657

Быть первыми - остаться в веках

АВТОР: Дмитрий Годяев
ФОТО: из открытых источников и личных архивов ветеранов / Строители БАМа

50 лет назад, 8 июля 1974 года, в СССР началось возведение БАМа. Этот беспрецедентный проект стал важнейшим этапом создания путей, связывающих нашу страну со всем миром и помогающих развитию экономики. Когда каждый отбитый камень и проложенный на «стройке века» рельс были символом героизма и величия Родины, на охрану общественной безопасности встали молодые, но горячие сердцем милиционеры. Именно им первыми предстояло нести службу в тяжелейших бытовых и климатических условиях вечной мерзлоты.

На этапе зарождения

Проект Тихоокеанской железной дороги обсуждался ещё в Российской империи. Однако воплощение задумки в жизнь стало задачей следующих поколений. В 1926 году началась топографическая разведка местности. Вскоре уложили и первые метры рельсов. Полномасштабное строительство стартовало лишь к концу 1930-х, но помешала Великая Отечественная война. Затем последовал трудный период восстановления.

В 1974-м БАМ получил второе рождение. На Всесоюзную стройку хлынули тысячи советских граждан, ставших основой рабочей силы. Они снесли остатки бараков, в которых десятилетия назад проживали предшественники - заключённые, возводившие участки магистрали.

Шаг за шагом в глухой тайге начала появляться цивилизация. Однако вместе с патриотами-комсомольцами на объект направились и недобросовестные люди. Они посчитали строительство отличной возможностью для незаконного обогащения.

Дружба крепкая

В ноябре далёкого 1974-го в структуре органов МВД СССР образовали Управление МВД СССР на БАМстрое, не имеющее аналогов по своим функциям и задачам. Под руководством полковника милиции Дмитрия Постникова работали не более десяти человек. Все они проходили службу в здании МВД СССР в Москве, часто выезжая в длительные командировки. Но спустя считанные месяцы стало очевидно: внушительная отдалённость от стройки не даёт возможности осуществлять эффективный контроль. Уже весной 1975 года Управление МВД СССР на Байкало-Амурской магистрали передислоцировалось в посёлок Тындинский Амурской области.

Бамовцы уважительно относились к «московской милиции». Нередко гостями правоохранителей становились всенародные любимцы. Так, в 1979-м году к сотрудникам Амурского линейного отдела внутренних дел заглянул легенда советского футбола Лев Яшин. В 1987-м управление посетил дважды Герой Советского Союза космонавт Юрий Малышев.

- Переезд кардинальным образом изменил мою жизнь. Если и существует дружба между человеком и городом, то мы с БАМом два преданных друга-романтика. Я люблю свой город, свой край и горжусь тем, что обеспечивал в нём правопорядок и спокойствие жителей, - вспоминает бывший начальник Тындинского ЛО МВД России на транспорте, а сейчас наставник и почётный гость линейного отдела полковник милиции в отставке Анатолий Бабенко.

Но романтические представления о стройке, воспетой комсомольцами, граничили с суровой реальностью, с которой пришлось столкнуться всем без исключения первопроходцам. Два холодных сарая, помещённых на промёрзшую землю, один телефон для связи, бочка воды - вот и весь «стартовый набор» для новоселья бамовских милиционеров.

Уже через несколько месяцев благодаря специально изготовленным вагончикам, переданным из УВД Волгоградской области, вырос временный городок. Позднее коллеги из Сахалинской области прислали несколько брусовых домов для сотрудников. Практически одновременно с главком создавались линейные отделы в Тынде, посёлках Северобайкальске, Ургале, Золотинке, Чаре и Магистральном.

Закалённые армией милиционеры никогда не жаловались на службу, воспринимая работу как оказанную честь. Стражи правопорядка быстро обживались в новых условиях, восполняя все недостающие бытовые удобства своими руками. Не обходилось и без забавных случаев. Вернувшись из командировки, можно было обнаружить на постели незнакомого человека. Это означало, что в полку прибыло: приехал новый сотрудник, а разместить его негде.

На фото: Оперативная группа УМВД СССР на БАМстрое на месте происшествия, 1983 г.На фото: Оперативная группа УМВД СССР на БАМстрое на месте происшествия, 1983 г.

По воровским следам

Несмотря на всеобщую поддержку, основные функции противодействия преступности на транспорте по-прежнему лежали на плечах линейных милиционеров.

- Накануне грузинским строителям, возводившим посёлок Ния, привезли зарплату за три месяца - был какой-то сбой с выплатой, а утром кассир пришла на работу и увидела, что сейф с деньгами пропал! Как сквозь землю провалился! - вспоминает полковник милиции в отставке Иван Лисняк, отдавший службе на БАМе восемь лет. - Оказалось, ящик в прямом смысле провалился под землю. Возведённое в зоне вечной мерзлоты здание стояло на специальных сваях, обшитых сверху опалубкой. Ещё на этапе постройки хитроумные воры предварительно подготовили там небольшой коридор и изготовили люк в полу. Тщательно замаскировали от чужих глаз. Дождавшись удачного момента, злоумышленники без особых хлопот достали сейф. 120 тысяч - большие деньги по тем временам. Кража прогремела по всему Союзу!

Реакция сыщиков была молниеносной. Подозрение пало на троих ранее судимых мужчин, покинувших посёлок сразу после инцидента. Оперативники связались с представителями банка и уточнили номера серии купюр. Капкан на воров был поставлен.

Банкноты вскоре «засветились» в аэропорту Усть-Кута, в Братске, что в 300 с лишним километрах от Нии. Милиционеры в кратчайшие сроки задержали преступников и вернули бо́льшую часть украденного.

В такт инструментам

Кропотливым трудом, шаг за шагом сотрудники линейных органов внутренних дел наладили быт и установили прочное взаимодействие с общественными организациями. Уже к середине 1979 года здесь функционировали 259 добровольных народных дружин, 87 советов профилактики коллективов трудящихся, 28 инспекций по делам несовершеннолетних и даже 29 отрядов юных друзей милиции.

Так слагалась славная летопись стройки века и начиналась ещё одна значимая глава в истории российских органов внутренних дел на транспорте. Сегодня умудрённые годами ветераны службы с гордостью вспоминают времена, когда стали стражами правопорядка, невидимыми защитниками труда и мира на БАМе.

В такт несмолкающим инструментам комсомольцев-строителей они неустанно охраняли мосты, тоннели и станции. Отдавали себя без остатка обеспечению безопасности тех, кто вкладывал силы и душу в этот грандиозный проект.

Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты, она пересекает 11 полноводных рек и семь горных хребтов.

***

Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола одна из крупнейших в мире, её протяжённость - 4324 километра.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна