1223

За пределами возможного, или Когда ноль - это достижение

АВТОР: беседу вела Елена Кузнецова
За пределами возможного, или Когда ноль - это достижение

Считается, что гибель людей в автоавариях неизбежна. Чтобы изменить печальную закономерность, в России принята Стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года. В числе основных задач - достичь нулевой смертности на дорогах. Скептики считают это едва ли выполнимым: ведь выше головы не прыгнешь. Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин иного мнения. Генерал-майор полиции уверен, что для прорывного развития необходима большая амбициозная цель, и она поставлена. А какие шаги предпринимаются для её достижения, он рассказал в интервью нашему корреспонденту.

- Владимир Викторович, программа под названием Vision Zero («Видение нуля»), направленная на полное исключение смерти при авариях, начала реализовываться в Швеции ещё в далёком 1997‑м. Затем к ней подключились и другие европейские государства. Абсолютного нуля достичь пока никому не удалось…

- Это действительно так. Но с тех пор число жертв на дорогах в названных странах сократилось в среднем на 50 %, смертность исчисляется уже не тысячами и сотнями, а единицами. И это хороший результат! Президент России и Правительство Российской Федерации также поставили цель достичь нулевой смертности в ДТП к 2030 году. Для этого разработана «Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы» и реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Убеждён: если выбрать правильный ориентир, быть готовыми к тому, что придётся сделать больше, чем обычно, и привлечь для этого необходимые ресурсы, то можно добиться того, что вчера казалось невозможным. Это как в спорте: всё время нужно увеличивать нагрузку, чтобы превосходить собственные показатели и брать новые высоты.

- А чего из намеченного уже удалось достичь? В этом году завершается реализация федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». Судя по статистике, кардинального снижения числа погибших в ДТП всё ещё нет: в прошлом году в результате аварий лишились жизни без малого 17 тыс. человек. Какие меры необходимы для того, чтобы радикально улучшить ситуацию?

- На начало реализации федеральной целевой программы мы понимали, что прогнозы могут быть несколько завышенными, а меняющаяся социально-экономическая обстановка постоянно вносит коррективы. Поэтому оцениваем результат исходя из цифр, которые были заложены в наших планах ежегодного снижения основных показателей аварийности в России. И они демонстрируют положительную динамику в этом процессе, тогда как из данных ВОЗ следует, что смертность от ДТП в мире растёт. Планировалось снизить её вдвое к 2020 году, но добиться этого не удалось.

За пределами возможного-2.jpgПричиной ДТП в 85 % случаев становится нарушение правил дорожного движения

По итогам прошлого года зафиксировано 11,6 погибших на 100 тысяч населения. При этом по сравнению с 2018-м сохранены более 1300 человеческих жизней - снижение на 6,8 %. Общее количество ДТП уменьшилось на 2,2 %, а среди несовершеннолетних эта цифра сократилось на 10,5 % (562). Наездов на пешеходов тоже стало меньше - на 2,8 % (47 440).

За время реализации программы только МВД России на средства федерального бюджета приобрело и доставило в субъекты Российской Федерации материально-технических ресурсов на сумму 3,3 млрд рублей. На участках улично-дорожной сети городов и населённых пунктов установлено 350,9 тыс. погонных метров пешеходных ограждений и 399 комплексов автоматической фиксации правонарушений. Модернизировано 793 нерегулируемых пешеходных перехода и 994 светофорных объектов. Для обучения детей дошкольного и школьного возраста навыкам безопасного поведения на дорогах регионам поставлено 17 мобильных автогородков.

Ежегодно на дорогах страны гибнет население фактически одного провинциального российского города. По статистике ГИБДД, причиной дорожно-транспортных происшествий в 85 % случаев становится нарушение Правил дорожного движения, то есть человеческий фактор.

Но никакие миллиарды рублей и километры новых дорог не смогут существенно сократить число аварий и смертей, если не изменится сознание каждого водителя и пешехода. А это процесс небыстрый. Поэтому говорить о каких-то кардинальных переменах, на мой взгляд, пока преждевременно. Если только в ближайшем будущем человека за рулём не заменит искусственный интеллект. Перспектива не такая и далёкая, как может показаться. Роботизация транспорта - главная мировая тенденция. В России в рамках стратегии прорабатывается вопрос о законодательном регулировании беспилотных автомобилей. В Минтрансе России создана специальная рабочая группа, занимающаяся развитием этого направления. А в конце этого года в Подмосковье планируется тестирование системы беспилотного вождения транспорта в потоке. Но пока чудо-техника не стала нашей повседневностью, мы должны действовать в рамках поставленных задач и спланированных мероприятий, корректируя их в сторону снижения смертности.

- Пандемия внесла изменения буквально во все сферы нашей жизни. И ситуация с безопасностью дорожного движения не стала исключением. Сам период карантинных мер и возвращение к обычному ритму явились чем-то вроде незапланированного глобального эксперимента. Какие результаты он показал?

- Действительно, ситуация уникальная. По мере спада экономической активности весной нынешнего года сокращалось и количество поездок. Водители и пешеходы подвергались меньшему риску. В марте снизилось количество ДТП на 5 %, в апреле уже на 41,4 %, в мае - на 29,4 %. Число погибших также значительно ниже показателей прошлого года. Такая статистика аварийности связана в основном с ограничительными мерами. Когда же их сняли, ситуация поначалу отличалась нестабильностью. В разные дни происходило то снижение аварийности на 50 %, то всплеск на 30 %.

Всё объясняется довольно просто. Люди, которые снова сели за руль, частично утратили водительские навыки, а некоторые - и чувство опасности, поддавшись эйфории после отменённого локдауна. Трафик вернулся к прежним показателям и даже вырос. Благодаря сдерживающим мерам, в основном профилактического характера, ситуация стабилизировалась.

- Законодательство в области обеспечения безопасности дорожного движения наиболее подвержено различным изменениям. Ежегодно, а порой и чаще, вносятся поправки в КоАП РФ усиливающие ответственность за нарушения технических регламентов, ПДД, иные нормативные акты. Проблемой занимаются лучшие умы: задействованы целые научные институты, по этой теме проводятся многочисленные конференции, симпозиумы, изучается мировой опыт. Неужели нельзя один раз принять норму, актуальную на длительный период?

- В то время, когда готовился базовый Федеральный закон 1995 года «О безопасности дорожного движения», а это было на заре становления новой России, нам казалось, что мы сформировали документ, охватывающий все аспекты, и он станет фундаментальной основой на многие годы. Но практика показала, что это не так. На сегодняшний день в закон внесено уже почти полсотни изменений. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях можно сравнить с лоскутным одеялом, состоящим из массы поправок и дополнений. Правительством Российской Федерации в прошлом году образована межведомственная рабочая группа по подготовке нового документа. По сравнению с действующей редакцией в КоАП в большей степени закладывается инструментарий, нацеленный на злостных правонарушителей Правил дорожного движения. Предлагаемые новеллы способствуют достижению нулевой смертности в результате ДТП. Убеждён, что и в новой редакции документ также будет претерпевать изменения. И это нормально. Думаю, принять какой-то незыблемый правовой акт не получится. Да и не нужно этого делать. Ведь законодательство - это живой организм, постоянно обновляющийся в зависимости от меняющихся условий жизни.

- Давно идут разговоры об ужесточении наказания для водителей, которые, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, стали виновниками ДТП со смертельным исходом. Такие действия хотят приравнять к умышленному убийству. Правда ли, что этот вопрос сейчас прорабатывается с участием профильных комитетов Госдумы?

- Инициатива не нова. Наказание за пьяное вождение уже ужесточалось не раз. В 2015 году введена уголовная ответственность за повторную нетрезвую езду. В Госдуме сейчас находится ещё несколько законопроектов на эту тему, рассматриваются различные меры ответственности. Например, идут жаркие споры вокруг вопроса об изъятии транспортного средства в случае серьёзных последствий в результате ДТП по вине нетрезвого водителя. Изучается мировой опыт. К слову, относительно недавно в Республике Беларусь стала действовать норма, в соответствии с которой у водителей в случае повторного выявления факта управления автомобилем в состоянии опьянения могут конфисковать транспортное средство.

Но рассматривать гибель людей в дорожной аварии как умышленное убийство было бы неправильно. За исключением тех случаев, когда наезд совершён именно с этой целью. Причинение смерти по неосторожности в ДТП - это преступление без умысла. Если же водитель нетрезв, то такое обстоятельство рассматривается как отягчающее.

В то же время, наряду с ужесточением наказаний за ряд преступлений, в России идёт и декриминализация некоторых статей, в том числе связанных с безопасностью дорожного движения. Сейчас уже не все помнят, что ранее сам факт ДТП предусматривал уголовную ответственность, то есть за материальный ущерб можно было сесть в тюрьму.

- Будут ли расширены права инспекторов? Сотрудники порой тратят невероятные усилия, чтобы найти скрывающегося с места аварии. А беглец может просто не открывать полицейскому дверь… При этом постановление по делу об административном правонарушении нельзя выносить по истечении двух месяцев со дня ДТП. Порождается безнаказанность.

- Понимаю, как порой из-за нормативных ограничений бывает сложно неукоснительно соблюдать процессуальные нормы. Но мы обязаны это делать, ведь на этот аспект обращает внимание адвокат обвиняемой стороны, апеллируя к суду. Нередко возникают ситуации, когда инспектор ДПС останавливает машину, создавшую аварийную ситуацию, чтобы исключить её из процесса движения. Он видит, что человек за рулём находится явно в неадекватном состоянии, однако выйти из транспортного средства отказывается. Как же поступить в данном случае: ждать, когда горе-водитель придёт в себя или позволить продолжить движение, что может привести к ДТП?

Пока этот вопрос звучит риторически. Но скоро он найдёт решение. Недавно в Госдуму внесён законопроект, уточняющий и расширяющий права полиции. Самой значимой станет норма, позволяющая сотрудникам вскрывать автомобили и проникать в них для спасения жизни граждан, обеспечения их безопасности, в том числе при пресечении преступления или задержании подозреваемых, обвиняемых, а также если имеются основания предполагать, что водитель находится в состоянии опьянения. Кроме того, причиной для вскрытия салона могут стать несчастный случай с автовладельцем или подозрения, что в машине находятся запрещённые вещества. Наконец, в транспортное средство полицейские могут проникнуть в связи с угрозой теракта. Наиболее актуальными являются и дополнения к статье 15 закона «О полиции», которая оговаривает право стражей правопорядка на вхождение или проникновение на земельные участки, в жилые дома и другие помещения граждан.

Надо отдать должное законодателям, которые оперативно реагируют на проблемы, возникающие при осуществлении процессуальных действий «на земле». Они аккумулируются на уровне федерального ведомства, тщательно прорабатываются, и потом рождается законодательная инициатива.

- А что вы можете сказать о новом законе о средствах индивидуальной мобильности?

- На самом деле речь идёт об изменениях в ПДД, которые вносятся постановлениями Правительства России. Есть проект, предложенный Минтрансом России.

В последние годы на наших улицах появилось огромное количество моторизованных участников движения, которые не вписаны в рамки законодательства. Министерство предлагает внести следующие поправки в ПДД: электросамокаты, гироскутеры, ролики и прочий подобный транспорт теперь выделяется в отдельную группу - средства индивидуальной мобильности (СИМ). Управлять СИМ в состоянии алкогольного опьянения запретят. Их владельцам определят условия и место передвижения. Разрешат ездить, в том числе в пешеходной зоне, а в ночное время обяжут включать фонарь.

Зачастую по техническим характеристикам электросамокаты можно отнести к мопедам. Напомню, что в России для управления таким видом транспорта требуется водительское удостоверение категории М.

Электротранспорт развивает значительную скорость - до 70 километров в час, что создаёт высокую вероятность потери управления. Это представляет смертельную опасность как для несовершеннолетних, так и для окружающих.

- В документах, регламентирующих службу Госавтоинспекции, чаще всего встречаются слова «контроль», «надзор». Но ведь сотрудник призван в первую очередь помогать участникам движения. Не смещён ли акцент в сторону карательных функций, что может негативно сказываться на имидже представителя ГИБДД?

- Если вы откроете закон «О полиции», то в статье 1 найдёте другие слова, определяющие предназначение органов внутренних дел, - это защита и содействие. К одной из обязанностей стражей правопорядка отнесено и оказание первой помощи лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

Есть огромное количество примеров, когда наши сотрудники доставляли беременных в медицинские учреждения и даже принимали роды на стационарных постах ДПС, спасали людей из снежных заносов.

