, восхитившись талантом милиционера, написал его портрет, сопроводив надписью: «Именно таким, как вы, я и представляю себе нашего советского сыщика!»
«Зелёный фургон»
Главный персонаж - Володя Патрикеев, сыграл его Дмитрий Харатьян. У Патрикеева имеется прототип, реальная судьба которого гораздо интереснее фильма и книги. Впрочем, как и у его киношного друга-оппонента - Красавчика. Неспроста говорят: лучше самой жизни сценарий не придумать.
Кадр из фильма «Зелёный фургон»
Когда-то Козачинский трудился инспектором уголовного розыска в Балтском уезде. Но бросил службу, похитив вместе c дезертиром Георгием Фечем - фургон с зерном. Таким образом вчерашний сыщик и будущий автор произведения переметнулся на ту сторону баррикад. Организовал банду, в которую вошли немецкие колонисты и бывшие колчаковцы. Насчитывала она свыше 20 участников и базировалась в районе посёлка Люстдорф, его антисоветски настроенные жители оказывали поддержку злоумышленникам.
В 1922 году при попытке продать на Староконном рынке Одессы лошадей, угнанных из лазарета 51-й стрелковой дивизии, Козачинский и часть его людей попали в милицейскую засаду. Во время погони с перестрелкой Александр узнал в одном из инспекторов уголовного розыска своего гимназического приятеля Евгения Катаева, которому в результате и сдался.
В 1925 году Козачинский освобождается по амнистии. Он переезжает в Москву, где работает репортёром в газете. В 1938-м по настоятельной просьбе Евгения Катаева Александр пишет повесть «Зелёный фургон». В произведении отражены события, произошедшие с ним и его другом в юности.
«Ликвидация»
Давид Гоцман - сотрудник милиции, главный герой телесериала «Ликвидация» (2007). Вероятно, это самый харизматичный и отчаянный борец с преступностью со времён киношного опера Глеба Жеглова. За личностью персонажа скрывается история жизни реального человека.
В основу сценария вошли записи из дневника Давида Курлянда, заместителя начальника Одесского уголовного розыска в послевоенные годы. Несмотря на то, что образ стража правопорядка собирательный - взят с нескольких реальных милиционеров действовавших в то время - Курлянд считается главным прототипом киногероя. В частности, именно при нём ликвидировали преступную банду, действия которой отражены в сериале.
Кадр из фильма «Ликвидация»
Ветераны органов внутренних дел, которым довелось работать вместе с Давидом Михайловичем, вспоминают, что он был человеком скромным, серьёзным, культурным и непьющим. Никогда не позволял себе лишних эмоций. Кстати, вместе с женой и двумя детьми, будучи уже заместителем начальника областного угро, проживал в коммунальной двухкомнатной квартире на 33-х квадратных метрах. Умер Курлянд в возрасте 79 лет от инфаркта в 1991 году.
После выхода сериала в странах СНГ у здания Управления МВД Украины в Одесской области на улице Еврейской прославленному милиционеру - грозе бандитов - установили памятник. Сходство скульптуры с Давидом Курляндом есть, но подписана монументальная работа именем киношного персонажа - Давид Гоцман. Вернуться в разделЧитайте также
