311

Стратегия выбрана: ноль аварий, ноль погибших

АВТОР: Елена Кузнецова
Стратегия выбрана: ноль аварий, ноль погибших
ФОТО: Виктор Вербич
Начальник УГИБДД МВД по Республике Крым Анатолий Борисенко задал высокую планку своему подразделению на ближайшие годы: снизить количество дорожно-транспортных происшествий и пострадавших на крымских дорогах до минимума. Что предпринимается на полуострове для приближения к амбициозной цели, полковник полиции рассказал нашему корреспонденту. 


Нацпроект - в помощь

По мнению руководителя крымской Госавтоинспекции, поступательному движению к нулям способствует реализация Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Как известно, он нацелен на то, чтобы в стране к 2024 году число жертв ДТП сократилось в три с половиной раза - до четырёх погибших на 100 тысяч населения. Сейчас этот показатель в среднем по России - 13. В то же время в подписанном в мае 2018-го президентском указе предлагается снизить смертность при ДТП до нулевого уровня к 2030 году.

К слову, подобная стратегия не нова. Программа под названием Vision Zero («Видение нуля»), направленная на полное исключение смерти при авариях, начала реализовываться в Швеции ещё в далёком 1997-м. Затем к ней подключились и другие европейские государства. Абсолютного нуля достичь пока никому не удалось. Но с тех пор число жертв на дорогах этих стран сократилось в среднем на 50 %, смертность исчисляется уже не тысячами и сотнями, а единицами. И это обнадёживающие цифры!

- Раньше считалось, что гибель людей в автоавариях неизбежна. Теперь же принята политика нулевой терпимости к смертности. Для нас каждый погибший на дороге - трагедия. И какой бы амбициозной, даже утопической, ни казалась сформулированная цель, надо понимать: она достижима, если выбрать правильное направление, за которым последует комплекс действий, - считает главный дорожный полицейский Крыма.

 - А это вполне осуществимые мероприятия, позволяющие усовершенствовать улично-дорожную сеть, привить культуру поведения участникам движения, защитить пешеходов от невменяемых водителей, больше внимания уделять профилактике детского травматизма и сформировать позитивный имидж сотрудников ГИБДД.

Программа требует многолетней реализации, но, по мнению собеседника, важно уже сейчас начать активно двигаться к цели.

Начальник УГИБДД МВД по Республике Крым полковник полиции Анатолий Борисенко Начальник УГИБДД МВД по Республике Крым полковник полиции Анатолий Борисенко

- Перечень конкретных мероприятий нацпроекта, подкреплённых финансово, позволяет решать значительную часть проблем, связанных с дорожной инфраструктурой, вопросами переоснащения Госавтоинспекции, - продолжает Анатолий Борисенко. - Строятся и ремонтируются городские и сельские трассы, в первую очередь на востребованных крымчанами и гостями полуострова направлениях. При этом их не просто латают, а реконструируют с применением новых технологий и современных материалов, соответствующих международным стандартам. Устанавливаются светофоры и барьерное ограждение, наносится разметка. Поэтому процесс этот не быстрый.

За счёт улучшения состояния дорожного полотна, уменьшения доли трасс, работающих в режиме перегрузки, устраняется и ряд проблем, влияющих на аварийность. Однако по статистике ГИБДД, причиной ДТП в 85 % случаев становится человеческий фактор.

- Это значит, что никакие миллиарды рублей и километры новых дорог не смогут существенно сократить число аварий и смертей, если каждый водитель и пешеход не будет постоянно вести работу над собой, - подытожил Анатолий Владимирович. 

Полоса разгона

Иногда улучшение качества дорог может стать причиной… роста происшествий. Скажете: парадокс? Ничего подобного: современная трасса с гладким, как зеркало, покрытием у некоторых водителей вызывает желание хорошенько разогнаться.

Именно с таким явлением столкнулись сотрудники республиканской Госавтоинспекции, когда в декабре 2018 года начали эксплуатироваться отдельные участки «Тавриды». Как известно, строительство высокоскоростной федеральной трассы началось в мае 2017-го и сегодня вышло на финишную прямую. Готовность дороги достигла 87 %. Движение по четырём полосам планируется открыть в конце этого года. А пока транспортные потоки не разделены, временно предусмотрено ограничение скорости до 60 километров в час. Но многие автолюбители игнорируют знаки и обгоняют по встречной полосе, превышают скорость. По данным УГИБДД, на «Тавриде» произошло уже более 130 крупных аварий, в которых десятки человек погибли и более 200 получили серьёзные травмы.

- Мы насчитали 14 потенциально опасных мест, где происходят ДТП с человеческими жертвами, - говорит Борисенко. - Чтобы ликвидировать очаги аварийности, по каждому принималось конкретное решение. Дополнительно на эти участки направлялись сотрудники ДПС. На «Тавриде» заработали и так называемые треноги. А вот стационарные камеры фото- и видеофиксации нарушений можно будет установить, когда трассу окончательно сдадут в эксплуатацию. Тогда мы сможем более эффективно контролировать скоростной режим, его максимальная отметка определена в 90 километров в час. Это позволит сократить время в пути от Керчи до Симферополя до 2 часов, а до Севастополя можно будет доехать менее чем за 3 часа. Главное, чтобы до места водители и пассажиры добирались в добром здравии, без происшествий. 

За нарушителем - на байке

Несколько лет назад у сотрудников УГИБДД появилось новое, комфортабельное административное здание. На прилегающей территории оборудовали автодром, где принимаются экзамены. Немалые средства выделяются на оснащение службы.

- За последние годы автопарк пополнился 18 новыми патрульными автомобилями «Шкода-Октавия», 22 «Ладами-Гранта» и 10 мотоциклами «БМВ», - информирует полковник полиции. - В целом мы обеспечены всеми необходимыми техническими средствами и готовы к выполнению поставленных перед нами задач.

Этим летом в составе ДПС начал работать мотовзвод. Личный состав прошёл специальные курсы на автодроме и готов патрулировать улицы таких курортных городов, как Ялта, Алушта, Евпатория. Благодаря мобильности полицейские теперь смогут оперативнее прибывать к местам ДТП и заторов.

- Мототехника на страже дорожной безопасности - это не столько веяние времени, сколько хорошая многолетняя традиция,- считает руководитель крымской Госавтоинспекции.

- Она использовалась в правоохранительных органах ещё с советских времён. Практика патрулирования дорог на мотоциклах зарекомендовала себя хорошо. Сам я лет восемь ездил на «Урале» с коляской, причём не только при хорошей погоде. Поэтому, отмечая манёвренность, испытал на себе и недостаток такого транспортного средства - в сильные морозы руки примерзали к рулю… 

Кто боится крымского «Скорпиона»?

Сейчас на полуострове работают 150 камер фото- и видеофиксации нарушений ПДД, но в скором времени их станет вдвое больше. А повсеместное внедрение системы «Безопасный город» позволит задействовать ещё столько же для реагирования на нештатные ситуации на дороге.

Хорошо в Крыму себя зарекомендовала практика использования скрытых патрулей ГИБДД: инспекторы ездят по трассам на служебных, но обезличенных машинах (без специальной цветографической окраски). Их начали использовать в 2016 году, когда участились ДТП, связанные с выездом на встречную полосу, а камер на дорогах республики практически не было. Таким образом тогда и сегодня выявляются тысячи правонарушений.

- Наши сотрудники передвигаются на ничем не приметной машине, но при этом от их внимания не ускользает транспортное средство, нарушающее движение в потоке, - делится наработанным опытом Анатолий Борисенко.

- Если кто-то игнорирует ПДД, они это фиксируют и передают информацию ближайшему наряду ДПС. Надо видеть реакцию водителей, когда их останавливают: для многих такой контроль становится полной неожиданностью, некоторые даже пытаются убедить инспектора, что ничего противоправного не совершали. Но когда получают распечатку со средства фото- и видеофиксации, аргументы сразу заканчиваются. Поэтому даже если на дороге нет сотрудников ДПС, осведомлённые о скрытых патрулях крымские автолюбители стараются не нарушать правил и уважительно относиться к другим участникам движения. Надеюсь, это войдёт в привычку.

