2006

Под звон колоколов

АВТОР: Роман Илющенко
ФОТО: Коллаж Евгения Карташова

Это преступление относится к категории тех, которые становятся резонансными годы спустя после раскрытия. Тогда, в апреле 1993 года, ушедшая, как казалось, в свои проблемы Россия равнодушно отнеслась к жестокому злодеянию, совершённому в недавно возвращённом Русской православной церкви монастыре - Мужской Свято-Введенской Оптиной пустыни Калужской епархии.

Пустил по ложному следу

В Пасху, ранним утром 18 апреля, на монастырской звоннице - открытом помосте, где крепились колокола, были жестоко убиты два монаха: иноки Трофим и Ферапонт. Их тела обнаружили паломники практически сразу после того, как вдруг оборвался праздничный перезвон. Чуть позже в леске за монастырской оградой, на дороге, ведущей в скит, нашли тело иеромонаха Василия. Все были убиты одинаковым способом - ударом в спину острым колюще-режущим предметом.  

В УВД Калужской области о совершённом преступлении стало известно через 20 минут. Ещё через полчаса следственно-оперативная группа во главе с заместителем начальника уголовного розыска подполковником милиции Александром Комзаревым выехала в Оптину пустынь. А ближе к полудню того же дня там работала межведомственная команда. Поиск подозреваемого начался сразу: стражи правопорядка перекрыли ведущие к обители дороги, проверяли подозрительных лиц, опрашивали свидетелей.

При осмотре места происшествия у звонницы милиционеры обнаружили паспорт и трудовую книжку монастырского кочегара. Допросив перепуганного истопника -  бомжа, которого приютила обитель, правоохранители поняли: их попытались пустить по ложному следу. Документы были украдены и подкинуты на место преступления заранее.

Поиск по горячим следам не дал результата, но стало очевидно: убийства хорошо спланированы. Постепенно картина прояснялась… 

Неопознанные голоса

Николай Аверин родился в 1961 году в обычной семье советских колхозников в одной из деревень Козельского района Калужской области. Всё как у других людей: родители, брат и сестра, детский сад, школа, армия. Отдав долг Родине, поступил учиться в Калугу на киномеханика. Служил, правда, Аверин в Афганистане - туда только-только вошли наши войска, но вернулся внешне здоровым, без единой царапины. Подробностями ни с кем никогда не делился и вообще слыл человеком нелюдимым.

Равнодушным к вере родным Аверина показалось странным, что Николай вдруг потянулся в храм, которых тогда - в начале 80-х - практически не было в округе, а на месте Оптиной пустыни стояли руины. Дома вдруг появились иконы, духовная литература. Молодой человек по ночам сидел за книгами, размышлял о прочитанном. Может быть, слишком много, поскольку вскоре заявил родным: мол, слышит голоса, с которыми общается.

Как выяснилось позже, такие «диалоги» доставляли Аверину, помимо беспокойства, нечеловеческие муки. Голоса буквально издевались над ним и заставляли делать жуткие вещи: есть бумагу, разбивать голову об стены, выпрыгивать из окон. Чтобы навсегда избавиться от их влияния, молодой человек несколько раз пытался совершить суицид, но всё заканчивалось госпитализацией. В конечном итоге голоса убедили несчастного, что во всех мучениях виноват Христос, а просить защиты от него нужно у его антипода - сатаны, у которого свои счёты с Богом и его служителями...

«Психушка» по нему плакала

У людей, плохо знавших Аверина, он не вызывал подозрений. Ну, со странностями человек - так ведь это лечится! Зато в общении вполне безобиден и вежлив. Некоторые близкие люди даже считали его весьма спокойным и рассудительным. Соответствовал этому и внешний вид: был он тщедушен, узкоплеч, плешив, ниже среднего роста и казался вполне безобидным малым, не вызывая ни подозрений, ни опасений. Даже у опытных оперов, хотя…

Первый раз Аверин чуть не попал за решётку ещё в 1990 году. Пожилая женщина написала на него заявление в милицию. Однако до суда дело не дошло, поверив слезам Николая, она забрала бумагу.

Но год спустя всё повторилось. В этот раз он нанёс побои другой жертве. Слёзы и раскаяние не помогли - уголовное дело было возбуждено. Между тем суд решил проверить фигуранта на вменяемость. Проведённая экспертиза показала, что молодой человек болен шизофренией. Вместо тюрьмы Аверин на год отправился в психиатрическую лечебницу.

…Следствие не сразу включило его в круг подозреваемых. Во-первых, уж слишком много людей было в монастыре накануне Пасхи и в сам праздник. Во-вторых, сыщики искали матёрого рецидивиста, обладающего недюжинной силой, сумевшего в одиночку «завалить» трёх крепких мужчин. А какой, казалось, из хилого Аверина убийца, если он не смог справиться даже с пожилыми женщинами? 

