1203

Классик с мятущейся душой

АВТОР: Алексей Романов

29 января (по новому стилю) 1860 года в провинциальном Таганроге в семье бывшего крепостного, владельца бакалейной лавки родился будущий писатель и драматург Антон Павлович Чехов.

Отложенное детство

Появился на свет младенец, между прочим, на Полицейской улице...

Его детские годы нельзя назвать безоблачными, хотя семья не бедствовала. Как признавался в одном из автобиографических произведений сам классик: «В детстве у меня не было детства». Антон не голодал, не испытывал в чём-либо нужды, учился в одной из лучших гимназий города - причина крылась в другом.

Семья Чеховых придерживалась патриархальных традиций, у будущего писателя было пятеро братьев и сестра, что считалось нормой для того времени. Но отравляли детство Антону не они, а строгий, регламентирующий жизнь всех домашних порядок, установленный суровым родителем. А ему, росшему очень подвижным и любознательным мальчиком, так хотелось пошалить, побегать. Скорее всего, этот синдром «отложенного детства» как-то повлиял на характер и творчество гения, ведь почти все его, даже юмористические рассказы, с которыми он ворвался в литературу, пронизаны лёгкой грустинкой.

Уже в гимназии Антон начинает писать под псевдонимом Чехонте, увлекается искусством. Со временем становится заядлым театралом, не пропуская ни одной новой пьесы, идущей на сцене таганрогского театра. Не случайно герои его первых литературных произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами. Он с удовольствием принимает участие в домашних спектаклях своих товарищей по гимназии.

Ещё учась, Чехов начинает издавать рукописный юмористический журнал, в котором публикует первые рассказы и сценки, сопровождая их неплохими рисунками. Тогда же, под влиянием учителей, товарищей, театра и богатой гимназической библиотеки, где он стал завсегдатаем, формируется стиль будущего драматурга. В то время им написана первая театральная пьеса «Безотцовщина». Её сюжет и герои взяты из небогатой опытом личной жизни и увиденных, подсмотренных бытовых сценок, мастером описания которых он становится.

Прообразом для одного из героев пьесы, по мнению большинства биографов писателя, стал его учитель математики Эдмунд Дзержинский - отец небезызвестного первого председателя ВЧК. Очевидно, что он вместе с математикой преподавал гимназистам популярные тогда в интеллигентской и студенческой среде народнические идеи, подрывавшие единство власти и народа - триаду «Бог - Царь - Отечество».

И эти уроки не прошли даром для талантливого ученика. Чехов не стал известным математиком, но вот поколебать веру многих верноподданных в безупречность существовавших тогда в России порядков ему, благодаря таланту, удалось. При этом, как он признавался друзьям, у него не было ни политических убеждений, ни идей. А главной бедой народа писатель искренне считал невоспитанность и бескультурье.

Увы, аполитичный Чехов не разглядел тех реформ и положительных перемен, в том числе в социальной и культурной сфере, начавшихся в России в конце 90-х годов XIX столетия.

Спустя 13 лет после его смерти, а умер он в 1904 году, Россия содрогнётся от перемен другого толка, начатых захватившими власть большевиками, разогретыми теми же идеями неравенства, социальной несправедливости, в которых, по определению, виновата власть. Но это, как говорится, будет потом.

Я бы в доктора пошёл…

А пока, в 1876 году, нелёгкое детство совсем молодого Чехова по-настоящему закончилось! Его отец разорился и, распродав за долги всё имущество в Таганроге, включая дом, уехал с женой и младшими детьми в Москву.

Оставшись без средств к существованию, 16-летний гимназист вынужден зарабатывать на жизнь частными уроками и продолжает писать.

Помимо любви к театру и писательству, в нём растёт желание стать врачом, чтобы помогать людям. В то время в России достаточно остро стоял вопрос медицинского обслуживания народа, высокой была детская смертность, не хватало больниц и докторов.

Спустя три года, по окончании гимназии, юноша поступает на медицинский факультет Московского университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова) и переезжает в Первопрестольную. В подмосковном Воскресенске (теперь Истре) обустраивается и его родной брат, получивший здесь чуть раньше место земского учителя и шикарную казённую квартиру. Братья часто видятся, общаются, и студент медфака, набирая фактуру, продолжает писать. Его герои - пациенты, обыватели, крестьяне, священники и… полицейские.

Вот как о том периоде рассказывал доктор Архангельский, заведующий Воскресенской больницей, где Чехов, по окончании учёбы в 1884 году, получил место: «Антон Павлович производил работу не спеша… всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. …Душевное состоя­ние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды».

