Искусство в криминалистике, или Как рисовали преступников
Создание фоторобота - неотъемлемая часть деятельности полиции. Сейчас составить портрет человека на домашнем компьютере может любой пользователь. И всё же это не сравнится с работой настоящего эксперта. Давайте посмотрим, как наука привела органы внутренних дел к успешному розыску злоумышленников.
Плешив и бородат
В Древнем Египте люди, которые искали преступников, применяли две системы описания внешности: краткую и детальную. По ним фиксировали имя, возраст, рост, цвет кожи, форму лица. А так описывали злоумышленника в Древнем Риме в IV веке до нашей эры: «Молодой раб Аристогена, сына Хризиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию, имя его Герман, прозываемый также Нейлос, он уроженец Сирии, из Бамбико, 18 лет от роду, среднего роста, с прямыми ногами, безбородый, с ямочкой на подбородке, с рубцом через левый угол рта».
Однако по таким приметам трудно узнать человека. Нужна была регистрация по отличительным признакам. В мире начали действовать разные методы, среди которых членовредительство и клеймение. При последнем раскалённым железом на тело наносились знаки, указывающие на совершённое преступление. В Средние века такие способы активно практиковались. Во Франции, к примеру, укравших первый раз метили буквой V, а тех, кто совершал кражу повторно - VV. В XVIII веке в России стали клеймить спины осуждённых. Это помогало установить личность человека - при необходимости направлялся запрос туда, где была проведена процедура. Метод не прижился, но полностью от клеймения не отказались.
На этой диаграмме 1893 года показано, как проводить точные измерения
Против воровства в 1705 году Пётр I ввёл указ «О нечинении смертной казни преступникам, кроме бунтовщиков и смертоубийц, о наказании их кнутом, о вырезывании ноздрей у важнейших преступников и заклеймении прочих». Другим документом предусматривалось вырывание ноздрей.
При Екатерине II ставили на лоб литеру, соответствующую деянию. Так, Гаврилу Кремнева - самозванца, выдававшего себя за императора Петра III, - клеймили буквами «Б» и «С». Означало «беглец» и «самозванец». В 1817-м наложение подобных меток запретили в России, а потом и в других странах.
От тайной слежки до тренировки памяти
Варварский способ регистрации лиц, совершивших противоправные деяния, сменился более цивилизованным - словесным методом. Его основателем считается налётчик, аферист и даже убийца Эжен Франсуа Видок. Кто знает преступника лучше, чем сам преступник? Вот и Видок, на счету которого было немало тёмных делишек, явился в 1809 году в префектуру парижской полиции с предложением… очистить Францию от негодяев. Конечно же, взамен на свободу.
Пробыв два года в «должности» тайного осведомителя, он возглавил организацию, получившую название Управление национальной безопасности. На её основе позже создадут ФБР. Здесь действовали тайная слежка и внедрение. Немаловажно то, что новообретённый руководитель ввёл картотеку, где собирал описания внешности каждого преступника. В формуляр вносились фамилия и имя, характерные черты, информация о совершённом злодеянии. Кроме того, Видок и его подчинённые посещали тюрьмы и смотрели на заключённых. Так они тренировали фотографическую память. К слову, преступность во Франции за 10 лет снизилась на 40 %.
Снимки постепенно накапливались, приходилось выставлять их по алфавиту и формировать специальные альбомы. В Берлине к 1910 году один из них состоял из 370 тысяч фотографий. Сотрудники, перебирая пыльные бумаги, часами рылись в поисках нужной информации. Нетрудно догадаться, что вскоре использовать их стало невозможно.
Давайте-ка вас измерим!
В 1879 году объявилась ещё одна заметная фигура - Альфонс Бертильон, сын вице-президента Антропологического общества Парижа. Его трижды исключали из школ за неуспеваемость, несмотря на то, что отец обладал немалым авторитетом. Благодаря связям Бертильона-младшего взяли работать писарем в полицейскую префектуру. В его задачи входило вносить в карточки описания внешности преступников. Спустя время молодой человек заметил, что они мало чем отличаются - все параметры были туманные и подошли бы многим. В жаркий июль, когда Альфонс, осознавая всю бессмысленность работы, заполнял очередной лист, его посетила идея. Людей можно безошибочно отличать друг от друга по размерам тела!
Бертильон с разрешения начальства стал сравнивать фотографии преступников, неделями обмерял регистрируемых: рост, голову, длину рук, пальцев, стоп. Всё это вызывало лишь насмешки коллег, но он не отступал и всё больше убеждался: параметры отдельных частей тела у разных людей ещё могут совпадать, но нескольких одновременно - нет.
Практические опыты Альфонса Бертильона
Альфонс описал свои наблюдения в докладе и отправил префекту. Ответа не было. Отец поверил в сына и, рассчитывая на свой авторитет, стал за него просить, однако безуспешно. Лишь в ноябре 1882 года его друг - парижский адвокат Эдгар Деманж - убедил нового префекта дать Бертильону шанс.
Это оказалось началом многолетнего эксперимента. Уже в 1885-м антропометрия, так назвал свой способ идентификации Альфонс Бертильон, начала применяться в тюрьмах. Криминалистика вышла на новый уровень.
В России тоже существовала практика использования метода антропометрии в разных случаях. Один из таких произошёл в 1909 году, когда осуждённый в 1902-м за тройное убийство Иван Кордино выдавал себя за другого человека. Всё началось с того, что он бежал с каторги и стал благополучно жить под чужой фамилией. За несколько лет успел побывать в разных городах, выехать за границу и даже поработать там. Однажды с фальшивым паспортом мужчина решил вернуться на родину, где его задержали и… начали измерять. Сыщики быстро установили соответствие характеристик и схожесть с фотоснимками, сделанными в 1902 и 1909 годах.
Арестованный дважды
Между тем в противовес положительному опыту всегда найдётся и отрицательный. Так, в американской полиции в 1890 году воцарился хаос, и начальство старалось привести в порядок структуру работы служб по методу Бертильона. В 1896-м несколько шефов полиции поехали в Чикаго обсудить проблему преследования преступников, переезжающих из одного штата в другой. Там они узнали, что как минимум в 150 правоохранительных учреждениях и тюрьмах имеются антропометрические кабинеты. Среди них федеральная тюрьма Ливенуорт, где развенчали метод опознания преступников, известный как бертильонаж.
Но Уест в заключении находился в первый раз, да и не обмеряли его никогда прежде. Сотрудник тюрьмы не верил: перед его глазами лежали две идентичные карточки, но под разными номерами.
«Уилл Уест! Дважды. Взгляни на фотографии! - кричал он. - На этой карточке ты - и на этой тоже. Мерки практически совпадают! Ты № 2626 и уже восемь месяцев находишься в нашей тюрьме. Будешь дальше лгать? Или сознаешься, что придумал этот трюк, чтобы не работать?»
И правда, одинаковыми оказались даже имена. Позже выяснилось: заключённый Уилл Уест № 2626 работает в мастерской и никак не может быть зарегистрированным под № 3246. В связи с этим директор учреждения приказал привести обоих в антропометрическое бюро. Арестанты были словно близнецы. Система потерпела крах.
Узнать по картинке
Сведения о злоумышленниках стражи правопорядка чаще получали от потерпевших и свидетелей. Бывало, важная информация терялась, поэтому криминалисты стали обращаться к созданию составных и рисованных изображений.
В 1952 году французский криминалист Пьер Шабо внедрил использование фрагментов разных снимков в качестве основы для портретной композиции. Жертвы и очевидцы сначала просматривали наборы. Затем художник по отобранным фотофрагментам создавал предполагаемое изображение разыскиваемого человека - фоторобот.
В СССР был хорошо нарисован портрет убийцы Владимира Ионесяна, который проникал в квартиры под видом сотрудника Мосгаза. Благодаря этому криминалисту Софье Файнштейн удалось составить фоторобот. Тогда, в 1963 году, сотрудники милиции опрашивали всех жильцов дома, где было совершено первое нападение. Среди них оказался мальчик Володя Теплов. Он поведал сыщикам, что в их квартиру тоже приходил незнакомец и представлялся работником Мосгаза, однако ребёнок не открыл дверь.
Портрет подозреваемого по уголовному делу Мосгаза
Показания парнишки, хорошо запомнившего мужчину, очень помогли милиционерам. А чтобы воссоздать внешность преступника, следствие обратилось к художнику Науму Карповскому и известному скульптору и антропологу Михаилу Герасимову.
Другой случай, когда пригласили профессионального художника, произошёл несколькими годами позже. В Баку гражданин попытался сбыть фальшивую купюру в буфете на вокзале. Предполагалось, что подозреваемый - иностранец. Учитывая данный факт и другие показания, был выполнен эскиз. Затем приглашённые специалисты из Москвы создали рисованный портрет. На нём потерпевший узнал разыскиваемого. Оказалось, ранее тот уже был судим за фальшивомонетничество.
Виртуальные помощники
Обычные рисунки сменились рисованно-композиционными портретами. Делали их на простых устройствах, в которых переставлялись фрагменты фотоснимков частей лица. Свидетели отбирали из них элементы, они перемещались в рамку, а затем «мозаику» фотографировали.
Чтобы сделать такой снимок, создавались специальные приспособления. В них исходные изображения поэлементно печатались на лентах рулонной фотобумаги. Аппараты в основном были настольные, а количество фрагментов основных частей тела ограниченное. Так, каждая лента прибора ПКБ-2 включала их всего 60.
Устройство линейного типа ПКБ-2. Использовалось для составления фоторобота
Когда на смену пришёл полипроектор моделей PS-309 и PS-309-6, фотофрагменты изготовлялись в виде диапозитивных изображений. Для работы требовалось много усилий: выбрать снимки, классифицировать их, изготовить слайды. В помощь разработали прибор типа синтезатора - «Минолта». Нужен он был для изготовления фотокомпозиционных портретов и передачи изображения по телетрансляционной сети.
Впоследствии создавалось ещё много инструментов. Специалисты стремились облегчить задачу получения качественного фоторобота. Только в начале 1990-х плёнки ушли в прошлое. Их заменили фотоснимки элементов лиц реальных людей. Они находились на катушках в специальном приборе с пятью отверстиями.
…Прошло около 140 лет, как Альфонс Бертильон придумал метод установления личности преступников. Всё это время полицейских, экспертов, учёных вело к новым открытиям одно - идея. Сейчас на помощь криминалистам приходят не только компьютеры, но и специальные средства, позволяющие уменьшать и увеличивать изображение, регулировать яркость и многое другое. Эволюция фоторобота продолжается.
Вернуться в разделЧитайте также