Три шестёрки

Тем временем работа по раскрытию преступления продолжалась. Неподалёку от звонницы оперативники нашли солдатскую шинель. На внутренней подкладке, где владельцы обычно указывают фамилию, было ручкой написано «666», а в кармане форменной одежды находился длинный нож. На лезвии выгравированы эти же цифры и характерная надпись «сатана».

Недалеко от места преступления обнаружили второй нож, ещё большего размера, который вернее будет назвать мечом или тесаком. Он также был в сатанинской символике. Холодное оружие с бурыми пятнами на клинке отправили на экспертизу, практически никто не сомневался, что убийство - дело рук дьяволопоклонника.

Исследование подтвердило: преступления совершены одним из этих ножей. А на изоленте, которой была обмотана рукоятка меча, эксперты обнаружили отпечатки пальцев, хотя их носитель и попытался от них избавиться.

Вскоре клубок начал распутываться. Выяснилось, что странные надписи на орудиях попросил сделать гравёра мужчина, по описанию похожий на Николая Аверина. В мастерской не возникло вопросов к заказчику, потому как в начале 90-х на экраны вышел фильм «Омен», где открыто пропагандировался сатанизм и соответствующая символика. Тогда и появилась мода «на три шестёрки» - это значит, у человека есть желание «поиграть» с сатаной. Аверин же на полном серьёзе жаждал вступить в воинство тёмных сил!

…Коротко о жертвах преступления. Все, кто знал инока Трофима, говорили о нём как о трудяге с золотыми руками. Он не боялся никакой работы. Главное, чтобы она приносила пользу. До монастыря был фотографом, пожарным, моряком рыболовного флота.

Инок Ферапонт пять лет служил в армейском спецназе. Известен случай, когда на него совершили нападение три злоумышленника, искавшие приют в стенах монастыря. Монах так быстро их разбросал и обезоружил, что свидетели не только не успели прийти на помощь, но даже понять произошедшее.

 монастыре Ферапонт работал в столярной мастерской. Неразговорчивый и на первый взгляд нелюдимый инок неожиданно быстро нашёл подход к местной молодёжи. Ребята со всего района стекались к его столярному станку, а он с удовольствием учил их резьбе по дереву.    

Иеромонах Василий в прошлом являлся членом сборной СССР по водному поло. Имел в этом виде спорта звание чемпиона Европы. Сильный и спортивный молодой человек окончил МГУ, мог стать журналистом, но избрал другой путь. Он одним из первых приехал в Оптину пустынь возрождать монастырь. Не раз посещал колонии строгого режима и проводил миссионерские беседы с заключёнными.  

Путёвка в рай

Когда следствию стало ясно, кого искать, дело пошло быстрее. На второй день после совершения убийств сыщики получили информацию от жившего на окраине одной из деревень лесничего. К нему пришёл подозрительный мужчина, вёл себя агрессивно, угрожал оружием. Но фронтовик старой закалки быстро оценил ситуацию и предложил непрошеному гостю с дороги выпить, закусить и успокоиться. Это сработало. Подобрев, тот попросил у хозяина одежду, переоделся и покинул дом. По описанию незнакомец был схож с Авериным.

После он лесами и полями добрался до Тульской области. Но знакомых в этих краях у него не было. Совершив кражу на одной из дач, Николай решил возвращаться домой. Автобусом добрался до Калуги, оттуда до Козельска, где остановился в доме тётки. От неё сделал звонок соседям, попросив их сообщить родителям, что он «в полном порядке». Затем со спокойной душой лёг спать.

Сотрудники органов внутренних дел решили брать его в постели. Понять, что происходит, Аверин смог, лишь когда увидел на своих руках наручники. При нём оказался охотничий обрез, снаряжённые патроны к нему. Злоумышленника доставили в отделение милиции, где он сразу стал давать признательные показания.

Торопясь, он рассказывал следователю о внутренней борьбе с Богом, которому не мог отомстить, поэтому решил убить его верных служителей. Вместе с тем утверждал, что никакого зла на них не держал, просто «идёт война между Богом и сатаной», а он один из лучших учеников последнего. Аверин считал, что ему не в чем каяться, и погибших не жаль, поскольку «монахи сейчас находятся в раю».

Следователь, фиксируя показания, был уверен: фигурант «косит под дурачка», чтобы избежать высшей меры наказания. Ведь мораторий на смертную казнь будет принят только три года спустя. Однако Аверина признали невменяемым и отправили на принудительное и пожизненное лечение в психиатрическую больницу.

По прошествии почти 30 лет об Аверине уже не вспоминают, а вот убитые ими монахи привлекают к себе всё больше людей. Над их могилами воздвигнута часовня, где ежедневно проходят заупокойные службы - панихиды.  Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна