1621

С жуликами разговор короткий

АВТОР: записала Марина Семенец
ФОТО: Антон Полынов

За последние несколько лет мошенничества с использованием мобильной связи, сети Интернет и банковских счетов стали распространëнным явлением. Только за прошлый год зарегистрировано свыше полумиллиона преступлений, совершённых с помощью IT-технологий. Чем обусловлена печальная статистика, что делают правоохранительные органы для исправления ситуации, а главное, как не поддаться уловкам и не лишиться своих денег? Об этом рассказал начальник Управления ведомственного и процессуального контроля Следственного департамента МВД России полковник юстиции Данил Филиппов:

Печальная тенденция

Сегодня много говорится о необходимости особой бдительности при общении с незнакомцами по телефону или в сети. Но количество хищений, совершëнных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, растёт. Только в прошлом году их число удвоилось.

Это не только российская, но и общемировая тенденция. Обстоятельства, вызванные пандемией, создали дополнительные условия усиления криминальной активности.

Рост числа киберпреступлений, среди которых преобладают хищения, отмечается и сегодня. За шесть месяцев 2021 года зарегистрировано свыше 84 тысяч IT-краж и 117 тысяч IT-мошенничеств.

При этом сохраняется высокая латентность дистанционных хищений. А всё из-за распространения средств для обеспечения анонимности преступников и программ для мобильных устройств, позволяющих перехватывать сетевой трафик, расшифровывать имена и пароли пользователей.

Возникают всё новые способы совершения дистанционных хищений. Злоумышленники придумывают различные истории и под разными предлогами уговаривают жертв перевести им денежные средства. Сегодня можно насчитать более сотни схем, рассчитанных на то, чтобы заставить человека поверить незнакомцу.

Не попасться на удочку

Ещё несколько лет назад от действий телефонных аферистов страдали преимущественно пенсионеры и домохозяйки. В силу возраста или образа жизни они чрезмерно доверчивы, внушаемы. Но сегодня жертвами преступлений становятся даже те, кто по роду своей деятельности прекрасно осведомлён об уловках аферистов. Это и студенты, которые хорошо ориентируются в интернет-пространстве, и госслужащие, а также работники банков и сотовых компаний.

Проведённый анализ преступлений, совершённых с использованием IT-технологий, указывает на то, что основные из них связаны с телефонным мошенничеством, а целью звонков потерпевшим является получение данных - номеров карт, пин-кодов, счетов. Чаще всего злоумышленники представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов.

В сети Интернет жертвами преступников становятся как частные, так и юридические лица, использующие автоматизированные компьютерные системы для обработки бухгалтерских документов, проведения платежей и других операций. Чаще всего от действий аферистов страдают банки и их клиенты. Внедрение новых финансовых продуктов, платёжных услуг влечёт за собой появление ранее неизвестных видов преступлений.

Сейчас наиболее распро­странëнным методом является психологическое манипулирование людьми. Аферисты играют на самых сильных чувствах, нередко используя элементы, схожие с гипнозом.

Первое, что испытывает потерпевший, - паника и страх. Эти чувства возникают, когда человеку неожиданно от имени службы безопасности банка или правоохранительных органов сообщают, что с его счёта происходит списание денег либо что родственник попал в неприятную историю.

Вот лишь один из последних способов работы аферистов по такой схеме. Злоумышленники звонят по телефону и представляются сотрудниками МВД России или других правоохранительных органов. Сообщают, что в отношении собеседника - клиента банка - возбуждено уголовное дело по заявлению кредитной организации. Испугавшись, введённый в заблуждение раскрывает свои персональные данные.

Ещё один приём - разбудить желание лëгкой наживы. В этом случае злоумышленники предлагают поучаствовать в инвестиционной деятельности, якобы приносящей огромный доход, либо приобрести какой-то товар по низкой цене, купить путёвку или оказать услугу по выгодному предложению.

Лëгких денег не бывает! Достаточно вспомнить МММ… Изучив психологию человека, мошенники всегда находят своих жертв. Причём звонок от афериста поступает внезапно, когда люди заняты работой. В это время усыпить бдительность проще. Жертвы могут назвать мошеннику данные банковской карты и даже секретный код, ведь у них нет времени вникнуть в детали разговора и оценить угрозу. С 10:00 до 13:00 количество атак со стороны жуликов растёт и достигает пика. В обед спадает. С 14:00 до 16:00 снова увеличивается. С 20:00 до 21:30 активность уменьшается.

Вечером и в выходные дни люди более расслаблены, могут спокойно прервать разговор, перезвонить в банк или посоветоваться с родными.

У меня зазвонил телефон…

Как защититься от кибермошенников? Разговор должен быть коротким. Любые просьбы незнакомца - настораживать. Как только возникли сомнения, следует прекращать общение.