Приведу только свежие факты за сентябрь-октябрь этого года. Инспектор ДПС младший лейтенант полиции Виктор Манаков из Кировской области спас тонущего рыбака. Около полуночи в Курганской области сотрудники ГИБДД вызволили из затора и сопроводили автомобиль с баллонами кислорода для пациентов инфекционной больницы. В Пермском крае госавтоинспекторы старшие лейтенанты полиции Алексей Хитрых и Константин Соколовский вывели из леса заблудившихся женщин и детей. Аналогичный случай произошёл в Брянской области - инспекторы ОГИБДД старший лейтенант полиции Евгений Майоров и лейтенант полиции Дмитрий Николашин участвовали в операции по поиску потерявшихся грибников. Мужчину с 11-летним ребёнком удалось спасти. В Иркутской области в ходе патрулирования около трёх часов ночи старший инспектор ДПС лейтенант полиции Наиль Шагеев и инспектор ДПС Абида Содбоев, увидев дым и языки пламени над крышей одного из частных домов, организовали эвакуацию на пожаре пятерых человек. Сотрудники в Калининградской области лейтенанты полиции Владислав Демченко и Вячеслав Смычник вызволили из огня пожилого мужчину.

Так что говорить о превалировании карательных функций я бы не стал. Но очевидно, что «наказательная политика» необходима в процессе перевоспитания нарушителей и даёт положительный эффект.

- Оснащение дорог видеокамерами не преследует цель заработать на нарушителях, а выполняет функцию профилактики. При этом используются и частные устройства. Не рискует ли их установка превратиться в золотое дно - воткни у каждого поворота объектив и качай денежку. Не вредит ли такой подход задачам ГИБДД? И как распределяются средства со штрафов?

- Действительно, камеры фото- и видеофиксации для того, чтобы снизить аварийность, а не заработать деньги. Законодательство позволяет государству заключать соглашения с частными лицами, которые устанавливают и эксплуатируют аппаратуру за свой счёт. При этом вся полученная информация передаётся в уполномоченный орган ГИБДД. Место «ловушки» определяют власти. Все штрафы идут в бюджет субъекта Российской Федерации и направляются в дорожный фонд. А владелец техники получает фиксированную контрактом (соглашением) оплату.

При этом обе стороны остаются в плюсе: бюджетные средства не расходуются на приобретение камер, обучение персонала, рассылку почтовых сообщений, а предприниматели получают возможность зарабатывать.

За пределами возможного-3.jpgЗа 2013-2020 годы на техническое оснащение улиц и дорог потрачено 3,3 млрд рублей

В субъектах Российской Федерации, за исключением Чукотского автономного округа, насчитывается 15 тыс. стационарных и 3,6 тыс. передвижных комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. За 9 месяцев 2020 года с их помощью выявлено почти 90 % всех административных правонарушений в области дорожного движения. В отношении собственников транспортных средств наложено штрафов на сумму более 71,1 млрд рублей, из которых исполнено 80,3 % постановлений, на сумму 32,8 млрд рублей.

В результате использования комплексов только в прошлом году ликвидировано более 1,5 тыс. аварийно-опасных участков, по мере чего в местах с высокой вероятностью возникновения ДТП передислоцировано 308 стационарных комплексов.

- В век прогресса и техники на смену регулировщику приходят умные приборы, даже искусственный интеллект. Но порой так не хватает на дорогах живого инспектора. Он дисциплинирует, а главное - добавляет уверенности, что в сложной ситуации помощь рядом. Вернётся ли время, когда мы вновь увидим на магистралях постового с полосатым жезлом?

- Действительно, на дорогах из года в год всё меньше сотрудников ГИБДД. С 1 января 2018-го в подразделениях Гоавтоинспекции сокращено свыше 12 тыс. сотрудников. Решение отчасти вызвано повышением уровня развития Системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения и снижением аварийности на территории Российской Федерации.

Одному импонирует человек с жезлом, другого, напротив, раздражает. А нужен ли он - это вопрос целесообразности. Там, где образовалась пробка из-за сбоя светофора, произошла серьёзная авария - необходим. Поэтому сегодня наряды ДПС в основном ориентируются на «точечную» работу на аварийно-опасных участках и трассах со сложной дорожной обстановкой. Экипажи задействованы и в проведении спланированных рейдов по профилактике управления транспортными средствами в состоянии опьянения, они контролируют соблюдение требований по БДД в местах производства дорожных работ, вблизи детских организаций и на маршрутах пассажирских перевозок.

Только в 2019 году проведено более 123,7 тыс. массовых мероприятий по пресечению отдельных видов нарушений Правил дорожного движения, в ходе которых выявлено 51,4 тыс. водителей в состоянии опьянения.

Вернуться в раздел
Милицейская волна