Также задействован специальный автобус ГИБДД без опознавательных знаков, который с помощью встроенных камер фиксирует нарушения не только в прямом потоке видимости, но и в секторе 180 градусов вокруг себя. С августа прошлого года выходит в рейд и специализированный автомобиль, оборудованный системой «Скорпион». Попасть в поле зрения чудо-машины боятся должники, которые не спешат оплачивать штрафы за нарушение ПДД. Выявляются такие водители с помощью встроенной камеры, информация сверяется с базой данных. По силам «Скорпиону» и распознавание «двойников», то есть автомобилей с поддельными номерами, а также транспортных средств, находящихся в розыске.

Опытом крымских дорожных полицейских заинтересовались в других регионах, где всё ещё применяют менее эффективные способы воздействия на водителей, например, муляжи. 

Наказать рублём - не наша цель

С начала этого года отмечается снижение аварийности на территории республики С начала этого года отмечается снижение аварийности на территории республики

Сотрудники УГИБДД МВД по Республике Крым, по словам их руководителя, не гонятся за тем, чтобы выявить как можно больше нарушений. Главное для них - обеспечение безопасности, а не штрафы.

- Убеждаем население в том, что камеры фото - и видеофиксации не способ заработать деньги, а для снижения аварийности, - продолжает Борисенко. - Мы даже стали информировать водителей об их дислокации, чтобы те заранее снижали скорость или не пошли на другое нарушение.

Крымчанам не только сообщают, откуда «треноги растут», но и предупреждают о времени проведения рейдов по нетрезвым водителям. Пусть ни у кого даже мысли не возникнет сесть пьяным за руль. А вот в обычные дни любители прокатиться «под мухой», видимо, не успевают спрятаться от бдительных инспекторов ДПС. В среднем за сутки на 20-25 водителей оформляются протоколы за управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или за отказ от освидетельствования. Поэтому сотрудники службы выступают двумя руками за ужесточение ответственности за ДТП со смертельным исходом по вине нетрезвых водителей.

- Такие горе-автолюбители никаких поблажек со стороны инспекторов не дождутся. А вот за мелкие нарушения, практически не влияющие на безопасность на дороге, - не горит лампочка, оторван брызговик - водители могут отделаться предупреждением. Мой личный опыт подсказывает: профилактическая беседа и пожелание счастливого пути в таких случаях лучше воздействуют, чем составление административного протокола, - признаётся Анатолий Владимирович. 

Подарили детям «автосказку»

Здесь нет пробок, стёршейся разметки и ям. Где же находится такое сказочное место? В парке имени Шевченко в Симферополе! Недавно на внебюджетные средства здесь построили автогородок. Всё максимально приближено к реальности: площадка оборудована макетами городских зданий и настоящими дорожными знаками, светофорами и железнодорожным переездом, а также проездными «улицами» для практических занятий ребятишек по Правилам дорожного движения. Представители городской администрации совместно с инспекторами ДПС организовывают уроки по вождению для детей на электромобилях.

Прививать правила поведения на дороге начинают юным жителям полуострова с дошкольного возраста. На более серьёзном уровне - со школьной скамьи. У республиканской ГИБДД с Министерством образования, науки и молодёжи Крыма есть совместный план мероприятий.

Юные инспекторы движения Юные инспекторы движения

- Уроки безопасности дорожного движения проводим в школах и детских садах, наши сотрудники даже присутствуют на родительских собраниях, - рассказывает Анатолий Борисенко. - Ведь пример поведения на дороге для ребёнка в первую очередь подают их мамы и папы. Хотя, признаться, не всегда положительный. Порой некоторым представителям старшего поколения бывает очень стыдно, когда их останавливают сотрудники ГИБДД во время проведения рейда с участием юных инспекторов движения. Особенно если школьник начинает вежливо объяснять взрослому дяде, что и где тот нарушил. И это даёт положительный эффект.

Активно развивается в Крыму юидовское движение. В детском оздоровительном лагере «Фортуна» проходят профильные смены юных инспекторов движения, в которых принимают участие более 500 детей. На протяжении всего периода отдыха госавтоинспекторы устраивают для ребят конкурсы, демонстрируют и современные технические средства, применяемые на службе.

- Проблема в том, что современных ребятишек не так-то просто увлечь, - считает спикер. - Они сидят в гаджетах, не хотят читать учебники, им неинтересно находиться в роли пассивных слушателей. Зато они с удовольствием примут участие в увлекательной интерактивной игре, квесте или мастер-классе. Мы стараемся откликаться на эти потребности. Поэтому наши мероприятия проходят в весёлой и развлекательной форме, все участники получают подарки и море позитива.

Крым стал 20-м регионом России, где при поддержке ГИБДД и Российского союза автостраховщиков заработал центр профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». В увлекательной игровой форме школьников учат правильному поведению на дорогах.

Лаборатория безопасности Лаборатория безопасности

Во Дворце детского и юношеского творчества, расположенном в столице республики, оборудован учебный класс, где ребятишек знакомят с теорией с помощью компьютерных программ. А для практических занятий есть спецавтомобиль, укомплектованный всем необходимым для воссоздания дорожной обстановки. С его помощью мальчишкам и девчонкам наглядно демонстрируют, какова длина тормозного пути на той или иной скорости, чтобы у них не было иллюзии при переходе дороги. Примечательно, что проводятся и выездные занятия, что позволяет охватить ребятишек из самых отдалённых населённых пунктов полуострова. 

Открытость - шаг к доверию

Чтобы отслеживать ситуацию на дороге, каждый четверг в управлении ГИБДД проходит видеоконференция. На неё приглашаются ответственные сотрудники из тех районов, где произошло серьёзное ДТП.

- Мы постоянно анализируем причины происшествия и стараемся их устранить, - рассказывает Борисенко. - Если необходимо, выезжаем на места. Никогда ничего не скрываем от населения. Напротив, на конкретных примерах рассказываем, какие действия или бездействие привели к трагедии. У нас есть сайт, программы на телевидении и радио, в рамках которых делимся информацией. Бывают прямые эфиры, где жители полуострова могут задать интересующие вопросы. Публикуем статьи профилактического характера. Словом, открыты обществу. Поэтому неравнодушные граждане часто готовы выступить нашими помощниками. Фиксируют и передают нам факты нарушений ПДД, а мы оперативно на них реагируем.

Начальник республиканской Госавтоинспекции убеждён: как представители власти будут относиться к людям, такую и отдачу получат.

- Не раз наши сотрудники помогали водителям в сложных жизненных ситуациях, - вспоминает он. - Например, благополучно добраться домой, если внезапно стало плохо за рулём. Или сразу везли человека в больницу. Так многих спасли от смерти. Были случаи, когда автомобиль, направлявшийся в роддом, ломался в пути и наши ребята доставляли роженицу на своём транспортном средстве. Выручали и когда в аэропорт люди опаздывали, застревая в пробке. Обо всех таких ситуациях за годы моей службы в ГИБДД не расскажешь. Всегда старались прийти людям на помощь, если у них возникла проблема или, того хуже, беда. Только так можно заслужить доверие населения.

С начала текущего года сотрудникам инспекции безопасности дорожного движения удалось достичь снижения аварийности на территории республики, количества пострадавших и погибших, в том числе среди несовершеннолетних.

- Я убеждён, что мы движемся в правильном направлении, объективно оцениваем ситуацию, видим проблемы и пути их решения. Поэтому поводов сомневаться в достижении поставленных целей у нас нет, - отметил в заключение нашего разговора Анатолий Борисенко.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Республика Крым до 2024 года получит 18,5 млрд рублей. Благодаря этой поддержке 53 % региональных дорог будут доведены до нормативного состояния.

***

«Таврида» - будущая главная транспортная артерия Крыма - соединит восток и запад полуострова. Четырёхполосная магистраль длиной 250,75 км от Керчи до Севастополя будет включать в себя 18 транспортных развязок и 123 искусственных сооружения. Пропускная способность составит 40 тысяч единиц транспорта в сутки.

***

По данным ГИБДД МВД России, ежегодно на дорогах страны погибают более 600 детей и более 20 тысяч получают травмы. За последние несколько лет благодаря проведению специальных образовательных проектов количество дорожных аварий с участием несовершеннолетних существенно снизилось.

Вернуться в раздел
Милицейская волна