Ни в коем случае нельзя выполнять инструкции неизвестных, особенно если они касаются операций с наличными деньгами, банковскими счетами или картами. Не нужно переводить средства на якобы «безопасные» счета.

Ни банки, ни правоохранительные органы никогда не попросят продиктовать коды из СМС или назвать трёхзначный код безопасности на обратной стороне карты. Не будут требовать раскрыть информацию о сроке её действия. Разговоры о снятии наличных в банкомате и переводе денег для установки двухфакторной защиты ведут только мошенники. Лишь от них могут прозвучать призывы помочь в расследовании уголовного дела, используя счета или наличные денежные средства. С осторожностью стоит относиться и к извещениям о выигрыше в лотерею.

Не нужно переходить по сомнительным ссылкам в сообщениях, а при смене номера мобильного телефона следует отключать «Мобильный банк». Кроме того, желательно установить лимит на списание средств. Получив смс-сообщение с незнакомого номера о том, что на счёт поступил платёж или его списали, нужно проверить баланс. Для этого можно позвонить на горячую линию кредитно-финансовой организации.

Следует обращать особое внимание на абонентские номера, с которых приходят смс-сообщения, или телефонные звонки от лиц, представившихся работниками банка. Часто усыпить бдительность жертвы помогает использование номера, похожего на банковский. Более 85% номеров, которыми пользуются злоумышленники, имеют московские коды: +7 (495) и +7 (499).

Не следует выкладывать персональные данные в Интернете. Нужно защищать компьютеры, планшеты и мобильные телефоны. Лучше настроить на всех устройствах двухфакторную авторизацию, а также всегда использовать надëжные пароли.

Дистанционное восстановление логина и пароля ко входу в личный кабинет стоит по возможности заблокировать в мобильном банковском приложении - это обезопасит от возможности стороннего доступа к нему.

Только бдительность!

Проблемой остаëтся виктимное поведение потерпевших, связанное с недостаточной цифровой и финансовой грамотностью населения. Для её решения особое внимание уделяется профилактике дистанционных хищений. Скоординированы усилия правоохранительных органов, институтов гражданского общества и СМИ. Принимаются меры по повышению информированности населения о преступлениях, совершаемых с использованием IT-технологий, и методах защиты от них.

Никто не должен оставаться безучастным. В сложившейся ситуации от родных, руководства коллектива, в общественных местах и СМИ регулярно должна звучать информация о том, что нужно быть бдительными и не поддаваться на уловки мошенников. Для пожилых людей она должна повторяться также часто, как и напоминание о необходимости носить маски и перчатки в это непростое время.

Для того чтобы повысить цифровую и финансовую грамотность населения сотрудниками полиции проводится множество акций. Во многих из них принимают участие представители Общественных советов при территориальных органах МВД России, кибердружинники и волонтёры. Они помогают сотрудникам органов внутренних дел не только выявлять в сети Интернет информацию, содержащую противоправный контент, но и проводить разъяснительную работу среди населения.

Немалый опыт борьбы с этими видами посягательств накоплен и в МВД России. По своему составу это такое же преступление, как и любое другое. Методики расследования дистанционных мошенничеств отработаны. Основная особенность - удалённый способ совершения преступления. Счёт, на который аферисты переводят похищенные средства, может быть открыт в любой точке мира, поэтому и вернуть деньги бывает затруднительно.

Использование сети Интернет без соответствующих знаний, навыков и умений также опасно, как прыжок с парашюта или управление автомобилем без подготовки. А теперь давайте сами себя спросим, сколько раз мы прочитали договор о предоставлении услуг сотовой связи или открытия банковского счёта? Сразу станет всё понятно. В каждом банковском договоре написано о том, что клиент обязуется никому не предоставлять данные о своем счёте, логины, пароли и иную персональную информацию. В противном случае финансовая организация ответственности за утрату денег не несёт.

Важно понимать, что злоумышленник может совершить преступление в течение пяти минут, а вот на то, чтобы выйти на его след и заблокировать используемые им счета, уходит до месяца, а то и больше.

Вместе с тем органами предварительного следствия в системе МВД России реализована система мер по повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в этой сфере. Совершенствуется профессиональная подготовка следователей и методическое обеспечение расследования преступлений данной категории. Созданы специализированные подразделения по раскрытию и расследованию дистанционных хищений. Обеспечено взаимодействие с банками, операторами мобильной связи и интернет-провайдерами. Особое внимание уделяется профилактической работе с населением и обучению сотрудников следственных подразделений.

Сегодня правоохранительными органами проводится комплексная работа. Но и злоумышленники не собираются сдавать свои позиции, а значит, мы ещё повоюем.

Вернуться в раздел
Милицейская волна