Под звон колоколов

Это преступление относится к категории тех, которые становятся резонансными годы спустя после раскрытия. Тогда, в апреле 1993 года, ушедшая, как казалось, в свои проблемы Россия равнодушно отнеслась к жестокому злодеянию, совершённому в недавно возвращённом Русской православной церкви монастыре - Мужской Свято-Введенской Оптиной пустыни Калужской епархии.
Пустил по ложному следу
В Пасху, ранним утром 18 апреля, на монастырской звоннице - открытом помосте, где крепились колокола, были жестоко убиты два монаха: иноки Трофим и Ферапонт. Их тела обнаружили паломники практически сразу после того, как вдруг оборвался праздничный перезвон. Чуть позже в леске за монастырской оградой, на дороге, ведущей в скит, нашли тело иеромонаха Василия. Все были убиты одинаковым способом - ударом в спину острым колюще-режущим предметом.
При осмотре места происшествия у звонницы милиционеры обнаружили паспорт и трудовую книжку монастырского кочегара. Допросив перепуганного истопника - бомжа, которого приютила обитель, правоохранители поняли: их попытались пустить по ложному следу. Документы были украдены и подкинуты на место преступления заранее.
Поиск по горячим следам не дал результата, но стало очевидно: убийства хорошо спланированы. Постепенно картина прояснялась…
Неопознанные голоса
Николай Аверин родился в 1961 году в обычной семье советских колхозников в одной из деревень Козельского района Калужской области. Всё как у других людей: родители, брат и сестра, детский сад, школа, армия. Отдав долг Родине, поступил учиться в Калугу на киномеханика. Служил, правда, Аверин в Афганистане - туда только-только вошли наши войска, но вернулся внешне здоровым, без единой царапины. Подробностями ни с кем никогда не делился и вообще слыл человеком нелюдимым.
Как выяснилось позже, такие «диалоги» доставляли Аверину, помимо беспокойства, нечеловеческие муки. Голоса буквально издевались над ним и заставляли делать жуткие вещи: есть бумагу, разбивать голову об стены, выпрыгивать из окон. Чтобы навсегда избавиться от их влияния, молодой человек несколько раз пытался совершить суицид, но всё заканчивалось госпитализацией. В конечном итоге голоса убедили несчастного, что во всех мучениях виноват Христос, а просить защиты от него нужно у его антипода - сатаны, у которого свои счёты с Богом и его служителями...
«Психушка» по нему плакала
У людей, плохо знавших Аверина, он не вызывал подозрений. Ну, со странностями человек - так ведь это лечится! Зато в общении вполне безобиден и вежлив. Некоторые близкие люди даже считали его весьма спокойным и рассудительным. Соответствовал этому и внешний вид: был он тщедушен, узкоплеч, плешив, ниже среднего роста и казался вполне безобидным малым, не вызывая ни подозрений, ни опасений. Даже у опытных оперов, хотя…
Первый раз Аверин чуть не попал за решётку ещё в 1990 году. Пожилая женщина написала на него заявление в милицию. Однако до суда дело не дошло, поверив слезам Николая, она забрала бумагу.
…Следствие не сразу включило его в круг подозреваемых. Во-первых, уж слишком много людей было в монастыре накануне Пасхи и в сам праздник. Во-вторых, сыщики искали матёрого рецидивиста, обладающего недюжинной силой, сумевшего в одиночку «завалить» трёх крепких мужчин. А какой, казалось, из хилого Аверина убийца, если он не смог справиться даже с пожилыми женщинами?
Три шестёрки
Тем временем работа по раскрытию преступления продолжалась. Неподалёку от звонницы оперативники нашли солдатскую шинель. На внутренней подкладке, где владельцы обычно указывают фамилию, было ручкой написано «666», а в кармане форменной одежды находился длинный нож. На лезвии выгравированы эти же цифры и характерная надпись «сатана».
Недалеко от места преступления обнаружили второй нож, ещё большего размера, который вернее будет назвать мечом или тесаком. Он также был в сатанинской символике. Холодное оружие с бурыми пятнами на клинке отправили на экспертизу, практически никто не сомневался, что убийство - дело рук дьяволопоклонника.
Исследование подтвердило: преступления совершены одним из этих ножей. А на изоленте, которой была обмотана рукоятка меча, эксперты обнаружили отпечатки пальцев, хотя их носитель и попытался от них избавиться.
…Коротко о жертвах преступления. Все, кто знал инока Трофима, говорили о нём как о трудяге с золотыми руками. Он не боялся никакой работы. Главное, чтобы она приносила пользу. До монастыря был фотографом, пожарным, моряком рыболовного флота.
Инок Ферапонт пять лет служил в армейском спецназе. Известен случай, когда на него совершили нападение три злоумышленника, искавшие приют в стенах монастыря. Монах так быстро их разбросал и обезоружил, что свидетели не только не успели прийти на помощь, но даже понять произошедшее.
монастыре Ферапонт работал в столярной мастерской. Неразговорчивый и на первый взгляд нелюдимый инок неожиданно быстро нашёл подход к местной молодёжи. Ребята со всего района стекались к его столярному станку, а он с удовольствием учил их резьбе по дереву.
Иеромонах Василий в прошлом являлся членом сборной СССР по водному поло. Имел в этом виде спорта звание чемпиона Европы. Сильный и спортивный молодой человек окончил МГУ, мог стать журналистом, но избрал другой путь. Он одним из первых приехал в Оптину пустынь возрождать монастырь. Не раз посещал колонии строгого режима и проводил миссионерские беседы с заключёнными.
Путёвка в рай
Когда следствию стало ясно, кого искать, дело пошло быстрее. На второй день после совершения убийств сыщики получили информацию от жившего на окраине одной из деревень лесничего. К нему пришёл подозрительный мужчина, вёл себя агрессивно, угрожал оружием. Но фронтовик старой закалки быстро оценил ситуацию и предложил непрошеному гостю с дороги выпить, закусить и успокоиться. Это сработало. Подобрев, тот попросил у хозяина одежду, переоделся и покинул дом. По описанию незнакомец был схож с Авериным.
После он лесами и полями добрался до Тульской области. Но знакомых в этих краях у него не было. Совершив кражу на одной из дач, Николай решил возвращаться домой. Автобусом добрался до Калуги, оттуда до Козельска, где остановился в доме тётки. От неё сделал звонок соседям, попросив их сообщить родителям, что он «в полном порядке». Затем со спокойной душой лёг спать.
Торопясь, он рассказывал следователю о внутренней борьбе с Богом, которому не мог отомстить, поэтому решил убить его верных служителей. Вместе с тем утверждал, что никакого зла на них не держал, просто «идёт война между Богом и сатаной», а он один из лучших учеников последнего. Аверин считал, что ему не в чем каяться, и погибших не жаль, поскольку «монахи сейчас находятся в раю».
Следователь, фиксируя показания, был уверен: фигурант «косит под дурачка», чтобы избежать высшей меры наказания. Ведь мораторий на смертную казнь будет принят только три года спустя. Однако Аверина признали невменяемым и отправили на принудительное и пожизненное лечение в психиатрическую больницу.
По прошествии почти 30 лет об Аверине уже не вспоминают, а вот убитые ими монахи привлекают к себе всё больше людей. Над их могилами воздвигнута часовня, где ежедневно проходят заупокойные службы - панихиды. Вернуться в разделЧитайте также