В журналах тем временем появляются литературные дебюты Чехонте: рассказ «Письмо к учёному соседу», юмореска «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.», «Хирургия» и прочие. В 1884 году выходит его первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены».

Чехов был молодым, авантюрным, пробующим жизнь на вкус, любящим пошутить, как сказали бы сейчас, «приколоться». Иногда эти шутки выходили за рамки дозволенного законом и привлекали внимание полиции. Ничего аполитичного, скорее, мелкое хулиганство, больше похожее на недоразумение, но порой заканчивавшееся препровождением в околоток.

Не эти ли эпизоды дали ему повод отыграться на «фараонах» в сатирическом рассказе «Хамелеон» (1884 г.), где полицейские Очумелов и Елдырин выставлены на всеобщее посмешище как люди жадные и беспринципные?

 «Бежал бродяга с Сахалина…»

В 1885-1886 годах наступает период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» - автора коротких, в основном юмористических рассказов. В то время, по его собственному признанию, он писал по рассказу в день. Современники считали, что мастер и останется в этом жанре, но весной 1886 года писатель получил письмо от известного русского литератора Дмитрия Григоровича, в котором тот критиковал Чехова за то, что автор тратит талант на «мелочишки». Впоследствии к его словам присоединились другие критики и издатели.

Чехов, оставаясь всю жизнь неуверенным в себе человеком, прислушался к советам. Его рассказы становятся длиннее и серьёзнее. Он отправляется на юг, в родные места. Эта поездка оживила воспоминания о молодости и дала материал для лирической повести «Степь».

Позже он ездил по «гоголевским местам», посещал Крым и Кавказ. Но ничего нового из-под пера не вышло. Чехов недоволен собой, у него появляется идея посетить Сахалин. Этот чудо-остров и сегодня для многих остаётся загадочным и недоступным, а уж тогда тем более. Но именно эта отдалённость и устраивала мятущуюся, беспокойную натуру нуждавшегося в самоутверждении талантливого литератора.

Путь через Сибирь на остров занял три месяца. За это время автор словно ожил, написал девять очерков, объединённых под общим названием «Из Сибири». На Сахалине, где отбывали свой срок каторжане, в основном рецидивисты с «тяжёлыми статьями», Антон Павлович, вопреки строгому запрету властей, общается с ними, узнаёт истории их жизни, причины ссылки и набирает богатый материал для своих заметок. А главное - ещё больше убеждается в несправедливости «этой жизни» и пуще прежнего грезит о светлом будущем, где не будет тюрем, каторг и несчастных людей. Это путешествие, по признанию Чехова, оказало огромное влияние на все его последующие произведения.

Последние аккорды

Классик с мятущейся душой-2.jpg

Вернувшись из дальней поездки, писатель с жадностью берётся за перо. Поселившись в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке, работает над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6». Его известность растёт. Он встречается с журналистами, писателями, артистами. 

Но шумная Москва скоро утомляет его, и в 1892 году Чехов переезжает в подмосковное Мелихово. Там им было написано 42 произведения.

В 1898-м писатель купил в Ялте участок земли, где по его проекту был разбит сад и построен дом. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья постоянно живёт у моря, лишь изредка наведываясь в Москву, где его жена, артистка Ольга Книппер, блистает в труппе образованного в 1898 году Московского Художественного театра.

В ХХ век Антон Павлович вошёл со скандалом. В 1900 году, при выборах членов Академии наук в разряде изящной словесности Отделения русского языка и словесности, Чехов был избран в число почётных академиков. Но через год, под влиянием либерального писателя Владимира Короленко, отказался от этого звания в знак протеста против распоряжения императора Николая II аннулировать избрание в почётные академики Максима Горького. К тому времени будущий советский пролетарский писатель вошёл в явный диссонанс с властями, и шаг царя был вынужденной мерой.

Антон Павлович, оставаясь человеком очень чутким к несправедливости, наверняка не принял бы жёстких реалий советской действительности. Он и не дожил до этих страшных времён, умерев от туберкулеза на немецком курорте Баденвайлер. При этом оставался всем сердцем преданным России патриотом, которую искренне любил и хотел помочь ей чем и как только мог.

Спасение, напомним, он видел в воспитанности и культурности человека. Стали ли мы, почитая Чехова, воспитаннее и культурнее - вот в чём вопрос?

Вернуться в раздел
Милицейская волна